2Vtzqv4Hz9U

Покажи код и ешь спокойно. Общепит Петербурга готовится работать по-новому

Проходят относительно свободные времена, когда пропуском в общественные места служила простая маска. Уже через неделю (если не будет очередного переноса даты) попасть в торговые центры, магазины и рестораны Северной столицы можно будет только при наличии QR-кода, подтверждающего вакцинацию от «короны» или перенесенное заболевание. Петербургские предприниматели готовятся к работе по новым правилам: одни нанимают сотрудников для проверки документов о вакцинации, другие присматриваются к автоматизированным комплексам по считыванию кодов, а третьи собираются бунтовать.

Покажи код и ешь спокойно. Общепит Петербурга готовится работать по-новому | ФОТО Владимира ГЕРДО/ТАСС

ФОТО Владимира ГЕРДО/ТАСС

Контроль проверяющих

По идее, к какой-либо революции это привести не должно, поскольку ужесточение контроля идет постепенно. Напомним, обязательные QR-коды с ноября действуют в спортивных и развлекательных учреждениях, музеях и театрах. С 1 декабря это условие должны были ввести для общепита и непродовольственных магазинов, однако затем власти перенесли «дату икс» на 27 декабря.

Официально это сделали из-за выросших темпов вакцинации, а также ради того, чтобы дать горожанам закупить подарки к Новому году. Однако в реальности наверняка имели место быть и сомнения властей в готовности общества к новой системе. Одно дело – проверка в фитнес-центрах, где владельцу абонемента достаточно предъявить код один раз, и совсем другое – кафе и магазины, где сама процедура контроля может оказаться неудобной и унизительной. А ведь потом еще нужно будет контролировать проверяющих!

Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга разработал методички с инструкцией для бизнеса, как воплощать замысел чиновников в реальность. Предполагается, что в общепите проверка будет проходить на входе, при приеме заказа или на кассе, в магазинах – на входе и на кассе. А в торгово-развлекательных комплексах QR-коды нужно спрашивать на входе на территорию внутренних торговых и развлекательных объектов.

Последнее выглядит особенно неудобным для посетителей, которым при прогулке по ТРК придется показывать коды по десять раз. С точки зрения экономии ресурсов бизнеса тоже практичнее было бы проверять людей на входе в сам центр. Однако внутри ТРК находятся в том числе и не подпадающие под ограничения продовольственные магазины и аптеки.

Предоставлять QR-код можно с экранов мобильных устройств или в печатном виде. А для проверки потребуются обычные смартфоны и доступ в Интернет. И все же заведениям придется нести дополнительные расходы по контролю, поскольку необходимо либо нанять для этого специального человека, либо добавить новую обязанность штатному работнику.

Поиграем в угадайку?

Сама же процедура проверки проста. Контролер наводит камеру смартфона на предъявленный QR-код и переходит по открывшейся ссылке на официальный портал

«Госуслуги», где должны отразиться данные (срок действия сертификата, дата рождения, первые и последние цифры паспорта) человека.

«Для проверки подлинности сертификата вакцинированного или переболевшего COVID-19 необходимо использовать доверенный механизм проверки QR-кодов – мобильное приложение «Госуслуги Стопкоронавирус», – говорится в сообщении Минцифры России. – Если приложение обнаружит QR-код, данные о котором отсутствуют в реестрах, то выдаст ошибку».

Логично, что для полноценной процедуры проверки предъявления только QR-кода недостаточно. Чтобы закрепить право на проход в магазин или кафе, человек должен подтвердить свою личность, показав паспорт, военный или студенческий билет, пенсионное удостоверение. Хотя во многих странах система ковид-паспортов работает без этого. Например, в Грузии она действует с 1 декабря и не требует дополнительных документов. Дело в том, что при считывании кода на экране появляется фотография его владельца – и визуальной проверки вполне достаточно.

Российская же система создает юридическое противоречие. Ведь, по законодательству, осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, могут лишь должностные лица некоторых госорганов (сотрудники полиции, нотариусы и т. д.), которыми не являются рядовые охранники и контролеры в магазиных. По сарафанному радио представители бизнеса делятся лайфхаками, как выйти из этого положения. Один из них – игра с гостями в «угадайку», когда контролер спрашивает у посетителя отдельные данные из паспорта.

Можно, конечно, поверить в честность клиента, вот только последствия для бизнеса могут быть серьезными. За отсутствие QR-кода у посетителей предприятиям грозят солидные штрафы: от 30 до 50 тысяч рублей для ИП и от 100 до 200 тысяч для организаций.

Призраки убытков

Виртуальные стены страничек ресторанов и торговых центров в социальных сетях пестрят одними и теми же вопросами: «К вам можно без QR-кода? Подойдет ли справка о медотводе? Будет ли нужен ПЦР-тест?». На этом фоне неудивительно, что бизнес просит в очередной раз отложить введение ограничений до лучших времен. Только ведь таким образом можно откладывать до бесконечности. В народе уже шутят, что для общественного спокойствия введение кодов отложат до... окончания пандемии.

На самом деле понятно, что QR-коды получили далеко не все, но тем не менее уже явное большинство. На сегодня в городе привито почти две трети взрослого населения, и эта доля продолжает расти. А ведь есть еще переболевшие, которым продлили срок действия ковид-паспортов до года. Словом, уж в чем в чем, а в жесткости антиковидных мер наши власти обвинять нельзя – скорее, в излишней мягкости.

Отметим, что во многих странах ковид-паспорта действуют уже довольно давно и не вызвали катастрофы. С другой стороны, Россия имеет свои особенности. В некоторых регионах страны введение системы цифровых пропусков привело к серьезному падению выручки.

«Работая с QR-кодами, мы, мягко говоря, в шоке, так как выручка упала катастрофически, – делится впечатлениями ресторатор из Новосибирской области Андрей Коротышев. – Власть не объявила, на какой период вводятся куары. Мер поддержки на местном уровне не предусмотрено».

«Практика введения QR-кодов для похода в рестораны и кафе в других регионах и, в частности, в Москве говорит о том, что падение выручки составляет более 30%, а в некоторых случаях доходит до 50%», – подтверждает исполнительный директор объединения «Рестоград» Александр Ружинский.

По мнению вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России Сергея Миронова, история с QR-кодами способствует глобальному перекраиванию всего ресторанного рынка. Активно развиваются только концепции, заточенные под доставку (пицца, суши, бургеры, шаурма), продажи готовых блюд в супермаркетах выросли за год на 50%. При этом полноценные рестораны стоят пустыми и теряют прибыль.

Пессимистично настроены и в торговых центрах. Представители Российского совета торговых центров (РСТЦ) предупредили, что введение QR-кодов приведет к снижению их посещаемости на 50 – 80%, что повлечет за собой «закрытие десятков тысяч предприятий и большого количества торговых центров».

Чтобы этого избежать, РСТЦ предлагает государству компенсировать отрасли выпадающие доходы и ввести для ТЦ льготное налогообложение. Сумма такой поддержки должна составить в среднем 21,4 млрд рублей за месяц действия введенных ограничений.

Что ж, на начальном этапе введения QR-кодов господдержка действительно пригодилась бы – правило кнута и пряника еще никто не отменял. Вместе с тем к пессимизму бизнеса нужно относиться настороженно. В условиях пандемии все преувеличивают убытки, чтобы выбить себе дополнительные меры поддержки, а также для смягчения ограничений. Фитнес-центры тоже твердят о 30-процентных потерях, а в реальности найти свободную дорожку в бассейне сейчас не легче, чем раньше.

Бунт бессмысленный и беспощадный

Пока профессиональные сообщества пытаются договориться с властями, у некоторых предпринимателей сдают нервы. Так, напомнил о себе петербургский коммерсант Александр Коновалов, который год назад стал инициатором создания «Карты сопротивления» с отметками ресторанов, кафе и баров, отказавшихся закрывать свои заведения после 23.00. Та история закончилась не в пользу сопротивляющихся. Более того, полиция и Роспотребнадзор использовали карту для проведения показательного рейда.

Однако ресторатор-бунтарь и сегодня продолжает бороться за свой бизнес импульсивными методами, заявляя, что ни в одном из своих двухсот заведений, в числе которых бары, кальянные, пекарни и салоны красоты, просить гостей предъявлять «куриные коды» не будет.

Синдром «ку-контролера»

И все-таки кафе, рестораны и магазины Петербурга готовятся к работе по новой системе. В Петербурге уже появились вакансии контролеров QR-кодов. Средняя зарплата от 30 тысяч рублей за полный рабочий день, опыт работы, разумеется, не требуется. Пожелания к кандидатам: аккуратность, опрятность, готовность к работе на ногах и стрессоустойчивость, так как это работа для тех «кто не боится проклятий».

Любопытно, что, несмотря на то что в сфере услуг (особенно в общепите) налицо острый дефицит персонала (хорошие специалисты разбегаются из-за «отсутствий перспектив»), желающих «контролировать других» найти несложно. В итоге во многих заведениях посетителей уже встречают молоденькие девушки с воспаленным «синдромом вахтера». Получив толику власти, они превращаются в надменных фурий, требуя QR-коды с таким видом, как будто вершат судьбу Вселенной.

Альтернативой живым контролерам может стать проверка QR-кода с помощью сервисных роботов или биометрических терминалов распознавания лиц, которые уже есть на рынке. Только вот цены кусаются – от 80 до 135 тысяч рублей. А стоимость робота в зависимости от комплектации доходит до 2,5 млн рублей.

Одежда, ногти, брелок – вот мои документы

Пока рестораторы и представители ретейла пытаются «откреститься» от QR-кодов, креативные предприниматели из других отраслей строят на них бизнес. Уже заработали сервисы, которые активно принимают заказы печати индивидуальных QR-кодов на личных вещах, одежде и даже на ногтях и других частях тела. От 100 рублей вам изготовят брелок, значок или обложку на паспорт с изображением индивидуального кода. Первыми же идею нанесения QR-кодов на части тела предложили тату-мастера. Однако она не получила развития по причине того, что тату делают на всю жизнь, а коды будут постоянно меняться.

Зато в маникюрных салонах эта услуга прижилась. Чтобы сделать нейл-арт в модном стиле «ку», мастера распечатывают изображение на специальном принтере для маникюра и приклеивают полученные наклейки на ногти. Мастера нейл-арта рекомендуют делать такой маникюр на ярком и светлом фоне, чтобы ничего не могло помешать его восприятию. Однако проблемы со считыванием могут возникнуть из-за того, что у контролеров будет слишком большой сканер, а также если лак поцарапается.

Как бы то ни было, от QR-кодов, даже поцарапанных, нам уже никуда не деться. Хотя бизнес все же надеется, что переход на новую систему отложат хотя бы на январь, чтобы не портить людям новогодние праздники. Впрочем, отложить можно не введение самой системы, а штрафы и проверки, дав заведениям и клиентам время на привыкание...

 

#общепит #кафе и рестораны #QR-коды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7075) от 20.12.2021 под заголовком «Предъяви код и ешь спокойно».


Комментарии