2Vtzqv4Hz9U

План по «перехватам». Число автостоянок у станций метро увеличится на четверть

Сеть перехватывающих парковок в Петербурге в ближайшее время существенно увеличится: Смольный анонсировал организацию пяти новых автостоянок возле станций метро «Проспект Большевиков», «Пушкинская», «Рыбацкое», «Удельная» и «Ладожская» в добавление к существующим в городе двум десяткам «перехватов». Когда именно и в какой последовательности их будут вводить в строй, чиновники, правда, не сообщают. По их словам, проектирование площадок, на которых водители, направляясь в центр города, смогут оставлять свои машины, пересаживаясь на общественный транспорт, уже началось. Проектно-изыскательские работы по заказу комитета по транспорту по всем пяти объектам ведет Городской центр управления парковками.

План по «перехватам». Число автостоянок у станций метро увеличится на четверть | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Один из городских «перехватов» площадью более 2,5 тыс. кв. мет­ров будет построен в Невском районе на улице Коллонтай, недалеко от станции метро «Проспект Большевиков». Другой (его площадь составит почти 3,9 тыс. кв. метров) появится в Адмиралтейском районе на Загородном проспекте, возле станции метро «Пушкинская». Еще две перехватывающие автопарковки общей площадью более 13,5 тыс. кв. метров организуют на улице Юннатов у станции метро «Рыбацкое» и на Фермском шоссе возле «Удельной», благодаря чему расширится «перехватывающее» пространство в Невском и Приморском районах города. В мае специалисты приступят к проектированию подобной бесплатной автостоянки площадью более 6 тыс. кв. метров с терминалами для оплаты, автоматическими шлагбаумами, системой видеонаблюдения и инженерными сетями на проспекте Энергетиков (Красногвардейский район).

«С учетом активного строительства новых жилых кварталов и социальных объектов, а также развития общественного транспорта важно развивать систему городских и перехватывающих автостоянок, — прокомментировал новость председатель профильного комитета Смольного Валентин Енокаев. — И мы ведем такую работу. В прошлом году «перехватку» почти на 300 машин построили у метро «Шушары», сейчас поблизости ведем строительство еще одной, чтобы увеличить емкость парковочного пространства без малого на 200 мест».

На самом деле в Шушарах в начале этого года была введена перехватывающая автостоянка на 187 машино-мест (всего в ста метрах от станции подземки, рядом с выездами на КАД и Софийскую улицу) на Автозаводской ул., 5. А теперь началось строительство еще одной (Шушары, участок 1 – 5). На первом этапе уже нынче там будет построена автостоянка на 289 машино-мест, на втором — еще на 117 с разворотным кольцом. На месте будущей парковки сейчас идет разработка грунта для устройства дорожного покрытия и системы водоотведения, затем специалисты установят наружное освещение и систему обзорного видеонаблюдения, автоматические шлагбаумы, стойки въезда-выезда, терминалы для оплаты и т. д. Полностью завершить работы первого этапа планируется во втором полугодии. Итого: 593 машино-места для перехвата, которые заработают у станции «Шушары».

Кстати, расчетный показатель для этого земельного участка площадью 15,8 тыс. кв. метров несколько больше — 630 машино-мест. Но, чтобы реально покрыть потребности жителей района, по мнению некоторых экспертов-урбанистов, здесь требуется стоянка на несколько тысяч мест, лучше всего — многоуровневый паркинг, встроенный в грамотно организованный пересадочный узел, с остановками автобусов и трамваев — только в этом случае станет по‑настоящему востребованной станция метро, открытая в промзоне.

Итак, нынче нам обещаны новые места возле пяти станций подземки общей площадью около 25,9 тыс. «квадратов», где можно будет оставить на день автомобиль, пересев на общественный транспорт. Какая вместимость у каждой площадки, пока неизвестно. По ГОСТу, минимально допустимый размер машино-места — 5,3 на 2,5 метра (то есть 13,25 кв. м). Но с учетом въездов и проездов, площадок для разворотов, зон парковки велосипедов, мест под шлагбаумы, будочки охранников, информационные щиты, тротуары, газоны и т. д. на организацию хранения одной машины на перехвате может потребоваться от 30 до 80 кв. метров. Если исходить из этого, то при оптимально-­экономичной планировке пять новых автостоянок могут подарить автовладельцам с окраин и пригородов до тысячи машино-мест.

Это немало, особенно если учесть, что на сегодняшний день в разных районах Петербурга действуют 20 перехватывающих парковок на 2073 машино-места, а также 13 городских автостоянок, рассчитанных на 1,7 тыс. парковочных мест.

То есть даже при стопроцентном их заполнении найти пристанище на день могут всего 3773 авто. Причем только 54 % из них — бесплатно, при условии использования «Подорожника» или ЕКП с дважды оплаченным в течение этого дня проездом на общественном транспорте — таковы правила «перехвата».

Перехватывающие парковки способны и должны помочь центру города, задыхающемуся в пробках. Они позволяют сократить избыточный трафик с окраин, стимулируя граждан пересаживаться с личного транспорта на общественный. Делать это, конечно, необходимо. По данным одной из создающих дорожные карты и навигационные системы компаний, Петербург еще в 2021 году занял седьмое место в мировом рейтинге городов с самыми загруженными дорогами и пятое — среди городов Европы.

Созданные в Северной столице перехватывающие парковки — очень разные по размеру. Крупнейшие — у станций метро «Обухово» (330 машино-мест), «Ладожская» (226), «Парнас» (155). Чуть менее вместительны «перехваты» у станций «Купчино» (93 машино-места), «Пионерская» (90), «Кировский завод» (72), «Политехническая» (61) и «Гражданский проспект» (50).

По озвученным ранее комитетом по транспорту данным, средняя загрузка большинства перехватывающих автостоянок колеблется в границах 70 – 85 %. Но это, как водится, «средняя температура по больнице».

Про одни «перехваты» авто­владельцы говорят: после 8.30 туда не стоит и соваться, все будет занято, и даже сообщают, что там нередки конфликты водителей за освобождающийся пятачок. Например, такая репутация у самой маленькой перехватывающей парковки в городе — у станции метро «Проспект Просвещения», рассчитанной всего на 43 машино-места (пр. Просвещения, участок 119, напротив дома № 30/1).

Зато почти всегда пуста перехватывающая парковка у станции «Ленинский проспект» (третья в городе по вместимости — на 190 мест). Почему? Догадаться нетрудно, если просто взглянуть на карту: ее оборудовали не у метро, а у дома № 16 по проспекту Народного Ополчения.

«Никто не хочет полтора километра идти пешком от Народного Ополчения до метро, — пишет в транспортном чате петербуржец Сергей. — Зато вокруг станции «Ленинский проспект» все дворы, проезды, карманы заставлены машинами. Может быть, есть смысл запустить бесплатный ­шаттл от парковки до метро и обратно каждые 15 минут — тогда парковка станет поинтереснее, чем сейчас?».

В ответе на этот пост комитет по транспорту сообщает, что перехватывающая автостоянка на пр. Народного Ополчения находится не в полутора километрах, а в 800 метрах от станции «Ленинский проспект», так что путь пешком займет всего 10 минут. К тому же в непосредственной близости от «перехвата» находится автобусная остановка, автобусная и троллейбусная остановки работают также на пересечении Ленинского проспекта и проспекта Народного Ополчения…

Автора поста эта аргументация не убеждает: «Пешком от парковки до метро действительно около 10 минут через дворы, но только летом в хорошую погоду. А весной и осенью у нас в городе часто идут дожди. Зимой все дворы завалены снегом, и путь до метро увеличивается в 1,5 – 2 раза. Автобусная остановка около парковки действительно есть, но интервал движения 73‑го автобуса около 30 – 40 минут, а в вечерний час пик из‑за пробок доходит до часа. Кто его будет ждать? Остановка на углу Ленинского и Ополчения тоже плохой вариант, так как и до нее идти минут 5 – 7 надо. Поймите одну простую вещь — парковка пустая. Значит, автомобилистам она неинтересна. В первую очередь из‑за своего местоположения. Поэтому и работать надо над тем, чтобы улучшить ее привлекательность, а не заниматься отписками…».

Другой автомобилист обращает внимание на хронически пустующий (несмотря на небольшую вместимость — всего 58 машино-мест и близость к станции метро — 240 м) «перехват», относящийся к «Старой Деревне»:

«Парковка стоит пустая, так как при движении с севера из густонаселенных районов левый поворот на нее с Торфяной дороги запрещен разметкой и знаками. В то же время площадь перед станцией метро забита… Недавно проезжал мимо, по Заусадебной — оценил все «удобство» подъезда к ней… Кстати, на парковке в этот момент стояло 10 – 15 машин, не больше. Все паркуются по Гаккелевской, Мебельной и вокруг их соединения по всяким закуткам. На Заусадебную улицу при движении с севера по Торфяной дороге тоже не повернуть, так как левый поворот запрещен. Чтобы это сделать, нужно проехать через пробочный переезд, развернуться, снова проехать через пробочный переезд и повернуть направо. Никто так ездить не будет. Проще повернуть направо у станции метро и поставить машину в пешеходной зоне».

Еще одна явная несуразность — перехватывающая парковка у «Ломоносовской» на Фарфоровской улице, 14, вместимостью 35 мест (из них 5 — для инвалидов). Предлог «у» здесь, как и в случае с «Ленинским проспектом», вряд ли уместен. Жители района сомневаются в «перехватывающем» назначении объекта, находящегося в полукилометре от метро. Люди логично подозревают, что под красивым лозунгом создали просто обычную автостоянку для строящегося рядом ЖК. «Эта парковка и с открытыми шлагбаумами, во время тестовой эксплуатации, не пользуется спросом, так не­ужели после ввода в эксплуатацию желающие найдутся? До «Ломоносовской» там идти больше полукилометра или ехать остановку на автобусе», — сетуют автовладельцы.

Еще одна маловостребованная — перехватывающая парковка у «Волковской» на 151 машино-место. Она от метро недалеко — в каких‑то 300 метрах, но у самой этой станции низкий пассажиропоток, потому и парковка обычно полупустая.

Удаленность и неудобство подъезда не единственные претензии жителей к «перехватам». Случаются и неудобства разовые, случайные:

«Второй день у «Ладожской» утром не поставить машину — не работает аппарат приема карт и шлагбаум, до оператора дозваниваешься 10 – 15 минут…»

«У метро еще дорожки чистят, а из автобуса выходишь в лужу и от парковки пока дойдешь до подземки, утонешь в грязной воде…»

В чатах и околопарковочных разговорах люди указывают и на проблемы системного характера:

«Перехватывающая парковка для инвалидов — я бы сказал, издевательская идея в нашей реальности, однако блокировка 10 – 15 мест из пятидесяти под нее все равно будет произведена, и они будут стоять пустыми».

«Почему на «транспортном» портале мы видим, как движутся по маршруту троллейбусы, трамваи и автобусы, но не видим, сколько свободных мест на той или иной перехватывающей парковке? Это ведь тоже часть маршрутной сети, позволяющая планировать свой маршрут».

«Нам нужны современные крупные транспортно-пересадочные узлы, где бы увязывались разные виды транспорта: метро, автобусы, электрички… И там должны быть вместительные «перехваты». Причем все нужно организовать по принципу «сухих ног», с возможностью пересадки без выхода на улицу. Вместо парковок и пересадок пространство у каждой станции метро заставляют торговыми центрами или рядами. Какой же это транспортно-пересадочный узел? Скорее уж транспортно-торговый…»

«А когда будет перехватывающая стоянка у метро в Мурине? Понятно, что это область, но ведь станция метро, с двух сторон причем…»

Возможность реализации концепции Park & Ride (P+R — паркуйся и катайся), применяемой во многих странах, нам пока кажется фантастикой. Там «перехваты» находятся в 20 – 50 м от станций подземки или электричек, для нас же 200 – 300 метров — большая удача, да еще путь нередко лежит по узким запруженным людьми тротуарам, вдоль загруженных пыльных проспектов, с переходами. Какой же это перехват?

Однако власти города обещают и дальше развивать этот формат, способствующий снижению трафика и ускорению движения по дорогам Петербурга. По словам чиновников, у всех новых станций метрополитена, которые будут строиться, перехватывающие парковки станут проектироваться изначально. Продолжают изыскивать участки для оборудования «перехватов» и у старых…

Между тем число автостоянок в Петербурге не только росло. В августе прошлого года неожиданно для многих комитет по транспорту сообщил о закрытии шести таких объектов. Это были пять городских парковок (на проспектах Маршала Жукова, Витебском и Народного Ополчения, 134, на Толмачевской ул. и Переведенской в Шушарах) и одна крупная — на 151 место — перехватывающая стоянка на Синопской набережной. «Перехвата», открытого здесь в 2017 году, лишилась станция метро «Площадь Александра Невского». 

Видимо, организаторы транспортного обслуживания решили, что эта станция подземки слишком центральная для того, чтобы до нее ехать с окраин на автомобиле. Официально причиной ликвидации стоянки назвали планы по восстановлению на набережной храма во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, взорванного в советский период. По вместимости эта площадка уступала лишь двум ей подобным — действующей у станции метро «Обухово» и той самой, что на проспекте Народного Ополчения, удаленной от «своего» метро «Ленинский проспект» почти на километр.


#парковки #автостоянки #метро

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7412) от 11.05.2023 под заголовком «План по «перехватам»».


Комментарии