Петербургскому ЦКБ морской техники «Рубин» исполнилось 120 лет
Петербургскому ЦКБ морской техники «Рубин», одной из ведущих в мире организаций в области проектирования субмарин, исполнилось 120 лет. За более чем вековую историю этого конструкторского бюро по его проектам были созданы 1064 дизель-электрические и атомные подлодки: большинство из них – для Военно-морского флота России, а 116 таких кораблей, документацию по которым подготовили сотрудники бюро, поступили на экспорт и вошли в состав ВМФ 15 стран.

ФОТО Дарьи МЕДВЕДЕВОЙ
Решение о создании при Морском министерстве первой в России проектной организации, специализирующейся на подводном кораблестроении, было принято 22 декабря 1900 года. В Строительную комиссию подводных лодок (так поначалу называли будущее КБ) по инициативе главы Морского технического комитета адмирала Ивана Дикова вошли корабел Иван Бубнов, электротехник Михаил Беклемишев и механик Иван Горюнов.
В 1901 году на Балтийском заводе началось проектирование первой отечественной боевой субмарины «Дельфин». Через два года она была построена, прошла испытания и стала нести службу на Балтике. А в марте 1906-го на том же петербургском предприятии для выпуска чертежей, строительства и ремонта подлодок, способных наносить удары по кораблям противника из-под воды, был сформирован особый отдел. Возглавил его выдающийся инженер и математик Иван Бубнов, разработавший проекты целого отряда таких кораблей: «Касатка», «Минога», «Акула», «Морж» и др.
На базе этого отдела в 1926 году создано Техническое бюро № 4 (ТБ-4), руководить которым было поручено Борису Малинину, автору первых советских подлодок «Декабрист», «Ленинец» и «Щука». А в 1938-м появилась самостоятельная проектная группа ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»), приступившая к полному циклу проектирования подлодок, которая стала участвовать в их постройке на разных советских верфях...
«Рубиновцы» стали инициаторами применения на подводных кораблях крылатых ракет, предназначенных для нанесения ракетных ударов по хорошо защищенным морским целям. Благодаря им появились первая отечественная атомная подлодка с таким грозным оружием (проект 659), а затем субмарины проекта 675 и его модификаций. С 1980-х годов благодаря «Рубину» начался серийный выпуск атомных подлодок третьего поколения, проектов 949 и 949А, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами.
По проектам рубиновцев с 1953 года по настоящее время был создан весь атомный подводный флот России: вооруженные баллистическими ракетами субмарины (включая могучие новейшие атомные подлодки проектов «Антей», «Борей» и др.), почти полторы сотни подводных крейсеров стратегического назначения и множество дизель-электрических подлодок...
Сегодня по проектам этого КБ сооружаются атомные и неатомные подлодки четвертого поколения. «Рубин» проектирует также морские роботизированные комплексы: первый в мире автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь-Д», погрузившийся на дно Мариинской впадины, тоже его детище. Равно как и другие не имеющие аналогов разработки гражданского назначения: к примеру, экскурсионные подлодки «Нептун» и «Садко».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (6836) от 28.12.2020 под заголовком «От «Дельфина» до «Борея»».
Материалы рубрики
Новости агропромышленности: 24 февраля 2021
Рыбодобывающая отрасль показала прирост в условиях пандемии
В Петербурге начались испытания нового двигателя для вертолетов
В 2020 году ЛАЭС выполнила план производства изотопной продукции на 117%
Бизнес благодарят за ковид. Новости промышленности 10 февраля 2021
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии