Петербуржцы обеспокоены судьбой здания ДК связи

Из многих советских дворцов и домов культуры, которые прекратили свое существование в Петербурге за последние десятилетия, ДК связи, расположенный при «слиянии» Большой Морской улицы и набережной реки Мойки, занимает особое место. Переделанный из реформатской церкви, признанный выявленным объектом культурного наследия, сейчас он задернут противоаварийными сетками и обильно «украшен» антеннами сотовой связи. А надежд на реставрацию нет...

Петербуржцы обеспокоены судьбой здания ДК связи | Фото Дмитрия Соколова

Фото Дмитрия Соколова

Даже беглое знакомство с интернет-ресурсами показывает, что интерес горожан к ДК связи держится годами. Одни называют его «обрубком храма», «угнетающим зданием», другие - шедевром конструктивизма среди лучших его образцов. Оппоненты спорят, надо ли воссоздавать дореволюционную церковь или лучше спасать ДК связи советских времен. Любопытно, что еще в 1936 году журнал «Архитектура СССР» назвал здание Дворца культуры работников связи «глухим плоским ящиком». Это было время, когда партийные директивы предписывали - «нам нужны колонны!» и с конструктивизмом было покончено. Но в сегодняшней России он давно реабилитирован, ДК связи входит в книги по истории архитектуры ХХ века, а украшающие его рельефы привлекают новые поколения исследователей.

В нескольких фразах история здания такова. В 1862 - 1865 годах на этом участке по проекту архитектора Гаральда Боссе была построена немецкая реформатская церковь. Автор назвал использованный им стиль «романским», кирпичные стены не имели отделки. Храм вмещал 1200 человек, его высота была 28 саженей - это почти 60 метров. Стройное здание держало, как выражаются градостроители, набережную Мойки.

Церковь закрыли в 1929 году. В 1932 - 1939 годах здание перестроили в ДК связи по проекту ленинградских архитекторов Павла Гринберга и Григория Райца. Одним из авторов рельефов, изображающих революционные народные массы, был Гавриил Шульц, ученик знаменитого Александра Матвеева. Современная высота восьмиэтажного ДК - 34 метра.

«Санкт-Петербургские ведомости» обратились в КГИОП с вопросом, как могут сочетаться осыпающаяся штукатурка и новенькие антенны. Нам ответили: «В результате рассмотрения иска КГИОП арбитражный суд города Москвы решением от 8.08.2017 обязал владельца в течение 24 месяцев выполнить работы по ремонту и реставрации фасадов ДК связи (в том числе демонтировать оборудование, размещенное на фасаде объекта в отсутствие согласования КГИОП). В 2017 году комитетом ГИОП на основании заявления владельца здания ДК выдано задание на проведение работ по прокладке трасс и установке дополнительного оборудования. В 2018 году в КГИОП поступила соответствующая проектная документация, которая была возвращена заявителю без рассмотрения и согласования. Работы по сохранению объекта в срок до 9.09.2019 не выполнены. В связи с неисполнением решения суда в ноябре 2019 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство».

Что же дальше? Если нарушения надо устранять с помощью приставов, то трудно ждать от нынешних хозяев здания проведения историко-культурной экспертизы, чтобы включить ДК связи в список памятников архитектуры. А в бюджете КГИОП на экспертизу нет средств...

Наша газета поинтересовалась мнением экспертов: как должен поступить город - реставрировать ДК связи или воссоздавать немецкую реформатскую церковь? Историк архитектуры Маргарита Штиглиц считает, что лучше реставрировать, «поскольку неизвестно, что осталось от кирхи, от ее интересной кирпичной кладки, а ДК - это своеобразный пример ар-деко». С этим мнением соглашается и Ксения Малич, специалист по ленинградскому конструктивизму: «Все-таки церковь была перестроена достаточно сильно. Как памятник времени такое двойное существование разных эпох намного важнее». Им возражает архитектор Рафаэль Даянов: «Надо тщательно воссоздать церковь, а функцию стоит придумать - у нас просто нет сегодня столько лютеран».

Что касается функции, то года два назад, правда кулуарно, обсуждалась идея создать в ДК связи музей архитектуры, которого нет в Петербурге. Востребованность такой площадки для рассказа об истории градостроительства на берегах Невы и для публичного представления новых проектов очевидна.

#дворец культуры #реставрация #исторические здания #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 096 (6694) от 05.06.2020 под заголовком «Ни веры, ни культуры».


Комментарии