Пробки попали под перехват

Уличные магистрали «вздохнут» свободнее, обнадежил горожан Смольный, обнародовав планы по расширению сети перехватывающих парковок. Весть и правда благая: вариантов оставить машину и пересесть, въезжая в город, на метро пока не так много. Что такое 13 действующих в девяти районах города «перехваток» на полторы с лишним тысячи машино-мест для мегаполиса? Однако известие о резком подорожании разового проезда на муниципальном транспорте, по мнению многих, способно скомпрометировать эту полезную идею.

 Пробки попали под перехват | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Первая перехватывающая парковка появилась в Петербурге почти десять лет назад, показав путь к снижению пробок и повышению нагрузки на общественный транспорт.

Город уже давно ждет, когда «перехватывающая» сеть охватит все конечные пункты метро, а затем железнодорожные станции и прочие крупные пересадочные узлы. Не стал переломным и нынешний год: к дюжине такого рода объектов добавился только один - у станции метро «Бухарестская», да еще три проектируются по соседству с «бойкими» точками метрополитена.

По данным, которые обнародовал Смольный, через два-три года сеть «перехваток» в северной столице увеличится едва ли не втрое. В будущем году Петербург, как обещают, получит их почти столько же, сколько имеет, а еще через год дополнительно одиннадцать. Таким образом, к чемпионату мира по футболу-2018 или к концу «спортивного» года будут действовать 36 городских парковок, увязанных с маршрутами метро и рассчитанных на 4 тыс. машин.

А в целом, в соответствии с программой «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга на 2015 - 2020 гг.», число мест на таких паркингах вырастет до 6590.

«Плюсы от пользования ими неоспоримы: не нужно тратить время на дорогу в часы пик, искать место для машины. К тому же это экономит средства водителей: если соблюдаешь правила, можно парковаться бесплатно, - говорит начальник отдела перспективного развития комитета по развитию транспортной инфраструктуры Александр Мишкевич. - Поэтому мы и дальше будем привлекать внимание горожан к такой услуге».

Денежной выгоды тут немного, хотя динамика прослеживается: с января по сентябрь 13 действующих парковок принесли доход в размере 4,2 млн рублей - почти вдвое больше, чем за весь 2015 год (2,2 млн). За те же 9 месяцев петербуржцы воспользовались «перехватками» 226 тыс. раз - чуть меньше, чем полностью за предшествующий год (265 тыс.).

Но выгода не всегда конвертируется в звонкую монету: уменьшение пробок важнее. Платить автомобилисту приходится лишь в случае, если, оставив «железного коня» недалеко от метро, он не воспользуется общественным транспортом хотя бы единожды за день. Да и тогда плата, 25 рублей в час, будет относительно невелика. За постой в неурочное время, с восьми вечера, ему придется платить из расчета 150 рублей за 11 часов.

Программа рассчитана прежде всего на жителей пригородов и дальних от предприятий и офисов мест. На севере города эта услуга востребована у тех, кто едет из Мурина, Парголова, Сертолова и бросает руль у станций «Гражданский проспект» и «Проспект Просвещения», на востоке - у обитателей Кудрова, Колтушей, Всеволожска («Ладожская»), а в южной части - у жителей Пушкина, Павловска, Шушар («Купчино» и др.).

Но спрос превышает предложение, а в некоторых частях города водители лишены такой возможности вообще. Хотя в Приморском районе удалось-таки найти два участка для строительства значимого объекта. А вот в Москве землю для перехватывающих парковок дает метрополитен - на участках, ему принадлежащих, и он же ими командует.

«В нашем городе ощущается дефицит участков, свободных от прав третьих лиц и находящихся за пределами зеленых насаждений и охранных зон, - комментирует Артем Хрюкин, руководитель петербургского Центра управления парковками. - В результате мы имеем две не самые близкие от метро парковки - у станций «Ленинский проспект» (1,2 км) и «Площадь Александра Невского» (800 м). Однако мнение жителей стараемся по возможности учитывать».

На самом деле число удаленных от метро парковок больше, и загруженность их в среднем составляет не 80%, как убеждают официальные данные, а существенно ниже. И в выходные, и в будни. К примеру, парковка, у «Бухарестской» утром оживает, а днем обычно пустует, не считая нескольких одиноких машин. Она не так давно возникла вместо стихийной стоянки у автоунивермага и успехом, как видно, не пользуется.

«Водители народ избалованный, а метро не так близко, - поясняет Валерий Иванов, сам ненадолго оставивший руль. - Проще заехать в «Призму», которая имеет подземный паркинг и находится там же, где и «Бухарестская». Оставил машину, немного потом заплатил, если вышел за бесплатный лимит, и езжай себе дальше: тепло, сухо, никуда не нужно идти. Хотя я согласен: перехватывающие парковки нужны, пробки замучили».

Ближе всего к центру города - парковка у станции «Площадь Александра Невского», она заполнена меньше чем наполовину. Можно предположить, что машины тут ставят и жители соседних домов. Подъехать и выехать сложно, съема движения не вполне продумана, сетуют автомобилисты. Вдобавок мало указателей, чтобы сориентировать не знакомых с этим районом водителей. Но для тех, кто приезжает в расположенный рядом бизнес-центр «Москва» и оставляет машину на весь день, выгода очевидна: за платную парковку там нужно выкладывать по 200 рублей в час.

Не смущает и то, что ответственности за автоимущество, случись что, парковка не несет (на двух «перехватках», у станций «Парнас» и «Волковская», видеонаблюдение пока вовсе отсутствует). А также тот факт, что автоматизированные системы сегодня действуют лишь на пяти парковках (до конца года появятся еще на двух), да и там до конца фактически не отлажены.

В перспективе вся эта «умная» автоматика будет интегрирована в информационную систему «Единое городское парковочное пространство» и со сбоями будет покончено, убеждают чиновники. По их мнению, сегодняшние сбои происходят из-за неумелых действий автовладельцев. Но что ожидает бесплатные парковки после резкого скачка цен на жетоны, чиновники при этом не уточняют.

«Я бы не стал преувеличивать роль перехватывающих парковок, это не главная мера, чтобы снизить нагрузку на общественный транспорт, - считает Антон Финогенов, гендиректор института территориального планирования «Урбаника». - Проблему надо решать в комплексе, развивая новые виды скоростного городского транспорта - тот же легкорельсовый трамвай, и смелее перенимать опыт европейских столиц».

СПРАВКА

В 2017 г. в Петербурге планируется построить две перехватывающие парковки на 184 места у железнодорожной станции Царское Село, еще три у «Купчино» суммарно на 356 мест, по одной у станций «Рыбацкое», «Проспект Ветеранов» и «Улица Дыбенко» (на 381 место в целом). Чуть позже две парковки появятся у «Проспекта Большевиков», столько же обретет Приморский район (станции «Старая Деревня» и «Черная Речка»). И две дополнительные парковки намечено разместить по соседству с северными точками метро - «Гражданский проспект» и «Проспект Просвещения». Кроме того, если говорить о пригородах, Петергоф получил в этом году три парковки для туристических автобусов и легковушек, и скоро подобная откроется в Ораниенбауме.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5835) от 22.11.2016.


Комментарии