Петербургу не хватает кадров для инновационных предприятий

Наряду с нехваткой персонала для неквалифицированного труда Северная столица ощущает и недостаток кадров для инновационных предприятий. И если в первом случае это чаще всего связано с физическим дефицитом рабочих рук, во втором нужные цифровой экономике специалисты порой и есть, но работают они на заморского «дядю».

Петербургу не хватает кадров для инновационных предприятий | ФОТО Павла КАССИНА/фотохост-агентство/ТАСС

ФОТО Павла КАССИНА/фотохост-агентство/ТАСС

Обсуждая тему с экспертами, председатель комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко не стал скрывать того, что из более чем сотни тысяч нынешних официальных безработных далеко не все способны превратиться в агентов цифровой трансформации. «Если мы хотим не вообще трудоустроить человека, а найти для него работу на перспективу – ему обязательно нужно пройти перепрофилирование, – считает он. – А еще для этого необходимо его собственное желание работать». По его мнению, среди десятков тысяч человек, состоящих сейчас на учете в Службе занятости, тех, кто без переподготовки может трудиться на местах, предполагающих высокую квалификацию, не слишком много.

С младых ногтей

На рынке труда сейчас масса специалистов (как занятых, так и нет), которые получали профильное образование 10 и более лет назад, – без их «переформатирования» под потребности нынешней экономики не обойтись. «А чтобы готовить агентов ее цифровой трансформации с нуля, надо делать это с первого класса школы», – считает директор центра прикладных исследований и разработок национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Петербурге Александр Курячий.

И здесь возникают две основные проблемы. Первая – надо четко знать, когда и какие нам в перспективе понадобятся специалисты. Вторая – необходимо разработать эффективные инструменты измерения уровня их квалификации, позволяющие с максимальной степенью объективности понимать, какова она не на дипломной «бумаге», а в реальности.

Наработки по первой уже есть. Александр Курячий, к примеру, пояснил, что в рамках давнего сотрудничества со Службой занятости города возглавляемый им центр работает с наборами больших данных. «Мы уже сформировали базу из сведений о 250 тыс. человек для ряда перспективных отраслей экономики Петербурга, – пояснил он. – В частности, определили, как формируется профессиональный путь человека, который является агентом цифровой трансформации».

По его словам, очень любопытной оказалась информация о том, при каких условиях (уровне зарплаты и проч.) так нужные инновационным предприятиям города специалисты готовы либо уехать из него, либо, физически находясь в нем, трудиться в сторонних компаниях. «Не секрет, что масса людей, занятых в сфере IT, сейчас могут удаленно работать в иностранных фирмах, – заметил эксперт. – Увы, но подчас выполнение каких-то простых функций в них приносит больший доход, чем работа по перспективной специальности на отечественных предприятиях. В результате мы теряем так нужных нам специалистов».

Усилилась и тенденция к перемене мест: если профессионалу из Петербурга предлагают в среднем доход хотя бы на 20 – 30% больший, чем дома, он готов уехать с берегов Невы. Например, губернатор Псковской области Михаил Ведерников недавно сообщил о том, что «начало работы нашей новой инфекционной больницы переломило многолетний тренд, когда врачи уезжали в другие регионы». «Достойные условия работы, грамотный молодой амбициозный руководитель, современная техника – эти факторы притягивают новые кадры, – сообщил он. – К нам приехали несколько очень перспективных специалистов, в т. ч. и из Петербурга».

В этой связи проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков согласился с тем, что городу в вопросе подготовки «цифрового» персонала не стоит надеяться на «варягов»: надо создавать условия для того, чтобы не уезжали свои специалисты. «У нас разработана система «Университет 4.0», которая позволяет реализовать все перспективные технологии в сфере подготовки кадров», – заверил он.

Единый инструмент

Что касается второй проблемы, оценки качества образования, здесь должна сыграть свою важную роль система независимой оценки квалификации.

Заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Алла Факторович подтвердила, что эта система «позволяет выстраивать четкие правила взаимодействия между образованием и бизнесом». «Ее задача не оценка ради оценки, а выявление «узких» мест, которые не дают подготавливать кадры нужной квалификации по самым востребованным направлениям, – резюмировала она. – Причем система очень гибкая и позволяет «накладывать» ее на самые разные проекты – она практико ориентирована и саморазвивается».

Эксперт уверена: благодаря инструментам системы независимой оценки квалификаций можно настроить профессиональное образование таким образом, чтобы на выходе получать кадры нужного качества, востребованные как сейчас, так и в будущем.

Причем именно НАРК должно стать фундаментом единой национальной системы независимой оценки квалификаций. «Да, в настоящее время в стране существуют и некоторые другие, – заметила Алла Факторович. – Но все надо привести к единому знаменателю».

И здесь трудно спорить: работодатель, принимая специалиста, должен быть на 100% уверен, что подтвержденная им квалификация соответствует действительности, а не засвидетельствована какой-то «левой» инстанцией.

Работать в команде

Параллельно с решением двух основных проблем должное внимание стоит уделить и тому, какие знания и навыки нужны «трансформаторам» экономики.

«Для того чтобы быть востребованным и попасть в число специалистов нового формата, очень важны наличие внутренней готовности к изменениям, системное мышление, а также умение работать в команде и заниматься проектной деятельностью», – считает руководитель отдела профессионального самоопределения и карьерного роста Центра занятости населения Петербурга Ольга Чернаус.

Ведь практика показывает, что одиночки чаще всего проигрывают командам. Но и в команде 1 + 1 не всегда равно двум... «Кроме профессиональных специалистам цифровой экономики крайне нужны надпрофессиональные «мягкие» компетенции, которые как раз и позволяют в кратчайшие сроки достичь нужного результата в наукоемких и высокотехнологичных отраслях», – замечает эксперт.

Дело стало за «малым»: надо научиться выявить, развить и использовать эти навыки для решения перспективных задач. А для того чтобы поставить подготовку «цифровых» кадров на поток – масштабировать успешные технологии кадрового обеспечения как можно шире. Причем эксперты уверены: трудная задача может решаться только с учетом интересов производства, системы обучения и рынка труда.

#технологии #кадры #цифровизация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6817) от 01.12.2020 под заголовком «Где искать агентов цифровизации».


Комментарии