Петербуржцы достраивают атомоходы проекта 22220
Судьба атомоходов проекта 22220, пятого и шестого серийных судов, которые должны быть построены на Балтийском заводе, окончательно прояснилась. Федеральное предприятие «Атомфлот», отвечающее за обновление ледокольного флота России, собиралось выполнять этот заказ отчасти на свои инвестиции (50 %), отчасти за счет средств из госказны. А теперь стал известен и механизм кредитования постройки таких судов (на сегодняшний день самых крупных и мощных в мире среди ледоколов) при их паритетном финансировании.
ФОТО Pexels
Нарастить линейку новейших атомоходов нужно для комплексного развития Арктической зоны РФ и чтобы обеспечить круглогодичную навигацию в восточном секторе Севморпути, где ледовые условия значительно тяжелее. На этой морской трассе в настоящее время работают три судна проекта («Арктика», «Сибирь» и «Урал»), который корабелы назвали «четыре двойки».
Петербуржцы достраивают еще два двухосадочных атомохода того же проекта, способных вести ледовую проводку в арктических морях, а также работать на Ямале, в Обской губе и на шельфе Карского моря, меняя осадку (третий и четвертый в серии). Один из них, атомный ледокол «Якутия», заказчик рассчитывает получить в конце 2024‑го. А ровно два года спустя, как ожидается, войдет в строй и другой, под названием «Чукотка».
Тем не менее серьезные задачи по наращиванию грузопотока на Севморпути и безопасной проводке судов с нужной коммерческой скоростью заставляют продолжить такую работу. А чтобы эксплуатировать ледоколы с ядерной энергетической установкой и плавучие энергоблоки, требуется создать новое многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания (МСАТО). Перезарядку реакторов атомоходов осуществляет сейчас плавбаза, введенная в эксплуатацию больше 40 лет назад.
Современное судно этого типа, в соответствии с подписанным не так давно контрактом, тоже должен будет построить Балтийский завод. А это «утяжелит» без того крупные инвестиции: для выполнения трех сложных заказов необходимо привлечь более 70 млрд рублей.
Причем время не терпит — начинать воплощать их нужно в ближайшее время. Работы над следующими атомоходами, пятым и шестым в серии (они будут называться «Камчатка» и «Сахалин»), не должны выбиться из графика. Закладку их планируется осуществить в 2024 – 2025 годах, а появятся они, соответственно, в декабре 2028‑го и на финише 2030‑го.
Кроме госкорпорации «Росатом» в этой работе задействованы Минпромторг РФ и один из крупных отечественных банков.
На прошедшей недавно стратегической сессии по развитию Севморпути премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минфину обеспечить финансирование за счет средств федеральной казны и внебюджетных источников. И подготовить механизм льготного досрочного кредитования строительства трех этих судов по ставке не более 2 % годовых.
Подобные меры государственной поддержки будут направлены также на строительство четырех дизель-электрических ледоколов, которым тоже предстоит водить караваны судов на Севморпути. Два министерства, Минфин и Минпромторг, вместе с атомщиками представят в правительство свои соображения на сей счет, а также приемлемые для арктических проектов тарифы на ледокольные услуги.
Субсидировать ледокольные проводки при выполнении летне-осенних рейсов судами неледового класса федеральное правительство может начать в ближайшие год-два. Но уже к концу 2023‑го должна быть готова концепция развития транзитного потенциала этой высокоширотной трассы и план развития морских портов за ее пределами, чтобы обеспечить требуемые объемы грузоперевозок по ней на перспективу.
Представители Минфина и Минпромторга готовят свои предложения и по проектированию российского газовоза ледового класса и сооружению такого головного судна на судозаводе «Звезда» в Приморье. Оба министерства вместе со специалистами Объединенной судостроительной корпорации занимаются также поиском источников финансирования для достройки на петербургской «Северной верфи» современного эллинга. Этот крупный специализированный комплекс нужен, чтобы начать строить там крупнотоннажный флот для Севморпути.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7454) от 11.07.2023 под заголовком ««Четыре двойки» обживают трассу».
Комментарии