Подземный передел. Ученые обеспокоены проблемами метростроения в Петербурге

Многие десятилетия «Метрострой» - среди строительных флагманов города. Сегодняшняя ситуация с главным подрядчиком на прокладку линий метрополитена вызывает тревогу. Бывший генеральный директор предприятия под следствием, строители проводят забастовки из-за задержек зарплаты. Проектируют и строят тоннели и станции люди из других городов. В самом предприятии продолжаются бессистемные кадровые перестановки. Новый генеральный директор не проработал и года, теперь ищут очередного...

Подземный передел. Ученые обеспокоены проблемами метростроения в Петербурге | ФОТО Дмитрия ВОЛКОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Дмитрия ВОЛКОВА/ИНТЕРПРЕСС

На этом фоне об уникальной истории «Метростроя» в своем письме в редакцию «Санкт-Петербургских ведомостей» напоминают сегодня лауреаты Премии Совета Министров СССР, доктора технических наук Николай Кулагин и Константин Безродный:

«21 января 1941 года народный комиссар путей сообщений Лазарь Каганович подписал приказ об образовании в Ленинграде «Строительства № 5 НКПС» для сооружения в городе метрополитена. Работы начались немедленно, но война изменила планы, летом 1941 года все силы были направлены на оборону города. На Лужском рубеже специалисты «Строительства № 5 НКПС» соорудили 640 дотов и дзотов, сотни артиллерийских и стрелковых окопов, 220 километров ходов сообщения, 327 километров противотанковых рвов, 7 километров железнодорожных веток для бронепоездов. А сразу после Победы они приступили к строительству метрополитена. Первая очередь от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» приняла пассажиров 6 ноября 1955 года».

Ученые выражают обеспокоенность нынешними проблемами петербургского метростроения. При этом они отмечают, что в последние десятилетия «Метрострой» занимался не только метрополитеном, но и реализовывал другие важнейшие для города и страны проекты: строительство второй очереди атомной электростанции в Сосновом Бору, Комплекса защитных сооружений города от наводнений, Второй сцены Мариинского театра, «Газпром-арены» на Крестовском острове. Эти крупнейшие и сложнейшие проекты потребовали применения совершенно иных технических и организационных решений, технологий, далеких от возведения тоннелей, но уникальный опыт подземного строительства позволил с успехом решить поставленные задачи.Начало прокладки линий метрополитена в свое время привело к созданию в Ленинграде специальной обособленной отрасли и развитию нового направления научных знаний и разработок. В этом созидательном труде были задействованы ученые и специалисты ведущих вузов и НИПИ города: ЛИИЖТ, Горный институт, Политехнический институт, «Ленметрогипротранс». Инженерные кадры готовили ЛИИЖТ, Горный и Политехнический институты...

Прогрессивные технологии разрабатывались учеными и осваивались специалистами также в последние годы. Среди них так называемые безосадочные технологии, обеспечивающие щадящую проходку при сооружении тоннелей и наклонных ходов, что позволило вести строительство в исторической части города, насыщенной архитектурными памятниками. За счет применения новых безосадочных технологий, к примеру, была сооружена станция «Адмиралтейская», расположенная в непосредственной близости от главных архитектурных доминант Петербурга.

Сегодня, к сожалению, у строителей и проектировщиков петербургского метро другие времена. Темпы строительства подземных магистралей заметно замедлились, сокращается кадровый состав проектировщиков и специалистов. В значительной мере это обусловлено серьезными внутренними проблемами, которые испытывает само предприятие - ОАО «Метрострой», большая часть акций которого находится в частных руках. Бывший генеральный директор обвиняется в нескольких эпизодах растраты средств, выделенных на строительство станций метро. Напомним, ОАО - частное предприятие, но осваивает исключительно бюджетные средства. Кроме того, управленческие ошибки привели к оттоку кадров специалистов, которые многие годы были золотым фондом петербургского метростроения. На этом фоне и в проектирование, и в строительство привлекаются специалисты из столицы и других городов России. Насколько это оправданно?

- Кризис на предприятии очевиден. Не буду переходить на личности, да дело и не в личностях. По большому счету жителям города все равно, кто, какие юридические лица будут строить метро в Петербурге. Главное, чтобы оно строилось. Пока же мы заметно отстаем от перспектив развития подземных линий, заложенных в генплане города. Структура управления в этой сфере требует пересмотра и более четкого выстраивания, - отмечает известный специалист подземного строительства руководитель Тоннельной ассоциации Северо-Запада Сергей Алпатов. В то же время, конечно же, нельзя допустить, чтобы город лишился целой отрасли - сооружения метро и тоннелестроения, - сформировавшейся в предыдущие десятилетия и плодотворно работавшей более полувека.

Сфера метростроения как отраслевое направление берет начало от студенческой скамьи. В ПГУПС, Горном и Политехническом университетах на специализированных кафедрах готовят необходимых специалистов для работы в шахтах и тоннелях подземки. На объектах строительства метро студенты проходят производственную практику. После окончания университета выпускники пополняют коллективы строителей, проектировочных, изыскательских, научных отделов «Ленметрогипротранса».

- Строительство метро - одна из отраслей, формирующих трудовую занятость в городе. Однако надо иметь в виду, что выпускник вуза и даже рабочий квалифицированным специалистом сможет стать только после нескольких лет работы. Иначе никак не получится. Здесь нужны особые знания и опыт. При этом специалистов по строительству метро именно глубокого заложения, кроме как в Петербурге, нигде больше нет - ни в нашей стране, ни в мире. К примеру, в Москве сегодня прокладывают линии исключительно мелкого заложения. А значит, еще сохранившиеся в нашем городе кадры метростроителей надо беречь. Работы хватит всем, - считает эксперт редакции Валерий Кузнецов, несколько десятилетий возглавлявший управление механизации «Метростроя».

Необходимо отметить, что сегодня подземное строительство - это совсем не исключительно пробивка линий метрополитена и строительство вестибюлей станций. С каждым годом все более актуальной задачей становится освоение подземного пространства, в том числе в центральной, исторической, части города.

«Метростроение и освоение подземного пространства - уникальная специальная отрасль, ее можно рассматривать как одно из достояний нашего города. Петербург должен и может сам осваивать свое подземное пространство - с меньшими затратами, большими скоростями и объемами, полноценными гарантиями безопасности строительства», - считают ветераны петербургского метростроения Николай Кулагин и Константин Безродный.

#строительство метро #транспорт #Петербургский метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (6760) от 10.09.2020 под заголовком «Подземный передел».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.