Пробки на рельсах. Закрытие станции метро «Ладожская» стало испытанием транспортной системы

Этот понедельник в Петербурге начинался в субботу. Не как у Стругацких — из‑за повышенного энтузиазма трудящихся, а из‑за обильных субботне-воскресных снегопадов, поставивших коммунальщиков в сложное положение. В итоге неделя началась непросто для всех — пешеходов, автолюбителей и пассажиров общественного транспорта. Но особенно сложно — для тех, кто привык пользоваться станцией метро «Ладожская».

Пробки на рельсах. Закрытие станции метро «Ладожская» стало испытанием транспортной системы | ФОТО Natalia Yakovleva Unsplash

ФОТО Natalia Yakovleva Unsplash

По‑настоящему первым днем испытания транспортной системы на прочность стал понедельник, 6 марта. И начался он с ДТП — трамвай, работавший в режиме челнока по маршруту № 30 (от «Ладожской» по Гранитной улице, Новочеркасскому проспекту и мосту Александра Невского до Перекупного переулка), около семи утра сошел с рельсов на прямом участке Амбарной ул., неподалеку от станции метро «Площадь Александра Невского». Эта неприятность случилась с «дебютантом» производства ПК «Транспортные системы» под названием «Невский». Трамвай «умный», красивый, новенький, а вот пути в Центральном районе старые, да еще этот снег… Движение транспорта по рельсам полностью нарушилось, сообщили в профильном комитете Смольного. С 7.09 шаттлы от «Ладожской» пошли по укороченной трассе только до «Новочеркасской», а в 7.55 движение трамваев по всему маршруту было восстановлено. Также с 7.20 его усилили пятью дополнительными трамваями из резерва.

Итоги: окрашенный красным и бордовым цветами утренний Заневский проспект и некоторые местные дороги, изрядно потрепанные нервы пассажиров и сотни опоздавших на работу в первый день рабочей недели.

С Исполкомской улицы на короткий отрезок пр. Бакунина они выруливают один за другим, с 15‑секундным интервалом: 65‑й, 39‑й, 7‑й, снова 39‑й… В 8.32 подкатывает новенький 30‑й, из него выходят шестеро. Сажусь. Я в салоне одна. Все ближайшие остановки также пусты. Едем не быстро, но все же скоро догоняем несколько ранее ушедших трамваев. Первая пробка минуты на три — у светофора на выезде с Херсонской на Амбарную улицу.

По-настоящему массово люди садятся в трамвай только у станции метро «Площадь Александра Невского», занимают все сидячие места, многие стоят. На мост въезжаем в 8.42, преодолеваем его всего за две минуты (спасибо обособлению путей делиниаторами — окружающее автомобильное «стадо» движется в отличие от нас еле‑еле). В 8.47 мы уже на Заневской площади — тут народа садится еще больше.

«Вас приветствует коллектив «Горэлектротранса», — транслирует медиакомплекс в салоне. — Проезд бесплатный. Счастливого пути!» Похоже, нас действительно сегодня приветствует большая часть коллектива ГЭТ: почти на каждой остановке обнаруживаются его сотрудники с планшетами в руках и в оранжевых жилетах — они фиксируют выполнение графиков движения и загруженность трамваев.

Некоторое время едем по выделенным путям почти без задержек, пропустив лишь пару раз циклы у светофоров. Все в целом неплохо, только в салоне периодически попахивает жженой резиной или пластиком. Вот впереди замаячил Ладожский вокзал, народ передислоцировался к дверям…

И тут наш трамвай встал. На третьей минуте пассажиры обеспокоенно задвигались, пытаясь понять причину задержки, на четвертой начали возмущаться… Итог: на «Ладожскую» мы прибываем только в 9.05. То есть весь путь шаттла занял не 18 – 19 минут, как нам ранее сообщали в комитете по транспорту, а все 33.

Почему мы так долго стояли? — спрашиваю водителя, проходящего к кабине в противоположном конце вагона.

Ждали, когда остановка освободится, — отвечает он.

Это что, я тут вчера больше восьми минут простоял, везде, куда только можно было, опоздал, — рассказывает мужчина в форме охранника.

Очень медленно получается, — делится другой пассажир. — Ехал вчера от площади Александра Нев­ского до Индустриального — так я за это же время на троллейбусе до Хасанской бы доехал спокойно.

Зеленокрылые «Чижики» подходят один за другим. Немногие вышедшие из вагонов поворачивают направо к автобусам-троллейбусам, но основная масса пассажиров идет налево — к переходу через пути. Туда их направляют мужчины в ярких желтых жилетах с надписью «Транспортная безопасность». Впрочем, и пассивная навигация на остановке «Чижика» вполне понятная: вдоль всего перрона развешаны большие плакаты: «Пересадка на трамваи № 30 до станций метро «Новочеркасская» и «Площадь Александра Невского», а также указатели поменьше: «К бесплатному трамваю № 30». На моих глазах парнишка спрыгивает с платформы и перебегает на другую сторону к остановке трамваев ГЭТ прямо у таблички «Проход по путям запрещен» («жилетка» на это никак не реагирует). Остальные торопливо, плотным строем шагают по неширокой «озаборенной» дорожке к действующему безопасному переходу — до него чуть больше ста метров. Да, ширина ее явно не рассчитана на нагрузку выбывшей «Ладожской»… Последние пассажиры, сошедшие с «Чижика», ускоряются, видя, что «тридцатка» готова отчалить.

Не волнуйтесь, не спешите, сейчас подъедет следующий вагон! — объясняют людям дежурные представители «Горэлектротранса» на той стороне. Чем быстрее отправится в сторону центра этот трамвай, тем меньше простоят в пробке на подъезде к «Ладожской» остальные. Но в целом пересадка здесь, при имеющихся дежурных, помощниках и контролерах, пока осуществляется достаточно слаженно. Если бы только не простои на подъезде…

Подкатывает следующий шаттл — видавший виды вагон из резерва. За ним уже очередь из четырех-пяти трамваев, стоящих на приличном расстоянии друг от друга.

В 9.23 трогаемся в обратный путь. На Новочеркасском проспекте автоинформатор рекомендует нам воспользоваться пересадкой на метро на станции «Площадь Александра Невского» в связи с увеличенным пассажиропотоком на «Новочеркасской». Тем не менее, когда мы в 9.35 останавливаемся у «Новочеркасской», абсолютное большинство пассажиров выходят там, в трамвае остаются не более десятка человек.

А мне как раз туда и надо — чтобы попасть на зеленую ветку, — объясняет соседка. — Уже страсть как надоели эти переходы. Хорошо, что сделали этот трамвай.

Бодро движемся к мосту. Окружающий «автомобильный» Заневский либо глухо стоит, либо движется еле‑еле.

Только что вошедший молодой человек безуспешно ищет работающий валидатор. Не найдя, озирается растерянно.

Не ищи, здесь проезд бесплатный, — сообщают ему с разных сторон.

На мосту в хвосте вагона снова (!) запахло горелым. Искрит под третьим сиденьем, оттуда же дым идет. Съехав с переправы, наш трамвай останавливается, к месту задымления через салон направляется водитель — ему о происшедшем сообщили пассажиры. Некоторые хотят немедленно покинуть трамвай, но выходить некуда: с двух сторон — по три полосы, забитые движущимися автомобилями. Теперь они едут, а мы стоим с закрытыми дверями.

Вероятно, ситуация с искрением оценена вагоновожатым как не опасная, и мы, закрыв носы, продолжаем путь. А куда деваться трамваю и всем следующим за ним? Трамвай не объедешь… К конечной подъезжаем в 9.52 — то есть через 29 минут после старта от «Ладожской».

Какие можно сделать выводы из этого маленького экспериментального путешествия до «Ладожской» и обратно? При запуске даже семи бортов (как было утром 6 марта) на 30‑й маршрут, которому отводится центральная роль по вывозу пассажиров от «Ладожской», линия оказывается явно перегруженной, а трамвайные пробки у светофоров и перед конечной у стыковки с «Чижиком» кажутся неизбежными даже в непиковое время. Интервал движения трамваев действительно маленький, но какой в этом прок, если на путь до метро уходит в полтора раза больше времени, чем было обещано? И компенсирует ли «бесплатность» такие потери времени (тем более что любая обычная пересадка на любой другой маршрут по часовому тарифу обойдется всего в 10 рублей)? Так что разгрузить «Новочеркасскую» при помощи трамвая № 30 и «Площади Александра Невского» вряд ли получится.

Можно прогнозировать, что из‑за неудобной пересадки с маршрутов «Чижика» на «тридцатку» пассажиры начнут уходить с «Чижей» — те, кому надо ехать в Пороховые или из них, станут пересаживаться на транспорт до Большевиков, так выйдет быстрее и надежнее.

Можно ли как‑то «донастроить» 30‑й маршрут после его не слишком удачного дебюта, чтобы он все же заработал в полном соответствии с ожиданиями, сказать пока никто не может. Какие‑то варианты решения, вероятно, предложат организаторы перевозок и ГЭТ. Но многое зависит и от того, что выберут для себя пассажиры.

#метро #транспорт #закрытие #ремонт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7369) от 07.03.2023 под заголовком «Пробки на рельсах».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.