По тротуару с ветерком. Электросамокаты и гироскутеры могут включить в ПДД

Ходить по тротуарам, где теперь кроме велосипедов лихо носятся электросамокаты и гироскутеры, становится все опаснее, а когда самокатчики переходят на проезжую часть улиц, то и сами рискуют попасть под колеса. Увы, использование подобных устройств до сих пор не регулирует в России ни один документ. Чтобы устранить этот пробел, Минтранс РФ предложил внести добавления в Правила дорожного движения (ПДД), выделив такой транспорт в особую группу: средства индивидуальной мобильности (СИМ). Петербург стал первым регионом, где прошли общественные слушания этих поправок (незадолго до рассмотрения в Общественной палате РФ).

По тротуару с ветерком. Электросамокаты и гироскутеры могут включить в ПДД | ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

Сколько пешеходов получают травмы при столкновении со средствами индивидуальной мобильности, никакое ведомство не считает. Да и число жертв со стороны любителей таких устройств, которые как бы не являются участниками дорожного движения, не назовет никто: они тоже выпали из официальной статистики. Но в том, какую опасность они представляют порой для себя и окружающих, мы убеждаемся каждый день и в любой части города. Особенно на оживленных его магистралях.

Проблема, назревшая давно, обострилась в карантинные месяцы, когда, с одной стороны, по тротуарам принялись шнырять, объезжая пешеходов, курьеры из востребованных ныне служб доставки. А с другой – там прибавилось любителей электроскейтбордов, роликовых коньков, моноколес, электросамокатов и прочих устройств, которые хоть и стали альтернативой общественному транспорту, но изрядно добавили хаоса на пешеходных дорожках.

Вконец потеряв покой, пешеходы начали обращаться в разные инстанции, включая Общественную палату Санкт-Петербурга. На совместном заседании двух ее комиссий тема (явно федеральная повестка) была обсуждена недавно с участием представителей Смольного, СИМ-бизнеса и гражданского общества.

«Это тот случай, когда законодательные инициативы отстают от реалий дня и общественных запросов, – говорит Валерий Солдунов, председатель комиссии по транспорту и урбанистике Общественной  палаты.– Мир стремительно меняется, и устаревшие нормативные документы требуют нередко скорейшего пересмотра».

Как должны вести себя на дорогах велосипедисты и водители машин по отношению к ним, в ПДД детально расписано. А скоро такие же нормы, как ожидается, будут регулировать в том же документе и передвижение СИМ. Причем в эту категорию, согласно поправкам, которые должно утвердить правительство РФ (проект постановления был выложен на федеральном портале https://regulation.gov.ru), попало вообще все то, что не является велосипедом. Даже обычные самокаты и роликовые коньки (хотя их обладателей предложено приравнять к пешеходам). А вот где и как передвигаться всем остальным, зависит от возраста. Дошколятам разрешат кататься по тротуарам и пешеходным дорожкам, подросткам до 14 лет будут доступны также велосипедные полосы и дорожки. Но развивать скорость в пешеходном потоке выше 20 км/час, используя электроустройства, запретят всем.

И только «симовцам» старше 14 лет дозволено будет ездить по правому краю дороги на всем «электрическом», кроме гироскутеров и моноколес, когда ничего другого им не остается. Да и то с оговорками: если устройство имеет тормозную систему, светоотражатели, фонари-фары, звуковой сигнал и двигается со скоростью не больше 60 км/час. Так в теории, но удастся ли применить эти требования на деле, большой вопрос.

Точнее, вопросов тут не счесть, отмечает другой эксперт, Алексей Цивилев, депутат ЗакСа и председатель петербургского отделения общественной организации «Союз пешеходов России». Как следить за своей скоростью, если на большинстве СИМ нет спидометров? Кто и каким радаром будет фиксировать такие нарушения и почему молодым людям, получившим паспорт, разрешат раскатывать по дорогам, хоть и на обочине, с угрозой для жизни?

Да только ли это. Разъезжая в жилых зонах и дворах, самокатчики могут стать участниками происшествия и скрыться в отличие от автомобилистов без всяких для них последствий. Кроме того, если на роликовых коньках можно развить приличную, до 35 км/час, скорость, приравнивать их владельцев к пешеходам, по мнению экспертов, навряд ли возможно. Да и двигаться по дорогам без водительских прав, то есть без знания правил и опыта, на устройствах, близких к мопедам, опасно. При этом мопед считается транспортным средством, а «электроколеса» – просто устройством.

Можно сетовать, что сеть велодорожек растет в Петербурге медленно, но кардинально в ближайшие годы ситуация не изменится, а значит, СИМ на дорогах меньше не станет и парковок для них вряд ли ощутимо прибавится, высказал свое мнение Андрей Левакин, председатель городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры.

Самокат3_Ше-Ма.jpg

ФОТО Марии ШЕРИХ

А на тротуарах, где продолжат раскатывать все, кому не лень, приоритет пассажиров, видимо, останется декларацией. Между тем в обсуждаемом документе не отражена ответственность юридических лиц, обязанных отвечать за безопасность передвижения своих велокурьеров и пассажиров, которых те могут ненароком травмировать, заметила Ирина Артюхова, член Общественной палаты. Она также обратила внимание на другой нюанс: если малыши, катаясь на симовских устройствах, не будут спешиваться на пешеходных переходах, то и они могут пострадать. Это тоже нужно учесть в обновленных ПДД, считает она.

Словом, проект поправок в его нынешнем виде проблем с «осмелевшим» двухколесным транспортом не решает, а, напротив, создает новые. Так, может, не изобретать велосипед, а перенять опыт европейских мегаполисов, которым удалось – не считая Лондона, где пошли по пути запретов, – все «разрулить»? В Париже, например, в пешеходной зоне нельзя ездить со скоростью более 

8 км/час, напомнил Дмитрий Шерих, руководитель одной из комиссий палаты и главный редактор «СПб ведомостей».

Ограничивать свободу передвижения нельзя, но она должна предполагать ответственность, убежден другой участник слушаний, Петр Шелищ, который полагает, что в данном случае полезно обратиться к советскому опыту: «Когда я был подростком, велосипедистов обязали, пройдя экзамен, получать права, а вместе с ними номер и прикручивать эту жестянку к раме с задней стороны. Неплохо бы к этому вернуться. Нарушил правила, видеофиксация, которая имеется на многих петербургских дорогах, сработала, и получай по почте «письмо счастья», плати штраф. Это отобьет охоту ездить по своим правилам у многих из тех, кто пользуется транспортом с электродвигателем».

Мысль любопытная, прозвучало в ответ, но технически это едва ли осуществимо: камера видеонаблюдения крохотный номерок может не увидеть. Ну а некоторые другие предложения, высказанные в ходе обсуждения, могут войти в проект поправок, вызвавших горячие споры, которые предполагается рассмотреть в ряде других регионов и на федеральном уровне.

Но вот в чем сегодня сходятся все эксперты, так это в необходимости усилить профилактику детского травматизма на тротуарах-дорогах, связанного с использованием СИМ. Да, в последние месяцы, когда из-за карантина все перешли на дистанционную форму обучения, статистическая кривая таких аварий не поднималась: дети оставались дома, сказал Андрей Борщевский, зам. председателя городского комитета по образованию. Но популярность мобильного транспорта растет, и если не рассказывать в школах о новых требованиях, прописанных в ПДД, когда они появятся, жертв на дорогах станет больше.

#ПДД #пешеходы #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (6737) от 10.08.2020 под заголовком «СИМ-СИМ, куда прешь?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.