По тротуару с ветерком. Электросамокаты и гироскутеры могут включить в ПДД

Ходить по тротуарам, где теперь кроме велосипедов лихо носятся электросамокаты и гироскутеры, становится все опаснее, а когда самокатчики переходят на проезжую часть улиц, то и сами рискуют попасть под колеса. Увы, использование подобных устройств до сих пор не регулирует в России ни один документ. Чтобы устранить этот пробел, Минтранс РФ предложил внести добавления в Правила дорожного движения (ПДД), выделив такой транспорт в особую группу: средства индивидуальной мобильности (СИМ). Петербург стал первым регионом, где прошли общественные слушания этих поправок (незадолго до рассмотрения в Общественной палате РФ).

По тротуару с ветерком. Электросамокаты и гироскутеры могут включить в ПДД | ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

Сколько пешеходов получают травмы при столкновении со средствами индивидуальной мобильности, никакое ведомство не считает. Да и число жертв со стороны любителей таких устройств, которые как бы не являются участниками дорожного движения, не назовет никто: они тоже выпали из официальной статистики. Но в том, какую опасность они представляют порой для себя и окружающих, мы убеждаемся каждый день и в любой части города. Особенно на оживленных его магистралях.

Проблема, назревшая давно, обострилась в карантинные месяцы, когда, с одной стороны, по тротуарам принялись шнырять, объезжая пешеходов, курьеры из востребованных ныне служб доставки. А с другой – там прибавилось любителей электроскейтбордов, роликовых коньков, моноколес, электросамокатов и прочих устройств, которые хоть и стали альтернативой общественному транспорту, но изрядно добавили хаоса на пешеходных дорожках.

Вконец потеряв покой, пешеходы начали обращаться в разные инстанции, включая Общественную палату Санкт-Петербурга. На совместном заседании двух ее комиссий тема (явно федеральная повестка) была обсуждена недавно с участием представителей Смольного, СИМ-бизнеса и гражданского общества.

«Это тот случай, когда законодательные инициативы отстают от реалий дня и общественных запросов, – говорит Валерий Солдунов, председатель комиссии по транспорту и урбанистике Общественной  палаты.– Мир стремительно меняется, и устаревшие нормативные документы требуют нередко скорейшего пересмотра».

Как должны вести себя на дорогах велосипедисты и водители машин по отношению к ним, в ПДД детально расписано. А скоро такие же нормы, как ожидается, будут регулировать в том же документе и передвижение СИМ. Причем в эту категорию, согласно поправкам, которые должно утвердить правительство РФ (проект постановления был выложен на федеральном портале https://regulation.gov.ru), попало вообще все то, что не является велосипедом. Даже обычные самокаты и роликовые коньки (хотя их обладателей предложено приравнять к пешеходам). А вот где и как передвигаться всем остальным, зависит от возраста. Дошколятам разрешат кататься по тротуарам и пешеходным дорожкам, подросткам до 14 лет будут доступны также велосипедные полосы и дорожки. Но развивать скорость в пешеходном потоке выше 20 км/час, используя электроустройства, запретят всем.

И только «симовцам» старше 14 лет дозволено будет ездить по правому краю дороги на всем «электрическом», кроме гироскутеров и моноколес, когда ничего другого им не остается. Да и то с оговорками: если устройство имеет тормозную систему, светоотражатели, фонари-фары, звуковой сигнал и двигается со скоростью не больше 60 км/час. Так в теории, но удастся ли применить эти требования на деле, большой вопрос.

Точнее, вопросов тут не счесть, отмечает другой эксперт, Алексей Цивилев, депутат ЗакСа и председатель петербургского отделения общественной организации «Союз пешеходов России». Как следить за своей скоростью, если на большинстве СИМ нет спидометров? Кто и каким радаром будет фиксировать такие нарушения и почему молодым людям, получившим паспорт, разрешат раскатывать по дорогам, хоть и на обочине, с угрозой для жизни?

Да только ли это. Разъезжая в жилых зонах и дворах, самокатчики могут стать участниками происшествия и скрыться в отличие от автомобилистов без всяких для них последствий. Кроме того, если на роликовых коньках можно развить приличную, до 35 км/час, скорость, приравнивать их владельцев к пешеходам, по мнению экспертов, навряд ли возможно. Да и двигаться по дорогам без водительских прав, то есть без знания правил и опыта, на устройствах, близких к мопедам, опасно. При этом мопед считается транспортным средством, а «электроколеса» – просто устройством.

Можно сетовать, что сеть велодорожек растет в Петербурге медленно, но кардинально в ближайшие годы ситуация не изменится, а значит, СИМ на дорогах меньше не станет и парковок для них вряд ли ощутимо прибавится, высказал свое мнение Андрей Левакин, председатель городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры.

Самокат3_Ше-Ма.jpg

ФОТО Марии ШЕРИХ

А на тротуарах, где продолжат раскатывать все, кому не лень, приоритет пассажиров, видимо, останется декларацией. Между тем в обсуждаемом документе не отражена ответственность юридических лиц, обязанных отвечать за безопасность передвижения своих велокурьеров и пассажиров, которых те могут ненароком травмировать, заметила Ирина Артюхова, член Общественной палаты. Она также обратила внимание на другой нюанс: если малыши, катаясь на симовских устройствах, не будут спешиваться на пешеходных переходах, то и они могут пострадать. Это тоже нужно учесть в обновленных ПДД, считает она.

Словом, проект поправок в его нынешнем виде проблем с «осмелевшим» двухколесным транспортом не решает, а, напротив, создает новые. Так, может, не изобретать велосипед, а перенять опыт европейских мегаполисов, которым удалось – не считая Лондона, где пошли по пути запретов, – все «разрулить»? В Париже, например, в пешеходной зоне нельзя ездить со скоростью более 

8 км/час, напомнил Дмитрий Шерих, руководитель одной из комиссий палаты и главный редактор «СПб ведомостей».

Ограничивать свободу передвижения нельзя, но она должна предполагать ответственность, убежден другой участник слушаний, Петр Шелищ, который полагает, что в данном случае полезно обратиться к советскому опыту: «Когда я был подростком, велосипедистов обязали, пройдя экзамен, получать права, а вместе с ними номер и прикручивать эту жестянку к раме с задней стороны. Неплохо бы к этому вернуться. Нарушил правила, видеофиксация, которая имеется на многих петербургских дорогах, сработала, и получай по почте «письмо счастья», плати штраф. Это отобьет охоту ездить по своим правилам у многих из тех, кто пользуется транспортом с электродвигателем».

Мысль любопытная, прозвучало в ответ, но технически это едва ли осуществимо: камера видеонаблюдения крохотный номерок может не увидеть. Ну а некоторые другие предложения, высказанные в ходе обсуждения, могут войти в проект поправок, вызвавших горячие споры, которые предполагается рассмотреть в ряде других регионов и на федеральном уровне.

Но вот в чем сегодня сходятся все эксперты, так это в необходимости усилить профилактику детского травматизма на тротуарах-дорогах, связанного с использованием СИМ. Да, в последние месяцы, когда из-за карантина все перешли на дистанционную форму обучения, статистическая кривая таких аварий не поднималась: дети оставались дома, сказал Андрей Борщевский, зам. председателя городского комитета по образованию. Но популярность мобильного транспорта растет, и если не рассказывать в школах о новых требованиях, прописанных в ПДД, когда они появятся, жертв на дорогах станет больше.

#ПДД #пешеходы #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (6737) от 10.08.2020 под заголовком «СИМ-СИМ, куда прешь?».


Комментарии