У синей черты. Зона платной парковки как образ жизни

Платная парковка укореняется в жизни Центрального и Адмиралтейского районов — хотя и со скрипом, преодолевая недовольство местных жителей и петербуржцев, приезжающих по делам из других частей города. Градус дискуссии, если судить по постам в «антипарковочных» чатах (в группе Петроградского района 444 участника, Василеостровского — 1481, Адмиралтейского — 2163), пока не снижается. Даже несмотря на некоторые изменения, анонсированные комитетом по транспорту и долженствующие, по мнению разработчиков, улучшить условия для отдельных категорий жителей-автовладельцев.

У синей черты. Зона платной парковки как образ жизни | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Послабления. Но не всем

Готовящиеся изменения в законодательство о функционировании зоны платной парковки (ЗПП) дадут многодетным семьям с четырьмя и более детьми право получать разрешения на два автомобиля, а не один, как сейчас. Также, как следует из сообщения комтранса, планируется оформлять парковочные разрешения жителям не включенных в адресный перечень платных стоянок улиц, однако проживающих-прописанных внутри «платной» зоны (сейчас наличие улицы в этом перечне обязательно для получения разрешения резидента).

Некоторые из готовящихся новаций стали результатом общест­венного обсуждения наиболее проблемных вопросов. Например, «по результатам рассмотрения предложений граждан, поступивших в комитет по транспорту с 1 февраля по 1 марта, решено зону платной парковки в Василеостровском районе обустроить только в исторической части — до Наличной улицы», — говорится в релизе комтранса.

То, что при организации нового парковочного пространства на Васильевском острове город чуть отступил от сплошного «коврового» принципа, руководствуясь логикой (в самом деле, зачем устанавливать ограничения на улицах, не перегруженных транспортом?), — хотя и маленькая, но все же победа здравого смысла. Благодаря настойчивости активистов по крайней мере на трех десятках улиц западнее Наличной платное парковочное пространство проектироваться, похоже, не будет. А чтобы жители этих улиц все же оставались внутри ЗПП и имели право на оформление льготного парковочного разрешения резидента, данную территорию оставят в адресном перечне платных парковок. Тот же подход — к улицам Адмиралтейского района, расположенным за Обводным каналом.

Самая, возможно, существенная новация, обещанная горожанам Смольным, — это введение поминутной оплаты парковочных сессий для нерезидентов. Правда — только со второго часа, за первый придется раскошелиться по полной, даже если простоишь всего 15 – 20 минут. То есть польза от нее лишь для тех, кто чуть‑чуть не уложился в оплаченные 60 минут. Те же, кто занимал машино-место меньше часа или оставляет авто у обочины в ЗПП на весь день, улучшения не почувствуют.

Сообщается, что эти изменения в действующее законодательство комитет по транспорту разрабатывает во исполнение поручения губернатора Александра Беглова. Ввести их планируют уже во втором квартале текущего года.

Сколько мест под солнцем

Зона платной парковки в Цент­ральном и Адмиралтейском районах в настоящее время обустроена на 364 улицах. Здесь расположено 27 250 машино-мест, включая 2818 для машин инвалидов.

Сегодня в Петербурге оформлено свыше 51,7 тыс. действующих парковочных разрешений. Из них 29 тысяч выданы резидентам, то есть местным жителям, 17,3 тыс. — многодетным семьям, около 4 тыс. — спецтранспорту и чуть более тысячи — владельцам электромобилей. Бесплатные разрешения выдаются также на автомобили участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей и блокадников, проживающих в ЗПП.

Владельцы легковушек, которые не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий, могут оформить месячный абонемент стоимостью 20 075 рублей или годовой за 179 580 рублей.

Дорого. Но зато действие таких абонементов распространяется на всю территорию платного парковочного пространства, без ограничения по району, что кажется по‑настоящему логичным и справедливым.

В отличие от деления единого городского парковочного пространства (а именно этот термин и аббревиатура ЕГПП сейчас внедряются чиновниками) на платные зоны по районам или даже муниципалитетам — такой эксперимент, как мы помним, комтранс пытался запустить в Адмиралтейском районе, но он был вовремя остановлен. Пока оформлено всего около трех сотен дорогостоящих, но зато полноправных разрешений. На весь многомиллионный мегаполис.

Итак, свыше полусотни тысяч разного рода парковочных разрешений приходится на 24 432 машино-места — это то, что осталось «под сдачу» после вычета 2818 целевых мест для инвалидов, которые в вышеназванное число обладателей того или иного парковочного разрешения не входят.

У автомобилистов с ограниченными возможностями здоровья к этой десятипроцентной льготе масса претензий.

«У меня теперь, если надо ехать в центр, начинает глаз дергаться от предвкушения того, что поставить машину будет опять негде — инвалидные места заняты, — пишет петербурженка в чате. — Почему не сделать, как в Москве? Там инвалиды паркуются на любых местах…»

«Выделенных мест для парковки инвалидов мало, и они, как правило, заняты, — вторит ей другая горожанка. — Около концертных залов, музеев и театров их вообще нет. Инвалиды вынуждены парковаться на свободных платных местах. А теперь полетели штрафы за неправильную парковку, несмотря на то что машина внесена в реестр. Я уже получила три уведомления на 3000 рублей каждое. Спросила у знакомых, они тоже получили такие уведомления, хотя имеют льготы как инвалиды…»

«Социальное такси надо заказывать за день до поездки, корректировать время нельзя, в качестве такси используются частные авто, не имеющие соответствующих приспособлений. Получается, что инвалидам нужно либо оплачивать парковку в социально значимых ­местах, либо забыть о своем здоровье и культурных потребностях…»

Денежный «плетень»

Аргументы чиновников в пользу платных парковок как целиком и полностью «социального проекта», признаться, не впечатляют. Да и корректность чиновничьих расчетов у местных жителей, наблюдающих за изменениями в ЗПП изо дня в день и оценивающих ситуацию изнутри, тоже вызывает сомнения. Говорят, что скорость движения на дорогах в зоне платной парковки, по состоянию на февраль 2023 года, выросла в среднем на 6 %. При этом в центральной планировочной зоне, включающей «опарковленные» Адмиралтейский и Центральный районы, а также пока бесплатные Василеостровский и Петроградский, рост средней скорости движения составил порядка 2 %, в «спальных» районах (Выборгский, Калининский, Кировский, Красногвардейский, Московский, Невский, Приморский и Фрунзенский) — 1,6 %. Показатель перегруженности дорог в Центральном районе по рабочим дням в феврале нынешнего года по отношению к февралю 2022‑го снизился на 8 %. Период вечернего часа пик сократился на 40 минут. Среднесуточный пассажиропоток в рабочие дни на всех станциях метрополитена Петербурга в феврале 2023‑го к февралю прошлого года вырос на 13 %. То есть задача пересадить горожан с личных авто на метро таким образом понемногу решается. Только вот что думают о таком социальном благе сами пересаженные на общественный транспорт петербуржцы? Чем измерить их трудности?

Зато доходы от этого проекта известны: за минувший год, по информации ведомства, с платных парковок было собрано 2,2 млрд рублей, из которых 1,2 млрд — штрафы. Нынче эти показатели могут удвоиться. Во-первых, платного парковочного пространства станет больше: с 1 июля ЗПП распространится на 141 улицу Петроградского района (порядка 10 тыс. машино-мест), а к ноябрю — на 118 улиц в Василеостровском (столько же) и на 29 улиц Крестовского острова (порядка 1,6 тыс. машино-мест).

Во-вторых, собираемость платы и штрафов растет. Пешие инспекторы, приступившие к патрулированию улиц Адмиралтейского и Центрального районов с 1 февраля текущего года, только за последний месяц зафиксировали свыше 6 тыс. нарушений правил платной парковки — то есть машин с закрытыми или снятыми регистрационными номерами. Часть госзнаков были «очищены от посторонних предметов», информация об остальных передана в ГИБДД для дальнейших действий — эвакуации железных «анонимов» на штрафстоянку. Те автовладельцы, кто не успел или не захотел оплатить назначенный штраф 3 тыс. руб. за 60 дней, получают его в двукратном размере. Только за первый квартал этого года комитет по транспорту направил в адрес мировых судей порядка 12 тыс. протоколов на авто­владельцев, уклонившихся от оплаты штрафов за неправильную парковку в установленный срок.

О том, на что пошли деньги, изъятые при помощи ЗПП из карманов петербургских водителей, чиновники стараются не распространяться, ограничиваясь общим ответом: «в бюджет». Но дотошные горожане уже выяснили, в какие суммы выливается содержание Городского центра управления парковками, в какие — «проектирование и оборудование машино-мест», то есть те самые тысячи дорожных знаков, сотни паркоматов и сотни километ­ров синей разметки… Ни одной, к примеру, многоуровневой парковки или развязки на эти деньги, увы, не построено. Да и не будет.

Зато вражда жителей с непрошеными гостями-автомобилистами, наводнившими незакрытые дворы-колодцы, — это надолго. Как и неприязнь не нашедшего свободного «инвалидного» места водителя с ограниченными возможнос­тями здоровья к «товарищу по недугу» (а еще более — к тем, кто лишил его возможности парковаться на любом свободном месте, как это бывало раньше). Эмоции того же сугубо негативного спектра испытывают и прочие автовладельцы, чьи повседневные расходы с введением ЗПП резко и бессмысленно возросли либо возможности организовать свою жизнь оказались существенно ограничены…

Сегодня мы наблюдаем, как с введением платной зоны в городе запущен процесс фрагментации общественной жизни. Население ЗПП разделили на «районы-хутора», огородив каждый невидимым денежным «плетнем»: здесь бесплатно только для своих, чужаки — платите.

Что думают об этом люди? Приведем всего один пост в соцсети: «Они говорят, что новые правила обеспечат всем жителям равный и беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры района, что это правильно и логично. А правильно и логично, что жители Адмиралтейского района не могут иметь равный и беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, которой нет на территории их района? Например, взрослой глазной травмы (она на Литейном в Центральном районе) или детской травмы (она на Мытнинской ул., также в Центральном). Некоторые почтовые отделения в Адмиралтейском районе закрыты, и за почтой приходится ездить в Апраксин переулок — также в ЦР. То есть жителям Адмиралтейского приходится теперь платить за парковку для получения тех услуг, которые они не могут получить в своем районе. Это разве равный и беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры? Или взрослая глазная, детская травма и почта уже выведены из социальной инфраструктуры каким‑нибудь постановлением? Городская детская стоматология, которая принимает с острой болью в воскресенье, в Адмиралтейском районе, а туда едут отовсюду… Получается, что органы исполнительной власти не в курсе об административном делении по районам, не в курсе, где у них что находится?..».


#парковка #законодательство #платная парковка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 74 (7403) от 25.04.2023 под заголовком «У синей черты ».


Комментарии