Пробки на рельсах. Закрытие станции метро «Ладожская» стало испытанием транспортной системы

Этот понедельник в Петербурге начинался в субботу. Не как у Стругацких — из‑за повышенного энтузиазма трудящихся, а из‑за обильных субботне-воскресных снегопадов, поставивших коммунальщиков в сложное положение. В итоге неделя началась непросто для всех — пешеходов, автолюбителей и пассажиров общественного транспорта. Но особенно сложно — для тех, кто привык пользоваться станцией метро «Ладожская».

Пробки на рельсах. Закрытие станции метро «Ладожская» стало испытанием транспортной системы | ФОТО Natalia Yakovleva Unsplash

ФОТО Natalia Yakovleva Unsplash

По‑настоящему первым днем испытания транспортной системы на прочность стал понедельник, 6 марта. И начался он с ДТП — трамвай, работавший в режиме челнока по маршруту № 30 (от «Ладожской» по Гранитной улице, Новочеркасскому проспекту и мосту Александра Невского до Перекупного переулка), около семи утра сошел с рельсов на прямом участке Амбарной ул., неподалеку от станции метро «Площадь Александра Невского». Эта неприятность случилась с «дебютантом» производства ПК «Транспортные системы» под названием «Невский». Трамвай «умный», красивый, новенький, а вот пути в Центральном районе старые, да еще этот снег… Движение транспорта по рельсам полностью нарушилось, сообщили в профильном комитете Смольного. С 7.09 шаттлы от «Ладожской» пошли по укороченной трассе только до «Новочеркасской», а в 7.55 движение трамваев по всему маршруту было восстановлено. Также с 7.20 его усилили пятью дополнительными трамваями из резерва.

Итоги: окрашенный красным и бордовым цветами утренний Заневский проспект и некоторые местные дороги, изрядно потрепанные нервы пассажиров и сотни опоздавших на работу в первый день рабочей недели.

С Исполкомской улицы на короткий отрезок пр. Бакунина они выруливают один за другим, с 15‑секундным интервалом: 65‑й, 39‑й, 7‑й, снова 39‑й… В 8.32 подкатывает новенький 30‑й, из него выходят шестеро. Сажусь. Я в салоне одна. Все ближайшие остановки также пусты. Едем не быстро, но все же скоро догоняем несколько ранее ушедших трамваев. Первая пробка минуты на три — у светофора на выезде с Херсонской на Амбарную улицу.

По-настоящему массово люди садятся в трамвай только у станции метро «Площадь Александра Невского», занимают все сидячие места, многие стоят. На мост въезжаем в 8.42, преодолеваем его всего за две минуты (спасибо обособлению путей делиниаторами — окружающее автомобильное «стадо» движется в отличие от нас еле‑еле). В 8.47 мы уже на Заневской площади — тут народа садится еще больше.

«Вас приветствует коллектив «Горэлектротранса», — транслирует медиакомплекс в салоне. — Проезд бесплатный. Счастливого пути!» Похоже, нас действительно сегодня приветствует большая часть коллектива ГЭТ: почти на каждой остановке обнаруживаются его сотрудники с планшетами в руках и в оранжевых жилетах — они фиксируют выполнение графиков движения и загруженность трамваев.

Некоторое время едем по выделенным путям почти без задержек, пропустив лишь пару раз циклы у светофоров. Все в целом неплохо, только в салоне периодически попахивает жженой резиной или пластиком. Вот впереди замаячил Ладожский вокзал, народ передислоцировался к дверям…

И тут наш трамвай встал. На третьей минуте пассажиры обеспокоенно задвигались, пытаясь понять причину задержки, на четвертой начали возмущаться… Итог: на «Ладожскую» мы прибываем только в 9.05. То есть весь путь шаттла занял не 18 – 19 минут, как нам ранее сообщали в комитете по транспорту, а все 33.

Почему мы так долго стояли? — спрашиваю водителя, проходящего к кабине в противоположном конце вагона.

Ждали, когда остановка освободится, — отвечает он.

Это что, я тут вчера больше восьми минут простоял, везде, куда только можно было, опоздал, — рассказывает мужчина в форме охранника.

Очень медленно получается, — делится другой пассажир. — Ехал вчера от площади Александра Нев­ского до Индустриального — так я за это же время на троллейбусе до Хасанской бы доехал спокойно.

Зеленокрылые «Чижики» подходят один за другим. Немногие вышедшие из вагонов поворачивают направо к автобусам-троллейбусам, но основная масса пассажиров идет налево — к переходу через пути. Туда их направляют мужчины в ярких желтых жилетах с надписью «Транспортная безопасность». Впрочем, и пассивная навигация на остановке «Чижика» вполне понятная: вдоль всего перрона развешаны большие плакаты: «Пересадка на трамваи № 30 до станций метро «Новочеркасская» и «Площадь Александра Невского», а также указатели поменьше: «К бесплатному трамваю № 30». На моих глазах парнишка спрыгивает с платформы и перебегает на другую сторону к остановке трамваев ГЭТ прямо у таблички «Проход по путям запрещен» («жилетка» на это никак не реагирует). Остальные торопливо, плотным строем шагают по неширокой «озаборенной» дорожке к действующему безопасному переходу — до него чуть больше ста метров. Да, ширина ее явно не рассчитана на нагрузку выбывшей «Ладожской»… Последние пассажиры, сошедшие с «Чижика», ускоряются, видя, что «тридцатка» готова отчалить.

Не волнуйтесь, не спешите, сейчас подъедет следующий вагон! — объясняют людям дежурные представители «Горэлектротранса» на той стороне. Чем быстрее отправится в сторону центра этот трамвай, тем меньше простоят в пробке на подъезде к «Ладожской» остальные. Но в целом пересадка здесь, при имеющихся дежурных, помощниках и контролерах, пока осуществляется достаточно слаженно. Если бы только не простои на подъезде…

Подкатывает следующий шаттл — видавший виды вагон из резерва. За ним уже очередь из четырех-пяти трамваев, стоящих на приличном расстоянии друг от друга.

В 9.23 трогаемся в обратный путь. На Новочеркасском проспекте автоинформатор рекомендует нам воспользоваться пересадкой на метро на станции «Площадь Александра Невского» в связи с увеличенным пассажиропотоком на «Новочеркасской». Тем не менее, когда мы в 9.35 останавливаемся у «Новочеркасской», абсолютное большинство пассажиров выходят там, в трамвае остаются не более десятка человек.

А мне как раз туда и надо — чтобы попасть на зеленую ветку, — объясняет соседка. — Уже страсть как надоели эти переходы. Хорошо, что сделали этот трамвай.

Бодро движемся к мосту. Окружающий «автомобильный» Заневский либо глухо стоит, либо движется еле‑еле.

Только что вошедший молодой человек безуспешно ищет работающий валидатор. Не найдя, озирается растерянно.

Не ищи, здесь проезд бесплатный, — сообщают ему с разных сторон.

На мосту в хвосте вагона снова (!) запахло горелым. Искрит под третьим сиденьем, оттуда же дым идет. Съехав с переправы, наш трамвай останавливается, к месту задымления через салон направляется водитель — ему о происшедшем сообщили пассажиры. Некоторые хотят немедленно покинуть трамвай, но выходить некуда: с двух сторон — по три полосы, забитые движущимися автомобилями. Теперь они едут, а мы стоим с закрытыми дверями.

Вероятно, ситуация с искрением оценена вагоновожатым как не опасная, и мы, закрыв носы, продолжаем путь. А куда деваться трамваю и всем следующим за ним? Трамвай не объедешь… К конечной подъезжаем в 9.52 — то есть через 29 минут после старта от «Ладожской».

Какие можно сделать выводы из этого маленького экспериментального путешествия до «Ладожской» и обратно? При запуске даже семи бортов (как было утром 6 марта) на 30‑й маршрут, которому отводится центральная роль по вывозу пассажиров от «Ладожской», линия оказывается явно перегруженной, а трамвайные пробки у светофоров и перед конечной у стыковки с «Чижиком» кажутся неизбежными даже в непиковое время. Интервал движения трамваев действительно маленький, но какой в этом прок, если на путь до метро уходит в полтора раза больше времени, чем было обещано? И компенсирует ли «бесплатность» такие потери времени (тем более что любая обычная пересадка на любой другой маршрут по часовому тарифу обойдется всего в 10 рублей)? Так что разгрузить «Новочеркасскую» при помощи трамвая № 30 и «Площади Александра Невского» вряд ли получится.

Можно прогнозировать, что из‑за неудобной пересадки с маршрутов «Чижика» на «тридцатку» пассажиры начнут уходить с «Чижей» — те, кому надо ехать в Пороховые или из них, станут пересаживаться на транспорт до Большевиков, так выйдет быстрее и надежнее.

Можно ли как‑то «донастроить» 30‑й маршрут после его не слишком удачного дебюта, чтобы он все же заработал в полном соответствии с ожиданиями, сказать пока никто не может. Какие‑то варианты решения, вероятно, предложат организаторы перевозок и ГЭТ. Но многое зависит и от того, что выберут для себя пассажиры.

#метро #транспорт #закрытие #ремонт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7369) от 07.03.2023 под заголовком «Пробки на рельсах».


Комментарии