По следам Паулахарью: летом уходящего года в окрестностях Петербурга прошло велосипедное путешествие

Режиссер Ольга Матвеева и художница Ольга Иноземцева повторили исследовательский маршрут финского этнографа и писателя Самули Паулахарью, который в 1911 году за два месяца объехал на велосипеде все лютеранские приходы, расположенные в окрестностях Петербурга. Спустя сто лет часть собранных в том путешествии материалов (записей, зарисовок и фотографий) попала в книгу, изданную сначала на финском, а потом и на русском языке.

По следам Паулахарью: летом уходящего года в окрестностях Петербурга прошло велосипедное путешествие  | Ольга Иноземцева. Велопоход. Шарж на самих себя./Репродукция. ФОТО автора

Ольга Иноземцева. Велопоход. Шарж на самих себя./Репродукция. ФОТО автора

«Паулахарью совершил свою экспедицию на велосипеде, мы тоже сели на велосипеды и за четыре недели проехали тысячу четыреста километров, — рассказывает Ольга Матвеева. — Исколесили практически весь Приневский край, который в допетровские времена назывался Ингерманландией, или Ингрией. Стартовали в Бело­острове, а завершили путешествие в Веймарне».

По пути Ольга Матвеева вела дневник и фотографировала, а Ольга Иноземцева делала в путевом блокноте зарисовки. Сегодня эти снимки и рисунки можно увидеть на выставке «Omal maal — В край родной», которая работает в петербургской кафедральной евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии на Большой Конюшенной улице.

«Зайдите в любой дом, и вы почувствуете себя вполне уютно», — эта запись, сделанная Паулахарью в Колтушах, вполне может служить девизом и его путешествия, и нынешней экспедиции.

«Мы чувствовали этот уют практически на всем протяжении нашей поездки, — говорит Матвеева. — Проблема с ночлегом решалась просто. Мы находили приют в лютеранских приходах, которых много в Ленинградской области, или ­просто у жителей поселков и деревень. Иногда ставили палатку на природе и чувствовали себя в совершенной безопасности».

Первой на маршруте была Лемболовская лютеранская церковь в поселке Стеклянный, где участники похода познакомились с 90‑летней местной жительницей Милей Коркка. Она родилась в Лемболове, где ее и крестили. Когда началась война, отца сразу взяли на фронт. Мама умерла в 1941 году.

«Нас остались четверо детей, — рассказала Миля Коркка. — Когда нас на товарняке везли в Вологодскую область, в него попала бомба. Было очень страшно. Потом война закончилась, мы вернулись домой. Так что родина моя здесь».

В деревне Куземкино, что в Кингисеппском районе, участницам экспедиции посчастливилось познакомиться с Валентиной Пилли. Она организовала в местной библиотеке краеведческий музей. Экспонаты для него, в числе которых есть настоящие ижорские костюмы, собирали всей деревней.

В свое время Самули Паулахарью сетовал, что живущих в приневском крае вожан становится меньше, во многих деревнях только старики говорят на водском языке. С тех пор прошло сто лет, вожан стало еще меньше, но культура живет.

Будучи в деревне Лужицы, путешественницы попали на праздник — День народности водь. Он прошел с хороводами, песнями и старинными водскими угощениями. Посетили они и местный Музей водской культуры, хранителем которого является коренная жительница деревни Лужицы Марина Ильина. На базе музея действует школа, в которой учат водскому языку.

Участницы экспедиции ехали, ориентируясь на фотографии и описания, сделанные Паулахарью. Конечно, с тех пор все сильно изменилось, но иногда случались потрясающие совпадения. Именно так произошло в деревне Ильеши.

«В десяти верстах севернее Молосковицкой церкви находится русское село Ильеши, — сообщал Паулахарью. — Там ежегодно 27 и 28 июля проходят большие празднества в ознаменование святых чудес, сотворенных Параскевой, которую местные жители называют «Ильешинским божеством».

«Мы оказались в Ильешах как раз утром 27 июля и, как в свое время Паулахарью, попали на праздник, посвященный Параскеве. Собралось много людей. Приехали жители из соседних деревень, было немало цыган, которые тоже почитают Параскеву», — поделилась Матвеева.

К сожалению, часовня, изображенная в книге Паулахарью, не сохранилась: ее разрушили в 1960‑х годах. Как рассказала старожил деревни 98‑летняя Ольга Старова, перед входом в часовню росли незабудки, а стены были исписаны обращениями людей к Богу.

Но было и так, что на месте деревень, упомянутых в книге этнографа, наши современницы находили пустое место. Так случилось в бывшей деревне Жеребятки, где был самый маленький приход в Ингерманландии. Деревня погибла в огне Великой Отечественной войны.

Самули Паулахарью дважды покидал маршрут и возвращался в Петербург ремонтировать велосипед. Участницы нынешней экспедиции с маршрута не сошли: с починкой проколотых колес им помогали отзывчивые местные жители.

«Мы благодарны всем, кто доверил нам свои воспоминания, рассказывал о своей жизни, кто давал нам приют, дарил тепло и улыбки, помогал справиться с трудностями, — подчеркнула Ольга Матвеева. — В результате мы еще больше узнали и полюбили наш родной край».


#маршрут #велосипеды #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7567) от 18.12.2023 под заголовком «По следам Паулахарью».


Комментарии