Петербургские ученые расширяют проект «История письма европейской цивилизации»

Пока мы все не разучились писать от руки, время вспомнить: традиция писать курсивом (от латинского cursus — бег) пришла к нам, как считается, из Франции в конце XVIII века. Но это более-менее современный вариант курсива. Некоторые документы на Руси уже в XVI веке писали скорописью, связывая буквы и чуть в наклон.

Петербургские ученые расширяют проект «История письма европейской цивилизации» | ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash

ФОТО Kelly Sikkema on Unsplash

Интересная параллель. 1699 год, 17‑летний король Швеции Карл XII жалует в баронское достоинство своих подданных Стренбергов. Те получают соответствующую жалованную грамоту. 1715 год, война со Швецией, Петр I подписывает жалованную грамоту о возведении в графское достоинство героев Северной войны братьев Апраксиных. Русский царь ввел у себя европейскую традицию: межкультурное влияние распространялось в том числе в канцелярской традиции, говорит Татьяна Базарова, заведующая научно-историческим архивом Санкт-Петербургского института истории РАН.

«История письма европейской цивилизации» — это проект и одновременно образовательный портал. Его пополняют информацией о памятниках эпиграфики, как называют науку о древних надписях: эпиграфики античной, средневековой, рукописями греческого алфавита, латинского, кириллического…

«Документ написан разновидностью гуманистического курсива /…/Письмо четкое, округлое…» — комментарии такого рода сопровождают документы. В этом случае — письмо, адресованное Екатерине Медичи, автор — кардинал-инфант Энрике I. Исследователей интересует в первую очередь не содержание, а особенности написания. К примеру, то, что некоторые имена собственные пишутся со строчной, год указан арабскими цифрами, а день месяца — римскими.

Впрочем, есть и исторические комментарии. 1302 год, итальянский город Феррара. Некая Альбертина собирается замуж за некоего Рамбальдо. За ней приданое. В нотариальном акте описано, в каких случаях оно будет даме возвращено. Интересно, что стороной договора выступает сама невеста. Без всяких представителей. Хотя в семье есть старшие. Это «свидетельствует о высокой степени защиты женских прав в Ферраре XIV века», констатируют исследователи.

Или вот русская деловая бумага от 7147 года. Это от сотворения мира, по‑нашему — 1639 год. В бумаге скорописью о том, что жители Обонежской пятины Новгородского уезда выбрали крестьянина Тимофея Игнатьева сына Щепина ходоком в Москву. Бить челом государю «о нашей мирской бедности».

Проект был поддержан Минобрнау­ки РФ в 2020 году. Инициаторы — петербургские научные учреждения, обладатели коллекций памятников письма: Санкт-Петербургский институт истории (СПбИИ) РАН, Пушкинский Дом, Библиотека Академии наук, петербургский филиал архива РАН.

— Но по мере работы над проектом потребовалось уточнить: европейская цивилизация — это что? — рассуждает директор СПбИИ РАН Алексей Сиренов. — Например, существует утверждение, что Россия не Европа. Но мы придерживаемся традиционных представлений: Европа — это территория до Уральских гор. И Россия в европейской цивилизации играет большую роль. А в истории письма ее значение велико еще и потому, что в России развиваются и влияют друг на друга самые разные письменные традиции народов страны.

Проект продлили, и на новом этапе петербуржцы работают уже в сот­рудничестве с Академией наук Рес­публики Татарстан.

— Мы пытаемся соединить рассмотрение традиций западноевропейских, центральноевропейских с традициями восточного письма, — поясняют ученые.

Поэтому и конференция, которая в октябре прошла в Казани, называлась «История письма европейской цивилизации и письменная культура народов России».

— Мы начинаем представлять европейскую культуру в новом ракурсе: как материал, включающий в себя самые разные традиции, — комментирует Азат Ахунов, ведущий научный сотрудник Центра письменного наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан.

На выставке в Казани (она продлится до середины декабря) соседствуют рукописи на европейских языках, на русском, а также на арабском, персидском и старотатарском. До 1927 года татары использовали арабское письмо. В течение тысячелетия. И вдруг — переход на латиницу. А через 12 лет — на кириллицу.

— Из-за этого огромное число людей тогда остались неграмотными. Мы утратили огромный пласт, накоп­ленный в течение тысячелетия, — говорит Азат Ахунов. — Только в 1990‑е появилась возможность вновь изучать арабскую графику.

При институте имени Ибрагимова действует центр письменного и музыкального наследия «Мирасханэ». На его ресурсе представлены эпиграфические памятники татар.

По результатам трехлетней работы над проектом «История письма европейской цивилизации» вышли три книги: монография «История письма от античности до нового времени», каталог «Рукописная книга в восточнославянских землях», справочник и альбом «Художественное убранство старообрядческих рукописей».

Ученые трудятся над еще тремя книгами, а к концу года, надеются, в полную силу будет работать портал «История письма европейской цивилизации». Одна из задач проекта — создать корпус цифровых копий письменных памятников. Не всех, а образцов, которые представят историю письменности в разных традициях. Еще одна задача — разработать онлайн-курсы и образовательные пособия. Это очень нужно. Палеография как дисциплина, изучающая историю письма, на исторических факультетах переходит из обязательных в дисциплины по выбору. «Этот процесс губительный, — считает Алексей Сиренов. — Профессиональный историк, по какой бы эпохе он ни специализировался, должен уметь читать источники».


#цивилизация #курсив #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (7532) от 30.10.2023 под заголовком «От руки».


Комментарии