План по «перехватам». Число автостоянок у станций метро увеличится на четверть
Сеть перехватывающих парковок в Петербурге в ближайшее время существенно увеличится: Смольный анонсировал организацию пяти новых автостоянок возле станций метро «Проспект Большевиков», «Пушкинская», «Рыбацкое», «Удельная» и «Ладожская» в добавление к существующим в городе двум десяткам «перехватов». Когда именно и в какой последовательности их будут вводить в строй, чиновники, правда, не сообщают. По их словам, проектирование площадок, на которых водители, направляясь в центр города, смогут оставлять свои машины, пересаживаясь на общественный транспорт, уже началось. Проектно-изыскательские работы по заказу комитета по транспорту по всем пяти объектам ведет Городской центр управления парковками.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Один из городских «перехватов» площадью более 2,5 тыс. кв. метров будет построен в Невском районе на улице Коллонтай, недалеко от станции метро «Проспект Большевиков». Другой (его площадь составит почти 3,9 тыс. кв. метров) появится в Адмиралтейском районе на Загородном проспекте, возле станции метро «Пушкинская». Еще две перехватывающие автопарковки общей площадью более 13,5 тыс. кв. метров организуют на улице Юннатов у станции метро «Рыбацкое» и на Фермском шоссе возле «Удельной», благодаря чему расширится «перехватывающее» пространство в Невском и Приморском районах города. В мае специалисты приступят к проектированию подобной бесплатной автостоянки площадью более 6 тыс. кв. метров с терминалами для оплаты, автоматическими шлагбаумами, системой видеонаблюдения и инженерными сетями на проспекте Энергетиков (Красногвардейский район).
«С учетом активного строительства новых жилых кварталов и социальных объектов, а также развития общественного транспорта важно развивать систему городских и перехватывающих автостоянок, — прокомментировал новость председатель профильного комитета Смольного Валентин Енокаев. — И мы ведем такую работу. В прошлом году «перехватку» почти на 300 машин построили у метро «Шушары», сейчас поблизости ведем строительство еще одной, чтобы увеличить емкость парковочного пространства без малого на 200 мест».
На самом деле в Шушарах в начале этого года была введена перехватывающая автостоянка на 187 машино-мест (всего в ста метрах от станции подземки, рядом с выездами на КАД и Софийскую улицу) на Автозаводской ул., 5. А теперь началось строительство еще одной (Шушары, участок 1 – 5). На первом этапе уже нынче там будет построена автостоянка на 289 машино-мест, на втором — еще на 117 с разворотным кольцом. На месте будущей парковки сейчас идет разработка грунта для устройства дорожного покрытия и системы водоотведения, затем специалисты установят наружное освещение и систему обзорного видеонаблюдения, автоматические шлагбаумы, стойки въезда-выезда, терминалы для оплаты и т. д. Полностью завершить работы первого этапа планируется во втором полугодии. Итого: 593 машино-места для перехвата, которые заработают у станции «Шушары».
Кстати, расчетный показатель для этого земельного участка площадью 15,8 тыс. кв. метров несколько больше — 630 машино-мест. Но, чтобы реально покрыть потребности жителей района, по мнению некоторых экспертов-урбанистов, здесь требуется стоянка на несколько тысяч мест, лучше всего — многоуровневый паркинг, встроенный в грамотно организованный пересадочный узел, с остановками автобусов и трамваев — только в этом случае станет по‑настоящему востребованной станция метро, открытая в промзоне.
Итак, нынче нам обещаны новые места возле пяти станций подземки общей площадью около 25,9 тыс. «квадратов», где можно будет оставить на день автомобиль, пересев на общественный транспорт. Какая вместимость у каждой площадки, пока неизвестно. По ГОСТу, минимально допустимый размер машино-места — 5,3 на 2,5 метра (то есть 13,25 кв. м). Но с учетом въездов и проездов, площадок для разворотов, зон парковки велосипедов, мест под шлагбаумы, будочки охранников, информационные щиты, тротуары, газоны и т. д. на организацию хранения одной машины на перехвате может потребоваться от 30 до 80 кв. метров. Если исходить из этого, то при оптимально-экономичной планировке пять новых автостоянок могут подарить автовладельцам с окраин и пригородов до тысячи машино-мест.
Это немало, особенно если учесть, что на сегодняшний день в разных районах Петербурга действуют 20 перехватывающих парковок на 2073 машино-места, а также 13 городских автостоянок, рассчитанных на 1,7 тыс. парковочных мест.
То есть даже при стопроцентном их заполнении найти пристанище на день могут всего 3773 авто. Причем только 54 % из них — бесплатно, при условии использования «Подорожника» или ЕКП с дважды оплаченным в течение этого дня проездом на общественном транспорте — таковы правила «перехвата».
Перехватывающие парковки способны и должны помочь центру города, задыхающемуся в пробках. Они позволяют сократить избыточный трафик с окраин, стимулируя граждан пересаживаться с личного транспорта на общественный. Делать это, конечно, необходимо. По данным одной из создающих дорожные карты и навигационные системы компаний, Петербург еще в 2021 году занял седьмое место в мировом рейтинге городов с самыми загруженными дорогами и пятое — среди городов Европы.
Созданные в Северной столице перехватывающие парковки — очень разные по размеру. Крупнейшие — у станций метро «Обухово» (330 машино-мест), «Ладожская» (226), «Парнас» (155). Чуть менее вместительны «перехваты» у станций «Купчино» (93 машино-места), «Пионерская» (90), «Кировский завод» (72), «Политехническая» (61) и «Гражданский проспект» (50).
По озвученным ранее комитетом по транспорту данным, средняя загрузка большинства перехватывающих автостоянок колеблется в границах 70 – 85 %. Но это, как водится, «средняя температура по больнице».
Про одни «перехваты» автовладельцы говорят: после 8.30 туда не стоит и соваться, все будет занято, и даже сообщают, что там нередки конфликты водителей за освобождающийся пятачок. Например, такая репутация у самой маленькой перехватывающей парковки в городе — у станции метро «Проспект Просвещения», рассчитанной всего на 43 машино-места (пр. Просвещения, участок 119, напротив дома № 30/1).
Зато почти всегда пуста перехватывающая парковка у станции «Ленинский проспект» (третья в городе по вместимости — на 190 мест). Почему? Догадаться нетрудно, если просто взглянуть на карту: ее оборудовали не у метро, а у дома № 16 по проспекту Народного Ополчения.
«Никто не хочет полтора километра идти пешком от Народного Ополчения до метро, — пишет в транспортном чате петербуржец Сергей. — Зато вокруг станции «Ленинский проспект» все дворы, проезды, карманы заставлены машинами. Может быть, есть смысл запустить бесплатный шаттл от парковки до метро и обратно каждые 15 минут — тогда парковка станет поинтереснее, чем сейчас?».
В ответе на этот пост комитет по транспорту сообщает, что перехватывающая автостоянка на пр. Народного Ополчения находится не в полутора километрах, а в 800 метрах от станции «Ленинский проспект», так что путь пешком займет всего 10 минут. К тому же в непосредственной близости от «перехвата» находится автобусная остановка, автобусная и троллейбусная остановки работают также на пересечении Ленинского проспекта и проспекта Народного Ополчения…
Автора поста эта аргументация не убеждает: «Пешком от парковки до метро действительно около 10 минут через дворы, но только летом в хорошую погоду. А весной и осенью у нас в городе часто идут дожди. Зимой все дворы завалены снегом, и путь до метро увеличивается в 1,5 – 2 раза. Автобусная остановка около парковки действительно есть, но интервал движения 73‑го автобуса около 30 – 40 минут, а в вечерний час пик из‑за пробок доходит до часа. Кто его будет ждать? Остановка на углу Ленинского и Ополчения тоже плохой вариант, так как и до нее идти минут 5 – 7 надо. Поймите одну простую вещь — парковка пустая. Значит, автомобилистам она неинтересна. В первую очередь из‑за своего местоположения. Поэтому и работать надо над тем, чтобы улучшить ее привлекательность, а не заниматься отписками…».
Другой автомобилист обращает внимание на хронически пустующий (несмотря на небольшую вместимость — всего 58 машино-мест и близость к станции метро — 240 м) «перехват», относящийся к «Старой Деревне»:
«Парковка стоит пустая, так как при движении с севера из густонаселенных районов левый поворот на нее с Торфяной дороги запрещен разметкой и знаками. В то же время площадь перед станцией метро забита… Недавно проезжал мимо, по Заусадебной — оценил все «удобство» подъезда к ней… Кстати, на парковке в этот момент стояло 10 – 15 машин, не больше. Все паркуются по Гаккелевской, Мебельной и вокруг их соединения по всяким закуткам. На Заусадебную улицу при движении с севера по Торфяной дороге тоже не повернуть, так как левый поворот запрещен. Чтобы это сделать, нужно проехать через пробочный переезд, развернуться, снова проехать через пробочный переезд и повернуть направо. Никто так ездить не будет. Проще повернуть направо у станции метро и поставить машину в пешеходной зоне».
Еще одна явная несуразность — перехватывающая парковка у «Ломоносовской» на Фарфоровской улице, 14, вместимостью 35 мест (из них 5 — для инвалидов). Предлог «у» здесь, как и в случае с «Ленинским проспектом», вряд ли уместен. Жители района сомневаются в «перехватывающем» назначении объекта, находящегося в полукилометре от метро. Люди логично подозревают, что под красивым лозунгом создали просто обычную автостоянку для строящегося рядом ЖК. «Эта парковка и с открытыми шлагбаумами, во время тестовой эксплуатации, не пользуется спросом, так неужели после ввода в эксплуатацию желающие найдутся? До «Ломоносовской» там идти больше полукилометра или ехать остановку на автобусе», — сетуют автовладельцы.
Еще одна маловостребованная — перехватывающая парковка у «Волковской» на 151 машино-место. Она от метро недалеко — в каких‑то 300 метрах, но у самой этой станции низкий пассажиропоток, потому и парковка обычно полупустая.
Удаленность и неудобство подъезда не единственные претензии жителей к «перехватам». Случаются и неудобства разовые, случайные:
«Второй день у «Ладожской» утром не поставить машину — не работает аппарат приема карт и шлагбаум, до оператора дозваниваешься 10 – 15 минут…»
«У метро еще дорожки чистят, а из автобуса выходишь в лужу и от парковки пока дойдешь до подземки, утонешь в грязной воде…»
В чатах и околопарковочных разговорах люди указывают и на проблемы системного характера:
«Перехватывающая парковка для инвалидов — я бы сказал, издевательская идея в нашей реальности, однако блокировка 10 – 15 мест из пятидесяти под нее все равно будет произведена, и они будут стоять пустыми».
«Почему на «транспортном» портале мы видим, как движутся по маршруту троллейбусы, трамваи и автобусы, но не видим, сколько свободных мест на той или иной перехватывающей парковке? Это ведь тоже часть маршрутной сети, позволяющая планировать свой маршрут».
«Нам нужны современные крупные транспортно-пересадочные узлы, где бы увязывались разные виды транспорта: метро, автобусы, электрички… И там должны быть вместительные «перехваты». Причем все нужно организовать по принципу «сухих ног», с возможностью пересадки без выхода на улицу. Вместо парковок и пересадок пространство у каждой станции метро заставляют торговыми центрами или рядами. Какой же это транспортно-пересадочный узел? Скорее уж транспортно-торговый…»
«А когда будет перехватывающая стоянка у метро в Мурине? Понятно, что это область, но ведь станция метро, с двух сторон причем…»
Возможность реализации концепции Park & Ride (P+R — паркуйся и катайся), применяемой во многих странах, нам пока кажется фантастикой. Там «перехваты» находятся в 20 – 50 м от станций подземки или электричек, для нас же 200 – 300 метров — большая удача, да еще путь нередко лежит по узким запруженным людьми тротуарам, вдоль загруженных пыльных проспектов, с переходами. Какой же это перехват?
Однако власти города обещают и дальше развивать этот формат, способствующий снижению трафика и ускорению движения по дорогам Петербурга. По словам чиновников, у всех новых станций метрополитена, которые будут строиться, перехватывающие парковки станут проектироваться изначально. Продолжают изыскивать участки для оборудования «перехватов» и у старых…
Между тем число автостоянок в Петербурге не только росло. В августе прошлого года неожиданно для многих комитет по транспорту сообщил о закрытии шести таких объектов. Это были пять городских парковок (на проспектах Маршала Жукова, Витебском и Народного Ополчения, 134, на Толмачевской ул. и Переведенской в Шушарах) и одна крупная — на 151 место — перехватывающая стоянка на Синопской набережной. «Перехвата», открытого здесь в 2017 году, лишилась станция метро «Площадь Александра Невского».
Видимо, организаторы транспортного обслуживания решили, что эта станция подземки слишком центральная для того, чтобы до нее ехать с окраин на автомобиле. Официально причиной ликвидации стоянки назвали планы по восстановлению на набережной храма во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, взорванного в советский период. По вместимости эта площадка уступала лишь двум ей подобным — действующей у станции метро «Обухово» и той самой, что на проспекте Народного Ополчения, удаленной от «своего» метро «Ленинский проспект» почти на километр.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7412) от 11.05.2023 под заголовком «План по «перехватам»».
Комментарии