Приморский за трубой. Чем интересен городской район, который в народе называют «затрубьем»

«Затрубье» — так в народе называют довольно большую территорию между Лахтинским разливом, Юнтоловским заказником, Западным скоростным диаметром и Приморским шоссе. Как рассказала Маргарита НИКОЛАЕВА, специалист по библиотечно-выставочной работе библиотек Приморского района, о существовании этого топонима она узнала несколько лет назад, когда вместе с коллегами проводила опрос жителей района про неофициальные названия.

Приморский за трубой. Чем интересен городской район, который в народе называют «затрубьем» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Так почему же все‑таки «затрубье»?

— Потому что этот район находится за трубой. Чтобы попасть домой от станции метро «Беговая», местным жителям надо пройти под большой трубой, ведущей к котельной от Северо-Западной ТЭЦ, которая дает тепло и свет всему Приморскому району.

Протяженность трубы не меньше десяти километров, она проходит вдоль Приморского шоссе и железной дороги. Труба очень приметная и уже давно стала привычной частью местного пейзажа. Местные жители также используют применительно к этому микрорайону понятие «та сторона»…

Изучение «затрубья» стало нашим краеведческим экспериментом: нам было интересно изучить территорию, которая еще двадцать — тридцать лет назад представляла собой болотистый пустырь, а теперь стала густонаселенным жилым районом.

— Для Петербурга это совершенно нормальное явление. Как известно, и государь Петр Алексеевич начинал строить столицу на болоте…

— Да, история повторяется, или, если хотите, продолжается. В «затрубье» первые жилые дома были возведены в начале 2000‑х годов, а теперь здесь масштабная застройка, развитая уличная сеть, в перспективе появится станция метро. Она будет севернее перекрестка Туристской улицы и Богатырского проспекта.

В принципе я не очень люблю новые районы, сама живу в цент­ре города, но «затрубье» мне полюбилось. Наверное, потому, что здесь удивительным образом уцелели следы природы, которая была там до городской застройки.

— Что вы имеете в виду?

— Мы изучали картографические документы из фондов Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга и пришли к выводу, что существовавшие прежде на этой территории водоемы либо превратились в скверы, либо пока еще остаются пустырями, ожидающими благо­устройства. Местные жители осваивают эти дикие территории собственными силами, используют как пространство для пикников с шашлыками.

Кроме того, совсем рядом огромный Юнтоловский заказник, он придает особое ощущение соседства города и дикой природы. И это составляет удивительный контраст между высотными новостройками, «Лахта-центром», который там виден практически отовсюду, и островками «живой природы»…

Фактически информацию об этом районе нам приходилось собирать с нуля, и это было очень увлекательно. Все найденные нами сведения размещены на сайте, посвященном «затрубью». В том числе мы занимались тем, что выясняли у людей, какие ассоциации у них возникают в связи с этим словом.

— И какие же были ответы?

— За тридевять земель, тайна, сказка, иной мир, завод/цех, подземелье, стройка…

Вместе с жителями мы рисовали ментальные карты района — это способ фиксации представлений людей о пространстве. Для детей, которых мы тоже приглашали на наши занятия, мы придумали особый формат: распечатали карты этого района и предлагали увидеть в очертании улиц и проездов какие‑то фигуры. И дети увидели котов, мышей, змей, лягушек, динозавра, какие‑то еще фигуры. Это тоже было довольно любопытно, потому что дети начали как‑то по‑другому, более осмысленно, воспринимать эту территорию. Кстати, и взрослые тоже с удовольствием включились в эту игру.

— Один из основных ориентиров района — дом с часами на улице Оптиков, не так ли?

— Его еще называют «дом с курантами», он хорошо виден со стороны Приморского прос­пекта. Другой ориентир и место притяжения — детская библиотека «Компас» на Туристской улице. В ней много активностей, нынешней весной, например, стал действовать подростковый книжный клуб «Слева направо»…

Многие знают Приморские бани на Мебельной улице, рядом с ними расположен довольно редкий для этих мест объект малых архитектурных форм — собранный из железных конструкций «человек с зонтиком». В городе хорошо известна расположенная на улице Оптиков клиника № 2 Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А. М. Никифорова МЧС России. А для района это огромное здание с плавными фасадами служит важной градостроительной доминантой, своего рода архитектурной точкой притяжения.

Затрубье2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Кроме того, чисто географически в территорию «затрубья» попадает почти точная копия Воронцовского дворца, что на Садовой улице напротив Гостиного Двора. А построенную уже больше десяти лет назад на Мебельной улице реплику творения архитектора Растрелли иногда называют «Нововоронцовским дворцом». Об этой «феноменальной» постройке в свое время много говорили и дискутировали, ныне ее занимает бизнес-центр.

Всего же, как мы подсчитали, на территории «затрубья» сегодня пять поликлиник, шесть школ, девять фитнес-клубов и десять почтовых отделений. А еще — два с половиной десятка кофеен, по полтора десятка ресторанов и зоомагазинов. Но больше всего (почти восемьдесят!) — салонов красоты.

МНЕНИЯ

Татьяна ДАНИЛОВА, краевед:

— Наблюдаю за этим районом уже много лет, поскольку живу напротив него — с восточной стороны от ЗСД. Помню, что в 1980‑е и 1990‑е годы там были пустыри, где особенно и не погуляешь: местность очень заболоченная. Только ближе к зиме можно было ходить, когда подмерзнет. А бескрайние заснеженные поля — настоящий рай для лыжников…

Алексей ЕРОФЕЕВ, топонимист:

— В этом районе немало скверов и зеленых пространств, которые до сих пор еще остаются безымянными. Почему бы не назвать их в честь выдающихся петербуржцев, чьих имен до сих пор нет на карте города? Да и памятники им можно было бы там поставить. У нас новостройки весьма небогаты на серьезные скульптурные произведения.

Егор ГЕРАЩЕНКО, маркетолог:

— В «затрубье» живу уже больше десяти лет. Застал время, когда на пересечении Камышовой и Яхтенной улиц была только лесная зона, без застройки. Это было место для осенних пробежек и зимних походов. А у реки Глухарки, где теперь экотропа, мы устраивали пикники… Надо отметить, что этот район благодаря широким тротуарам всегда был комфортен для велосипедистов, а за последние два года появилось еще и несколько специальных велодорожек. Еще я считаю очень удачными планировки дворов между Яхтенной, Богатырским и Камышовой. Там есть тень от взрослых деревьев, и можно построить тихие прогулочные маршруты в знойное лето.

Виктор ФЕДОРОВ, руководитель творческого содружества «Приморский ветер»:

— Конечно, не может не радовать, что на месте пустырей в считанные десятилетия выросли новые кварталы, десятки тысяч людей стали новоселами. Но меня, как ревнителя истории, печалит тот факт, что до того, как сюда пришел город, это был едва ли не единственный клочок земли, который выглядел точно так же, как вся «петербургская равнина» на момент основания нашего города. И можно было воочию видеть, с чего начиналось строительство Северной столицы. Летом эта равнина была «раскрашена» яркими цветами, давала пристанище птицам и животным… Понимаю, что город должен развиваться, что ему нужны новые пространства, но, возможно, стоило сохранить хотя бы часть этой территории в ее первозданном виде — как памятник природы и истории?

Читайте также:

В поле у реки Кузьминки: плюсы и минусы жизни в Ленсоветовском посёлке

На площади заснувши наяву. Как меняется один из самых романтичных районов Петербурга?


#Затрубье #Лахтинский разлив #Приморский район

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7922) от 05.06.2025 под заголовком «Приморский за трубой».


Комментарии