Подземка без открытий. В 2020 году в Петербурге не появится новых станций метро

В части петербургского метростроения прошлый год запомнился открытием трех новых станций. Фиолетовая ветка значительно продвинулась на юг города за счет подключения завершающего отрезка Фрунзенского радиуса - от «Международной» до «Шушар». Теперь с вводом новых вестибюлей придется подождать до 2022 года, на который намечено открытие «Казаковской» и «Путиловской» на строящейся шестой линии метро и станции «Горный университет» на Васильевском острове. А пока специалисты готовят проекты.

Подземка без открытий. В 2020 году в Петербурге не появится новых станций метро | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Первый участок Красносельско-Калининской линии строится, но он будет включать всего две станции: «Казаковская» и «Путиловская», которая станет пересадочной с «Кировским заводом», что на красной ветке. Сделана планировка территорий и продолжения этой линии - вплоть до станции «Обводный канал-2», на этом отрезке будут располагаться также «Броневая», «Заставская» и «Боровая».

Теперь комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) издал постановление о подготовке документации по северо-восточному участку шестой ветки - от «Обводного канала-2» до «Полюстровского проспекта». Стоимость строительства этого участка оценивается в 90 миллиардов рублей. Кроме названных станций он будет включать «Лиговский проспект-2», «Знаменскую», «Суворовскую», «Смольный». Открываться эти станции будут, скорее всего, уже после 2030 года.

Намного раньше, до 2025 года, должны пробить продолжение Фрунзенско-Приморской линии, но уже с другого ее конца - не с южного, а с северного. От «Комендантского проспекта» фиолетовую ветку продлят до новой станции «Шуваловский проспект», которая станет пересадочной с «Планерной», что запланирована на продолжении зеленой линии. КГА уже выпустил постановление о планировке территорий для строительства станции «Шуваловский проспект».

Третье постановление комитета касается концептуальной Кольцевой линии Петербургского метрополитена. До июня 2021 года должны быть спланированы территории под участок этой ветки от «Горного университета-2» до «Лесной-2». На этом отрезке будут располагаться также станции «Василеостровская-2», «Петроградская-2» и «Кантемировская». Ввод в эксплуатацию участка планируют в 2028 - 2030 годах. Между тем на проектирование следующего участка Кольцевой с пятью станциями - от «Лесной-2» до «Ладожской-2» - уже определен подрядчик, им стал московский институт «Метрогипротранс».

- Проектирование новых линий метро в Петербурге отстает на много лет. Но я не вижу большой необходимости привлечения столичных специалистов. У нас есть свой хороший институт «Ленметрогипротранс», не думаю, что его мощности полностью задействованы. В проектировании подземных сооружений очень важны опыт и знание местных гидротехнических условий. К примеру, в Москве не строят станций глубокого залегания. Столичный институт, безусловно, имеет хороших специалистов, но наши проектировщики справились бы с задачей как минимум не хуже, - утверждает руководитель Тоннельной ассоциации Северо-Запада Сергей Алпатов.

К сентябрю 2020 года должна быть разработана и документация по планировке территорий для пробивки метрополитена в Кудрово. В город-спутник планируют продлить оранжевую ветку от станции метро «Улица Дыбенко». При этом оговаривается, что речь идет об участке линии, находящемся в границах Петербурга. Между тем Кудрово располагается в Ленинградской области, вместе со станцией метро там планируют построить и электродепо «Правобережное». Администрациям двух регионов предстоит еще решить вопросы не только проектирования, но и совместного финансирования строительства. Хотя предполагаемый срок открытия станции уже определен - 2025 год.

- Зарубежный опыт показывает, что в таких случаях создается единый заказчик, который определяет подрядчиков и строит объект. Нецелесообразно разбивать строительство на несколько разных объектов, - считает Сергей Алпатов.

В последний месяц наметилась также подвижка в реализации проектов по строительству вторых выходов станций «Балтийская» и «Василеостровская».

- Этим проектам уже по двадцать лет. Обе станции давно работают с большим напряжением, особенно в часы пик. Метрополитену приходится периодически регулировать график работы вестибюлей, закрывать на вход или выход в определенные часы и дни. Вторые выходы для станций в центре города крайне необходимы, - отмечает руководитель совета по транспортным проблемам Санкт-Петербургского научного центра РАН Олег Белый.

Действительно, в связи с давними сроками проектирования возникла необходимость корректировки документации, это должно быть сделано до середины сентября 2020 года. Как поясняют в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, необходимость корректировки проектов возникла в связи с новыми требованиями к транспортной безопасности и изменениями нормативов в части использования эскалаторов.

Места расположения надземных вестибюлей этих станций давно определены. «Балтийская-2» будет располагаться вблизи бывшего Варшавского вокзала на южной стороне Обводного канала. Здесь рядом плотно населенный Измайловский проспект. Плюс к этому ведется большое жилищное строительство на территории бывшего молокозавода, которая примыкает к Московскому проспекту. Так что новая станция, безусловно, будет востребована. На станции планируют оборудовать два выхода, в наклонном ходе предусмотрен монтаж четырех эскалаторов.

Ордер на проведение инженерно-геологических работ для строительства второго вестибюля «Василеостровской» выдала Государственная административно-техническая инспекция. Вестибюль будет располагаться на внутридворовой территории в районе 10 - 11-й линий Васильевского острова неподалеку он их пересечения со Средним проспектом. Инженерно-геологические изыскания должны быть завершены до середины апреля этого года.

Сроки ввода в строй вторых вестибюлей «Балтийской» и «Василеостровской» пока точно не определены. Пробивка наклонного хода на станциях глубокого заложения - дело дорогостоящее. Во всяком случае в бюджете города на 2020 год деньги на начало строительства дополнительных выходов с этих двух станций не предусмотрены.

#Петербургский метрополитен #строительство метро #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (6607) от 21.01.2020 под заголовком «Подземка без открытий».


Комментарии