«Породистый» бизнес: теневых заводчиков вводят в правовое поле

Вот уж совсем не думала моя коллега, что приобретение породистого котенка обернется для нее сплошной нервотрепкой и массой незапланированных трат.

«Породистый» бизнес: теневых заводчиков вводят в правовое поле | Увы, даже ветеринарный паспорт не может подтвердить породную принадлежность./ФОТО Cover Images via ZUMA Press/ТАСС

Увы, даже ветеринарный паспорт не может подтвердить породную принадлежность./ФОТО Cover Images via ZUMA Press/ТАСС

Нашла объявление, в котором некий питомник предлагает к продаже котят. Созвонилась, договорилась, поехала и купила животное. Причем отдала немалые деньги. По наивности и неопытности она поначалу восприняла как должное то, что котенок плохо ест и мало двигается, но когда тот стал плакать от боли, она, подхватив животное, понеслась к врачу.

Следующие полгода коллега буквально жила в ветклинике. Кот оказался больным насквозь. Врачи диагностировали у него «хрус­тальную» болезнь (повышенную ломкость костей), выявили проблемы с печенью и почками.

Владелица питомника, к которой коллега обратилась с претензией, сначала ответила, что «я продала вам здорового котенка, что вы там с ним сделали, меня не касается», а потом и вовсе исчезла «с радара».

В Сети подобных душещипательных историй тысячи. Оно и понятно. Сегодня «пушистый» бизнес пос­тавлен на поток. Отк­ройте любой сайт с объявлениями о продаже животных и убедитесь сами. Отделить в этом потоке информации зерна от плевел, то есть понять, кто является настоящим заводчиком, а кто прос­то «разведенцем», — заведомо провальное дело. Питомники породистых животных появляются в стране как грибы пос­ле дождя. А поскольку их деятельность никак не регламентируется и не лицензируется, то никто вам не обязан гарантировать качество живого товара.

Хотя так было не всегда. Например, в СССР было только три кинологических клуба (служебного, охотничьего и декоративного собаководства), в которых можно было «с гарантией» купить породистое животное.

Правда, тогда и выбор пород был весьма ограничен. В служебном клубе разводили овчарок — немецких, восточноевропейских, кавказских, а также боксеров, доберманов, эрдельтерьеров, догов, черных терьеров. Сенбернары и ньюфаундленды считались экзотикой. О бойцовских породах знали разве только специалисты.

Да и то, прежде чем приобрести породистого щенка, человек сначала должен был пройти специальные курсы по изучению анатомии и физиологии животного. И только после этого ему разрешали встать в очередь на покупку щенка.

В охотничьем клубе, где занимались сеттерами, легавыми, борзыми, таксами, тоже все было очень строго. Обязательное членство в обществе — раз. Документы на право владения охотничьим оружием — два.

Даже продажа декоративных пород, таких как болонка или пудель, официально могла осуществляться только через клуб.

Что касается кошек, то в советские времена разведением породистых животных не особо увлекались, поэтому крупных профильных объединений не было. Они появились значительно позже, когда в 1988-м была создана Всемирная федерация кошек. Именно эта структура ввела строгие правила и стандарты, благодаря которым и в России удалось достичь отличных результатов в фелинологии (раздел зоологии, изучающий анатомию и физиологию домашних кошек, а также их породу, особенности селекции, разведения и содержания).

С развалом СССР настали времена, когда зарегистрировать питомник мог любой человек, имеющий породную кошку или собаку. Все остальное — сколько животных в питомнике, в каких условиях содержатся, как часто плодятся и продаются — оставалось на совести владельца. Это и создало благоприятную почву для деятельности «разведенцев» — недоб­росовестных заводчиков, заботящихся не о породе, а о выгоде.

Так, сегодня у заводчика цена на чистокровного британца с документами может колебаться от 25 до 50 тысяч рублей. Согласитесь, далеко не каждому по карману. Без документов кота той же породы можно купить за 3 – 5 тысяч. Но без гарантии того, что выросшее животное будет похоже на представителя «своей расы».

И когда вместо шотландца или британца вырастает обычный «дворянин», некоторые хозяева просто выставляют «неудачный экземпляр» за дверь.

А еще «горе-разведенцы» несильно озадачиваются селекцией, пуская в производство животных даже с генетическими дефектами. В результате на свет появляются щенки или котята с различными тяжелыми заболеваниями.

Добросовестные заводчики и зоозащитники давно просили влас­ти если не вернуться к советской практике, то хоть как‑то навести порядок в этой сфере. И вот в мае 2021 года президент дал поручение правительству разработать меры по пресечению бесконтрольного разведения домашних животных и отрегулировать порядок их содержания. А спустя два года депутаты Госдумы разработали соответствующий законопроект.

Согласно документу, парламентарии хотят обязать заводчиков проходить регистрацию, вакцинировать продаваемых домашних животных (в скобках замечу, что и сейчас ни один добросовестный заводчик не продаст животное, которому не исполнилось хотя бы три месяца. Именно к этому возрасту щенки или котята должны пройти курс вакцинации). А также платить со своего бизнеса налоги.

Как подчеркнул автор документа первый зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов, его главная цель — из бизнеса «серых разведенцев» должна уйти легкая нажива. Если домашние питомники придется регистрировать, а их владельцам покупать лицензию и платить налоги, то этот рынок наверняка покинут самые жадные и беспринципные.

«У нас есть ответственные заводчики, к ним никаких вопросов нет. Никто не собирается облагать налогами граждан, у которых прос­то живут кошки и собаки. Речь идет о том, что в правовое поле надо ввести тех, кто занимается «черным» коммерческим разведением животных, — отметил он. — Такие граждане не состоят в кинологической федерации, не подчиняются никаким правилам, прос­то печатают на принтере любые родословные, чтобы выдать животное за породистое. Это мошенничество».

Кстати, законопроект уже поддержали в Минприроды. Кинологические ассоциации тоже двумя руками «за» — им «черно-серые» заводчики давно поперек горла. Сейчас документ находится на рассмотрении в кабмине. В случае положительного ответа депутаты рассмотрят его в ближайшее время.

Между тем 

С 1 сентября в Подмосковье вступил в силу местный закон о регистрации домашних животных. Пока он касается только собак и кошек, причем первые подлежат обязательной регистрации, а вторые — по желанию хозяев.

То есть отныне жителям этого региона нужно в течение 14 дней после того, как животному исполнилось три месяца, его зарегистрировать. Заявление на регистрацию можно подать на региональном портале госуслуг в сервисе «Регистрация домашних животных». В заявлении хозяин должен указать свои паспортные данные, адрес регистрации и описать домашнего питомца — порода, окрас, кличка, дата рождения, сведения о прививках. К заявлению также нужно приложить фото питомца.

Затем собаку необходимо привести в ветклинику, где ветеринар сверит данные из заявления с оригиналами, сделает прививку от бешенства, если у собаки ее нет, и установит чип со всей информацией о питомце. Услуга эта платная. Но отказаться от нее нельзя — это обязательная составляющая регистрации.

В результате хозяин получит выписку из государственного реестра о регистрации домашних животных, а все сведения о собаке будут внесены в комплексную автоматизированную систему «Ветеринария». После этого, где бы пес ни оказался, его можно будет идентифицировать — система работает по всей стране.

Пока такой порядок введен только в одном регионе. Тем не менее все идет к тому, что обязательную регистрацию питомцев рано или поздно введут по всей стране.



#животные #заводчики #закон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7511) от 28.09.2023 под заголовком ««Породистый» бизнес».


Комментарии