Показ модели. Как оценивают транспортную реформу петербуржцы
Взглядов и мнений о свершившейся в Петербурге транспортной реформе — огромное количество. Но горожане, довольные новыми автобусами, как правило, не выражают громко своих эмоций, а вот недовольные уходом маршруток и изменениями транспортной сети пишут жалобы и высказывают свое недовольство в разнообразных пабликах. Как обстоят дела на городском транспорте на самом деле? Что мы получим «в сухом остатке», если отложим частности, эмоции и постараемся увидеть картину целиком? Это не так просто сделать, учитывая масштаб транспортной сети мегаполиса.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
НМТО проверили на гибкость
По новой модели транспортного обслуживания (НМТО) в Петербурге сегодня работают 462 социальных автобусных маршрута (в том числе 99 новых), из них 347 обслуживаются коммерческими перевозчиками в рамках заключенных брутто-контрактов, еще 115 — за «Пассажиравтотрансом».
Заметим, что столь решительной и масштабной реформы еще не проводил ни один город в России. Правда, Москва отказалась от маршруток раньше нас, но там ситуация изначально была другой: до 90 % рынка наземных перевозок приходилось на государственных перевозчиков. У нас же доля ГУПов («Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс») в старой модели составляла 66 %, остальную работу делали частники.
По последним данным, на трассы сейчас выходят 3917 автобусов. Эти данные меняются практически еженедельно — в город прибывают новые лазурные машины, которые производители по известным причинам не сумели поставить в срок, то есть к середине лета. Но дело не только в этом: самой НМТО приходится демонстрировать чудеса гибкости. Как сообщили в комитете по транспорту, за полгода с начала реализации реформы было внесено около тысячи изменений в работу 390 маршрутов: скорректированы трассы, расписание, нормирование скоростей, введены новые остановки. Трассы четырех десятков маршрутов были изменены после обращений пассажиров в комитет по транспорту и в «Организатор перевозок».
Серьезные усиления по трем десяткам направлений произошли перед началом учебного года. Например, на Арцеуловской аллее, откуда выезжают жители ЖК «Чистое небо» (и остановки на которой стали наиболее яркой иллюстрацией того, как может НЕ справляться транспорт с пассажиропотоками), усилен маршрут № 23, выполняемый троллейбусами с увеличенным автономным ходом, и автобусный маршрут № 127. По информации Смольного, интервал движения по Арцеуловской аллее в утренние часы пик сейчас составляет полторы минуты.
Дополнительный транспорт получили, например, автобусные маршруты № 103, 204, 343 в Петродворцовом районе (в результате среднее время ожидания № 103 должно было уменьшиться до 13 – 15 минут в пиковое время, интервалы 204‑го экспресса — до 13 – 18 минут), а также 190‑й и 13‑й в Шушарах и Авиагородке. Значительно усилены маршруты № 34 в Шушары, № 8 в Уткину Заводь, № 226 к проспекту Героев, № 145Б в Красное Село. Дополнительный подвижной состав вышел на маршруты № 222 «Станция метро «Ладожская» — станция метро «Удельная» (интервал теперь составляет 9 – 10 минут), № 282 «Станция метро «Купчино» — Софийская улица» (периодичность сократилась с 15 – 24 до 9 минут). Плановые интервалы движения по маршруту № 86 в пиковые периоды сокращены до 7 – 10 минут, по маршруту № 160 — до 10 – 15 минут. С 1 сентября запущены и два новых автобуса: № 203 «Пр. Маршала Жукова — ст. м. «Проспект Ветеранов» и № 228 «Река Оккервиль — ст. м. «Ломоносовская». Анонсированы усиления троллейбуса № 8 и 211-го автобуса…
Тысячи или даже десятки тысяч пассажиров, пользующихся этими маршрутами, наверняка почувствовали изменения к лучшему. Но повлияло ли это на «среднюю температуру по больнице»? Вероятно, еще нет. Ведь суточный пассажиропоток на городском наземном транспорте — почти 3 млн человек, и поток жалоб на реформенные перемены все еще велик.
Если их структурировать, увидим, что претензии пассажиров, как и в первые этапы реформы, в основном все те же: несбалансированность расписания, большие интервалы и медленное движение новых автобусов (как следствие — потеря времени пассажирами и перегруженность бортов), а также отсутствие нормального информирования как на остановках, так и в салонах. Есть также жалобы на неудобство бескондукторной системы, плохую работу валидаторов и даже на техническое состояние новых автобусов.
Старый друг лучше новых двух?
«В целом транспорт стал удобнее и равномернее распределился. Отсутствие разбитых пазиков в городе — только плюс». Мнения, подобные этому, в пабликах встречаются, но явно реже критических.
— Ехал от метро «Московская» до Красного Села на автобусе 147‑го маршрута. Ни на одной остановке он не указан — ни на старых желтых указателях, ни на новых черных! Неужели за полгода реформы нельзя вписать новые номера автобусов, появившихся вместо отмененных маршруток?
— Когда на остановках появятся таблички с новыми маршрутами транспорта? Невозможно понять, куда едет остановившийся автобус с незнакомым номером.
— Почему на новых автобусах нет табличек с основными точками маршрута, а внутри — понятных схем? Автоинформаторы подсказывают только текущую и следующую остановку.
Как сообщили в транспортном ведомстве, автобусам обязательно вернут боковые таблички с описанием полной трассы маршрута. До конца 2022 года также планируется полностью обновить информационное оборудование на всех остановках наземного городского транспорта, в том числе и аншлаги.
А вот мнение читателя нашей газеты Алексея Штенгера по поводу перехода транспорта в рамках НМТО на безналичный расчет:
— Не разделяю восторгов по поводу транспортной реформы в Петербурге. Считаю явной дискриминацией решение перейти полностью на безналичный расчет. Будучи пенсионером, я везде веду расчеты за услуги и товары только наличными деньгами. Поездки в общественном транспорте совершаю редко. Как правило, еду несколько остановок от поликлиники до дома. Не иду пешком, так как болит нога. Поэтому куда‑то идти за разовым билетом не имею возможности, тем более что, оказывается, он еще и с ограничением по сроку реализации. Тем самым я автоматически попадаю в число безбилетников… Явно вопрос недодуман.
Оценки преобразованиям люди дают взвешенные и не очень.
— С одной стороны, пересадочные тарифы, некоторые новые связи, маршруты-экспрессы. С другой — пересадочный тариф без метро, у многих новых маршрутов ужасно растянутые графики и, как следствие, скорость черепашки.
— Есть маршруты, которые ну о-очень медленно ездят. 275‑й, например. Пешком быстрее дойдешь. И не все автобусы указаны в картах, тоже неудобно…
Перевозчики, получив очередную партию машин от поставщика, рапортуют о том, что их маршруты начинают обслуживать новенькие автобусы: вот лазурные вышли на трассы № 97, 476, 345, 254… Но не все пассажиры почему‑то этому рады:
— Новые автобусы — это, конечно, замечательно, но почему за этот год было закуплено только 35 автобусов особо большого класса? В условиях Петербурга такой объем катастрофически мал.
— На 343‑м маршруте интервалы большие, автобусы маленькие. Людям приходится иногда по два автобуса пропускать, так как не влезают просто. А это больше часа ожидания!
— Маршрутку К-322 заменили автобусом такого же размера, еще и ходит редко, не соответствуя заявленным 10 – 15 минутам. Вечно битком. Может, уже увеличить размер автобуса?
— В автобусы № 226 и 26 в семь утра на ул. Зорге не зайти. Подходят уже битком.
— Автобусов не дождаться, интервал большой. Раньше я ездила по 50 руб. и без всяких пересадок. Сейчас за столько же, но с пересадкой, да еще попробуй уложиться в час… Я со «Старой Деревни» до остановки «Долгоозерная» час добиралась вчера, а раньше — за 15 – 20 минут.
— 19 сентября стояла полчаса на остановке «Тореза, 82» в сторону «Озерков». И это теперь ежедневная норма! Должны были прийти 123, 89, 251‑й автобусы и 13‑й троллейбус. Первым в 16.08 подошел 80‑й автобус, набитый под завязку, следом такой же полный 13‑й троллейбус. Удалось сесть только на третий подошедший 123‑й автобус… Ходят один за другим, а потом нет по 30 – 40 минут. Пробок на Тореза в это время не бывает.
— Вчера 220‑й автобус пришлось ждать полтора часа при интервале 21 минута. Есть вопросы и к работе тарифа «60 минут»: не всегда корректно снимается оплата.
— 46‑й маршрут теперь единственный, на котором я могу напрямую добираться на работу. Пешком дохожу до нее за 45 минут. Благодаря вашей реформе я стала здоровее, потому что в 80 % случаев иду пешком (ждать автобус все равно придется 30 – 40 минут). Но согласитесь, что это абсурд. Ведь транспорт в городе это не роскошь…
— До замены автобусов 242‑й мчал будь здоров, видимо, там не нужно было соблюдать интервал и расписание. После замены на голубой — 25 км/ч. Вы издеваетесь? Ну нет на пр. Ветеранов такого ограничения скорости. Эти «корыта» мешают другим участникам движения.
— Пустите на 222‑м маршруте обычные автобусы, на этих маленьких (двухдверных) ездить невозможно, можно все кишки выплюнуть, пока полчаса до дома трясешься — он нереально дергается всю дорогу.
— 242‑й вмещает до 50 человек. Люди регулярно пишут, что ездят в набитом транспорте, а вы меняете старые автобусы большой вместимости на новые, но маленькие. Где логика?
— Где усиление 190‑го? Ждала 12 минут, пришлось ехать с пересадкой. За это время прошли две нелегальные маршрутки.
— Частники только и спасают. Пришлось воспользоваться их услугами, 190‑го не дождаться.
— Нелегалы и 222‑й усилили — пассажиры довольны…
— Появление нелегальных маршруток говорит о том, что людям не хватает транспорта. Да, администрация борется с маршрутчиками, задерживает их, но штрафами и изъятием этих машин здесь нельзя обойтись. Правильнее всего усилить работу городского транспорта на тех направлениях, где эти ребята появляются.
А вы жалуйтесь!
Рядовые, рутинные проблемы с перевозками пассажиров по новой модели неожиданно резко усугубил сентябрьско-октябрьский плановый ремонт Пулковского и Московского шоссе. Из-за перекрытия полос от станции метро «Московская» до «Пулково» и наоборот люди стали добираться больше часа. Авиапассажиры опаздывали на свои рейсы. Кто‑то выходил из стоящего в пробке автобуса и топал пешком. Кто‑то не рискнул ехать на автобусе, а отправился на электричке через Пушкин — очереди от вокзала на 394‑й автобус конца и края не было видно, а электричка подвозила все новые партии людей… НМТО в этот трудный период явно не хватило гибкости, чтобы избежать кризиса на юге города, когда артерии здесь были перекрыты.
Справедливости ради отметим, что и комтранс, и «Организатор перевозок» при всякой возможности обращаются к горожанам с призывом: вы жалуйтесь! Звоните, пишите сообщения, но только обязательно указывая время, место и бортовой номер транспортного средства, к которому есть претензии, требуйте ускорения расписания. Обещают разбираться в проблемах вместе с перевозчиками. И ответы на своей странице «ВКонтакте» комитет по транспорту дает гражданам...
Как поясняют в комтрансе, количество автобусов на маршруте и класс их вместимости определяются с учетом существующих пассажиропотоков на протяжении всего дня. Пассажиров считают по транзакциям в валидаторах и по данным счетчиков, установленных в салонах. А количество автобусов на линиях можно увидеть в сервисах отслеживания. Но до сих пор не все автобусы корректно отображаются в системе навигации из‑за настроек бортового оборудования, поэтому и сервисы эти могут предоставлять неверную информацию.
Мониторинг пассажиропотоков ведется на постоянной основе диспетчерской службой Центра управления транспортом «Организатора перевозок» — штат диспетчеров насчитывает 400 человек.
Полностью завершить обновление автобусной техники в рамках НМТО город рассчитывает до 15 ноября.
Еще одна хорошая новость последних дней: заключены контракты на поставку 207 современных автобусов марок «ЛиАЗ», «НефАЗ» и «МАЗ» вместимостью не менее 97 человек. Они выйдут на маршруты, обслуживаемые «Пассажиравтотрансом». Всего, с учетом ранее заключенных контрактов, предприятие ожидает поступления до конца 2022‑го 427 новых автобусов. Это самое масштабное обновление парка ПАТ за последние годы.
На вопрос корреспондента «СПб ведомостей», как, по его мнению, горожане оценивают транспортную реформу, вице-губернатор Кирилл Поляков ответил:
— Между прочим, количество жалоб на транспорт в нынешнем сентябре меньше, чем в прошлом. Все потребности в корректировках мы оперативно удовлетворяем. У нас есть вопросы, связанные с новыми жилыми комплексами на окраинах города, рядом с которыми недостаточно развита инфраструктура. Эти вопросы мы с коллегами из инфраструктурного и строительного блоков правительства стараемся решать оперативно.
Слова чиновника косвенно подтверждают и результаты опроса, проведенного одним из местных «Телеграм»-каналов. Аудиторию попросили оценить удовлетворенность от работы новой транспортной модели за весь период, с 15 июля до 15 октября, по 10‑балльной шкале. Из четырех сотен проголосовавших совсем низкие оценки — от 1 до 4 баллов — поставили 16 %. Средние 5 – 6 баллов — у 19 % участников опроса. На 7 баллов оценили реформу 25%, на 8 — 24 %, высшие оценки 9 и 10 поставили реформе 16 %. То есть 65 % проголосовавших оценили НМТО как «очень хорошо» и «отлично».
И еще один факт, объективно свидетельствующий в пользу транспортной «перезагрузки»: по данным ГИБДД, общее количество аварий в Петербурге за первую половину 2022 года составило 1941 против 2358 случаев за аналогичный период 2021 года. А с 1 июля по 1 октября нынешнего года по вине водителей городских автобусов произошло 16 ДТП с пострадавшими — это на 30 % меньше, чем за аналогичный период 2021 г. При этом погибших не было, а количество пострадавших снизилось на 12 %.
Правда, эту обнадеживающую статистику сильно подпортил один трудный день 14 октября, «подаривший» городу сразу три ДТП с новыми автобусами и с пострадавшими…
КСТАТИ
В случае долгого ожидания автобуса звоните по бесплатному номеру справочной службы 8‑800‑234‑98‑80.
Интервалы движения по маршрутам ищите на transport.orgp.
О некорректной работе валидаторов сообщайте по ссылке: http://orgp.spb.ru/treatment/, указывая маршрут и бортовой номер автобуса.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7278) от 18.10.2022 под заголовком «Показ модели».
Комментарии