Посадское очарование. Чем живёт исторический микрорайон на Петроградской стороне?
Кварталы Большой и Малой Посадских улиц расположены совсем рядом со станцией метро «Горьковская» и вечно шумным Каменноостровским проспектом, но здесь, среди замечательных построек в стиле северного модерна главным образом начала ХХ века, очень тихо и уютно. А по словам нашего специалиста краеведа и экскурсовода Людмилы САПРЫКИНОЙ, именно в этом микрорайоне, как нигде, чувствуется какая‑то петербургская «первородность».
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
— В названиях этих улиц действительно есть что‑то очень милое, как будто бы новгородско-псковское…
— И не только это. Планировка улиц восходит к петровским временам, когда близ Троицкой площади и Петропавловской крепости возникали стихийные слободы. Регулярного плана города еще не было, первопоселенцы селились слободами, и улицы возникали в соответствии с давними традициями русских городов — изгибающиеся, закругленные, «кривоколенные».
Для Петербурга подобная кривизна улиц — явление довольно редкое, хотя именно на Петроградской стороне, впрочем, «непрямых» улиц больше всего — это наследие первых десятилетий XVIII века. В немалой степени эти живописные изгибы и придают особое очарование здешним кварталам…
Вплоть до начала ХХ века тут была «петербургская провинция» с деревянными домами и заборами. Строительный бум сюда пришел в начале ХХ века, поэтому возведенный чуть раньше, в конце XIX века, дом на Малой Посадской, в котором жил певец Вадим Козин, по меркам этих кварталов может считаться «старичком». Вообще же здесь строили лучшие петербургские архитекторы.
— Например?
— Достаточно назвать Федора Лидваля, который возвел несколько домов на Малой Посадской улице: именно с них началось его архитектурное творчество в столице.
Своего рода памятник эпохи — живописная кирпичная стена в Певческом переулке. Ею в свое время отгородились от внешнего мира Женский институт и Константиновская женская гимназия, у которых было единое внутреннее пространство. От чего «укрывали» барышень? Естественно, от всяческих недоразумений и соблазнов…

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Кстати, здешний городской фольклор еще долго хранил воспоминания о дореволюционных временах. Старожилы дома на Большой Посадской, 9, рассказывали, что их называли «грязи-князи», потому что до революции этот доходный дом принадлежал великому князю Петру Николаевичу, внуку Николая I. А тех, кто жил на Большой Посадской, 18, звали «зайцы-китайцы» — этот доходный дом принадлежал Николаю Павловичу Зайцеву, а в дворовом флигеле обитали тряпичники, среди которых было много этнических китайцев…
Вернуть Петра на Кирочную. Как Таврический сад стал музеем монументов под открытым небомЕсть в этих кварталах очень достойные примеры конструктивизма и сталинской архитектуры. Достаточно упомянуть здание общественной бани, которая в свое время считалась одной из лучших в Ленинграде. Дом архитектора Тевеля Шапиро в стиле сталинского ампира на углу Малой Посадской и Певчевского переулка украшен флагами и венками, в вестибюле стояли гипсовые статуи физкультурницы и физкультурника.
— Прямо не баня, а дом культуры!
— Вот именно… Но и несколько современных построек, появившихся на Посадских улицах в последние десятилетия, на мой взгляд, достаточно органично вписались в окружающую среду и ничуть ее не испортили.
Что еще важно: здесь практически нет узких и мрачных дворов-колодцев, зато много бывших прачечных, каретных сараев, уютных жилых флигелей… В атмосфере дворов, увитых плющом, есть свое очарование. Обратите внимание на надпись на воротах одного из домов на Малой Посадской: «Нежно к себе». А с обратной стороны: «Нежно от себя». На бывшем каретном сарае в одном из дворов не может не умилять надпись «Очевидное не писать», нанесенная под императивным «Машины не ставить»…

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Вообще здесь можно ходить по дворам и все время удивляться. К примеру, неизвестно, какой народный умелец расписал стены подворотни сюжетами в духе Николая Рериха…
— Посадские улицы всегда были творческим уголком города.
— Да, в советское время это был своего рода микрорайон писателей, поэтов и, конечно, кинематографистов, ведь совсем рядом находится студия «Ленфильм». Гастроном на углу Малой Посадской и Каменноостровского проспекта когда‑то в народе с иронией назвали «Голливудом» — именно сюда ходили за продуктами актеры и режиссеры с киностудии. Кроме того, в конце 1930‑х годов на Малой Посадской построили дом для кинематографистов (№ 4А).

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
А совсем рядом, под № 8, — «писательский дом», возведенный в 1955 году для Литфонда. Среди его жителей были Михаил Дудин, Сергей Орлов, Даниил Гранин… На этом здании одни из самых интересных в нашем городе мемориальных досок. Каждая из них — «говорящая», со смыслом, как своеобразные произведения искусства. Так, под доской в память о поэте-фронтовике Михаиле Дудине листки из блокнота, а сама она как будто искромсана разрывом снаряда…
— Но самая необычная мемориальная доска посвящена «доброму сказочнику Евгению Шварцу».
— Между прочим, выбитой на ней фразы «У нас такие тайны — обхохочешься» на самом деле нет ни в одном из произведений писателя. Она родилась на съемочной площадке кинофильма «Золушка», снятого по сценарию Евгения Шварца после Великой Отечественной войны.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Что еще примечательно в этом доме: на его первом этаже сразу после постройки разместилось ателье мод. Его так и называли: «Писательское ателье». Сейчас его там нет, помещения пустуют, а вот оформление окон осталось в неизменности с 1950‑х годов, как живой памятник эпохи… Я хорошо помню это ателье, поскольку сама живу в этом районе уже больше сорока лет. Правда, мы его уже называли «ателье читателей». Очень нравились закройщицы, которые там работали.
Сегодня в этих домах обитают потомки писателей и кинематографистов. Может быть, в том числе и поэтому в этих местах остался какой‑то дух петербургской интеллигентности. Мне приходилось общаться с молодыми людьми, которые приобретают квартиры в кварталах вокруг Посадских улиц: они очень хорошо представляют, какой район выбрали. Историческая и культурная составляющая играла в их выборе отнюдь не последнюю роль.
МНЕНИЯ
Владимир ПОЛЯНСКИЙ, активный участник вологодского землячества:
— Каждый год 22 августа, в день рождения поэта-фронтовика Сергея Сергеевича Орлова, мы приходим к «писательскому дому» на Малой Посадской улице, где он жил, возлагаем цветы к посвященной ему мемориальной доске, читаем его стихи, вспоминаем его друзей-фронтовиков. Возлагаем также цветы к доске в честь писателя Алексея Еремеева, более известного под псевдонимом Л. Пантелеев. Она была установлена по нашей инициативе. Затем идем в расположенный неподалеку сквер на углу улицы Мира и Малой Монетной улицы, который в 2020 году, к столетию со дня рождения Сергея Орлова, стал носить его имя. Сквер мы преобразили, ухаживаем за ним, установили табличку с фотографией поэта… Сергей Орлов был родом с вологодской земли, из тогдашнего Белозерского уезда, но участники нашей акции памяти — отнюдь не только представители нашего землячества, но и все, кому дорога его поэзия.
Валентин ПРИВАЛОВ, краевед, знаток Петроградской стороны:
— Помню, как в начале 1970‑х годов я был приглашен в Институт имени Герцена на тогдашней улице Братьев Васильевых — на вечер «бестужевок». Запомнились старомодные старушки в «петербургском стиле», как будто бы сошедшие с дореволюционных фотографий. А пригласила меня на этот вечер «бестужевка», которая в свое время была секретарем у Анатолия Федоровича Кони… В «писательском доме» мне доводилось бывать в гостях у поэта Ильи Фонякова, запомнилась его страсть к палиндромам — словам или фразам, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.
Марина ФЕДОТОВА, менеджер:
— Живу на Малой Посадской улице не так давно, но уже успела оценить все преимущества этого места. Тихий центр Петроградской стороны, все необходимое — практически в шаговой доступности. Люблю ходить в театры, поэтому радует, что в непосредственной близости — «Балтийский дом»… Очень нравится фонтан «Лебединое озеро» на площади у пересечения Малой Посадской улицы и Каменноостровского проспекта. Шум воды отвлекает от городской суеты — хорошее место, чтобы отдохнуть после работы.
Читайте также:
Деревянное чудо Каменного острова: история театра, пережившего катаклизмы
Бюрократия против эстетики: зачем объектам культурного наследия понадобились таблички
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (8004) от 01.10.2025 под заголовком «Посадское очарование».




Комментарии