2Vtzqv4Hz9U

Петербуржцев хотят освободить от оплаты сноса собственных гаражей

В Петербурге для многих владельцев гаражей наступили сложные времена - закончились или скоро наступят сроки окончания действия договоров на аренду земельных участков под гаражные кооперативы. И продлевать их город не будет, так как предполагает использовать освободившиеся участки под свои нужды или для частных инвесторов. Не означает ли это, что во дворах и на проезжей части будет больше припаркованных автомобилей?

Петербуржцев хотят освободить от оплаты сноса собственных гаражей | В Петербурге более 250 тысяч так называемых некапитальных гаражей, и практически все они расположены на земле, принадлежащей городу. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В Петербурге более 250 тысяч так называемых некапитальных гаражей, и практически все они расположены на земле, принадлежащей городу. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

С прошлого года в северной столице стали сносить гаражи по отработанной в других городах методике: договоры аренды не продлеваются, строения сносятся, а на освободившиеся площади приходят строители жилья или какого-нибудь производства.

Процедура изъятия земельных участков в городе происходит на основе принятого в 2011 году закона «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга». Он предполагает в случае изъятия земельного участка под гаражом компенсацию «за счет средств бюджета Петербурга в порядке, определяемом правительством города». Выплаты собственникам снесенных гаражей в северной столице значительно ниже, чем в Москве: за металлические гаражи в среднем это 20 000 - 30 000 рублей, за бетонные и кирпичные - от 50 000 до 70 000 рублей.

Но, помимо того что автовладельцам нужно будет куда-то перемещать свои машины, расходы за снос гаражей возлагаются именно на них. В результате большая часть владельцев предпочитают «сбегать» из кооператива, которому потом и адресуются все финансовые претензии.

К апрелю 2019 года питерский бюджет потратил на снос гаражных комплексов миллионы рублей, которые должны «погасить» гаражные кооперативы, оставшиеся без значительной части членских взносов.

На эту проблему обратила внимание Общественная палата (ОП) Санкт-Петербурга. Она рассмотрела ситуацию на конкретных примерах Приморского и Выборгского районов, где за снос гаражей город хотел бы получить возмещение в сумме 5 миллионов рублей от местных отделений Всероссийского общества автомобилистов, членами которого являются собственники снесенных сооружений.

По мнению заместителя председателя комитета по контролю за имуществом Маргариты Петровой, снос абсолютно правомерен, поскольку истек срок аренды земельного участка, где находился гаражный кооператив. Комитет произвел снос за бюджетные средства, которые решил компенсировать через суд.

Однако не все владельцы боксов согласны отказываться от своих временных конструкций даже с компенсацией. И это неудивительно - вспомним замечательный фильм «Гараж» про заседание гаражно-строительного кооператива «Фауна», где люди боролись «за место под солнцем... в виде гаража». Но теперь все сложнее - речь не о будущем строении, а о давно существующем, в которое за многие годы владельцами вложены определенные средства. К слову, не менее двух третей «гаражников» - это пожилые люди, для которых все это тяжело не только финансово, но и психологически.

Председатель Выборгской районной общественной организации автомобилистов Анатолий Баландин рассказал членам Общественной палаты, что люди просто «впали в психоз» и забрали машины, а членские взносы, разумеется, уже не платят. Гаражи теперь стоят пустые, а у кооператива нет средств для оплаты сноса. Причем никакой инвестиционной деятельности на этом месте не происходит. Для каких целей освобождается земля, никто не знает - не принято извещать о будущих планах.

И в других районах многие освобожденные участки тоже давно стоят в заброшенном виде... То есть про эффективность их использования речи нет. Если раньше платились налоги, пусть и небольшие, а территория содержалась в относительном порядке, то сейчас и бюджет ничего не получает, и земля может превратиться в местную свалку.

Генеральный директор некоммерческого партнерства предприятий жилищного комплекса «МежРегионРазвитие», эксперт комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Владислав Воронков обращает внимание на сложившуюся практику: заявление о наличии инвестора не гарантирует, что какой-то проект будет реализован. В итоге люди остаются без гаражей, должны оплачивать их снос, но ради чего? Воронков уверен, что снос гаражей должен начинаться лишь за несколько месяцев до начала реализации инвестиционного проекта, а владельцам необходимо знать, ради чего они лишаются своих объектов.

Такого же мнения придерживается и депутат Законодательного собрания Сергей Купченко. «Под гаражные кооперативы давали самые плохие земли, люди за свой счет проводили рекультивацию и потом платили аренду», - заявил он на слушаниях в Общественной палате. По мнению Купченко, снос гаражей допустим только при наличии инвестора, иначе «зачем выгонять арендаторов, которые платят, чтобы потом это место приходило в запустение».

«Очевиден еще один исход этого процесса - банкротство общественных организаций, к которым предъявляет иски Центр повышения эффективности использования государственного имущества. Кроме того, это дает повод для роста социальной напряженности», - прогнозирует председатель комиссии по экологии, городскому хозяйству, транспорту и ЖКХ Общественной палаты, председатель петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.

Добавим к этому застарелую проблему борьбы с машинами во дворах - оставшись без «конюшни» для своего «железного коня», куда автомобилист его поставит? Правильно, во дворе или на проезжей части...

Как отметил заместитель председателя Общественной палаты Александр Вахмистров, все понимают, что городу надо развиваться и снос подобных строений неизбежен. Однако, считает он, важно не забывать о людях: «Петербуржцы обязаны получать все законные компенсации, а ситуация, когда с них требуют возместить дополнительные расходы, только усиливает социальную напряженность и мешает развитию диалога власти и общества». Поэтому Вахмистров предложил пересмотреть порядок демонтажа гаражей, в частности, освободить пожилых людей от выплаты компенсации за снос. Коллегу поддержали остальные члены Общественной палаты. Их позиция: если гаражи сносятся в интересах города, то оплачивать работы должен бюджет, если бизнеса - то расходы должен финансировать инвестор (согласно специальному пункту в договоре).

ОП Петербурга обратилась к действующему губернатору Александру Беглову с инициативой изменить процедуру взыскивания финансовых средств с владельцев за снос гаражей - избавить от затрат пенсионеров при условии добровольного освобождения гаражей от автомобилей. А для начала вернуть мораторий на судебные взыскания денег за демонтаж гаражей с кооперативов.

Читайте также о том, что в Невском районе откроют еще две перехватывающие парковки.

#гараж #водители #закон #снос

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6453) от 05.06.2019 под заголовком «Гаражный капкан».


Комментарии