Под зонтиком бренда

Петербургские предприятия, ориентированные на внешние рынки, одними из первых в России стали продвигать за рубежом свою продукцию под национальным брендом Made in Russia. Система сертификации таких товаров начала действовать с прошлого года - эту работу проводит Российский экспортный центр (РЭЦ) при поддержке Минпромторга РФ. А уже в текущем году компании-экспортеры смогут использовать и региональные знаки качества: марка «Сделано в Петербурге», уверены специалисты, начнет завоевывать мир.

Под зонтиком бренда | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сегодня мало поставлять на рынки качественные надежные изделия. Нужно, чтобы у них была авторитетная наклейка, иначе довольно сложно обеспечить устойчивый спрос на товары и услуги за рубежом. Петербургские экспортеры, чья продукция уходит в полторы сотни стран мира, убедились в этом на собственном опыте. Даже самым крупным из них трудно конкурировать на равных с иностранными компаниями, которые используют как вывеску зонтичный, то есть единый для всех узнаваемый национальный бренд «сделано в такой-то стране».

Когда год назад стартовала соответствующая программа, Минпромторг РФ выделил на нее 370 млн рублей. Деньги пошли на создание и продвижение за рубежом знака Made in Russia, а также на проведение маркетинговых исследований и добровольную сертификацию товаров.

На XII петербургском партнериате малого и среднего бизнеса, прошедшем недавно, этот проект представил Дмитрий Макеев, директор по межрегиональным коммуникациям РЭЦ. Речь идет о создании системы двухступенчатой сертификации, когда вначале оцениваются опыт, деловая репутация и возможности компании-претендента, а затем (по гостовским требованиям, которые идентичны зарубежным) и достоинства выпускаемой ею на экспорт продукции.

После чего предприятие получает сертификат, действующий два года, и право использовать на упаковке экспортный бренд. А за соответствие его изделий стандартам качества, что называется, головой отвечают сотрудники РЭЦ. При этом государство не только защищает продукцию (прежде всего малого и среднего бизнеса) от контрафакта, но и создает благоприятные условия для ее продвижения за рубежом: выпускает каталоги, исследует рынки, привлекает российский телеканал RT (Russia Today) и иностранные СМИ.

В минувшем году такую сертификацию прошли 62 компании России, а на сегодняшний день - без малого сотня (в этот список вошло свыше десятка петербургских предприятий). Более 300 товаров, выпущенных в разных регионах, получили национальную маркировку.

«Предприятия Ленинградской области в этой программе пока не участвуют, - рассказал корреспонденту «СПб ведомостей» Дмитрий Макеев, - а вот петербургские компании уже оценили ее преимущества. Число таких предприятий будет расти, учитывая огромный экспортный потенциал северной столицы и ее транспортно-логистические возможности».

Эта же мысль прозвучала на панельной сессии партнериата «Сделано в Петербурге - признано за рубежом». По объему реализуемых на внешнем рынке товаров, было сказано там, наш город занимает в России второе место, уступая только Москве, где зарегистрированы крупнейшие производители. Зато вдвое превосходит столицу по доле несырьевого экспорта. Во многом благодаря компаниям, представляющим малый и средний бизнес, чья продукция поступает сегодня более чем в 20 стран мира.

Программы господдержки, которые тоже обсуждались на форуме, на них и рассчитаны. Около 1100 петербургских компаний получили средства из городской казны, пользуясь услугами Центра развития и поддержки предпринимательства (ЦРПП), действующего при одном из профильных комитетов Смольного. Он помогает готовить пакет документов, ведет обучение и работу по снижению административных барьеров.

По словам Льва Кузнецова, директора ЦРПП, финансирование идет по шести программам - для развития социально ориентированного предпринимательства, выпуска ремесленнической продукции, компенсации арендных затрат, участия в выставках и т. д. Объем бюджетного субсидирования в 2017 году превысил 144 млн рублей, а сумма контрактов, которые заключили на этой площадке малые и крупные предприятия в рамках кооперационных соглашений, составила за несколько лет 1,2 млрд рублей.

В этом году специалисты центра при участии петербургских чиновников разработают товарный знак «Сделано в Петербурге» и критерии для его получения. А в Едином центре предпринимательства появятся свежие инструменты поддержки как начинающих бизнесменов (одна из таких услуг по бесплатному созданию веб-сайта не имеет в России аналогов), так и маститых представителей экспортно ориентированных компаний, отметил Кузнецов.

#бренды #внешние рынки #«Сделано в Петербурге»

Комментарии