Петербургские трамваи «поумнели»

В начале лета наша газета ознакомила читателей с модифицированным трамваем 71-923М «Богатырь М», сборку которых ведет Невский завод электрического транспорта (НЗЭТ), входящий в холдинг «ПК Транспортные системы». Среди прочего эта модель получила систему активной помощи водителю, созданную на основе искусственного интеллекта. То есть один из элементов функционала, свойственного городским машинам-беспилотникам. По решению Смольного теперь все производимые для Петербурга трамваи, которые выпускает эта компания, будут наделены такими «умными» системами.

Петербургские трамваи «поумнели» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Полностью заменить водителя интеллектуальные транспортные системы еще не в состоянии — главным образом потому, что это пока не позволяет российское законодательство. Хотя отечественные разработчики утверждают, что они к этому в принципе совершенно готовы.

Но если электронная начинка может помочь водителям на дорогах, где движение становится все интенсивнее, то почему бы этим не воспользоваться? Тем более что компания «ПК Транспортные системы» уже несколько лет презентует подобные системы на выставках и крупных форумах. А с 2018 года опробовала их опытные образцы не только на полигонах, но и на дорогах общего пользования в Москве и Петербурге.

Профильный комитет Смольного, стоит напомнить, подписал с холдингом два контракта. С мая нынешнего года по ноябрь 2023‑го компания обязалась поставить городу 138 трамваев разного класса и значительную часть поставок (79 единиц транспорта, включая 59 «Богатырей-М») обещала выполнить до конца текущего года. А затем произвести еще одну партию, в которую войдут 18 трамваев той же улучшенной модели.

Таким образом, на городские магистрали выйдут обновленные двухсекционные «Богатыри-М» с электронными «мозгами», сходящие с конвейера НЗЭТ, и трехсекционные трамваи 71-931 «Витязь М», которые тоже значительно «поумнели». Все они будут серийно комплектоваться системой активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot с искусственным интеллектом (разработка одной из отечественных айти-компаний).

Это серьезный шаг на пути развития подвижного состава, используемого в Северной столице, который был сделан в рамках осуществляемой в городе транспортной реформы.

Такие системы могут довольно много. Если установить их на трамвае и проехать по любому маршруту, датчики и радары оценят дорожную обстановку по ходу движения, запомнят все потенциально опасные места. И система вовремя предупредит водителя звуковым сигналом, если, к примеру, на трамвайные пути неожиданно выедет лихач-автомобилист, как это нередко бывает. А в случае если «трамвайщик» не отреагирует, сама включит автоматическое торможццение.

«Умный» помощник проконтролирует, бодрствует ли водитель, поможет ему соблюдать безопасный скоростной режим. При въезде в зону ограничения скорос­ти, которую трамвай определит по точкам геолокации, автоматика не даст водителю разогнать трамвай выше допустимой скорости. То есть не позволит ему превысить скорость, соответствующую ПДД и правилам технической эксплуатации вагона на данном маршруте (для этого используется механизм автоматического выбора маршрута движения).

По словам разработчиков, такие системы гарантируют без­опасность при движении в любых дорожных условиях и любую погоду: днем и ночью, в дождь, туман, снег и т. д. Они также способны обеспечить транспортному средству зеленый коридор на маршруте, где условия, разумеется, это позволяют. И сделать управление трамваем намного комфортнее: эргономичное кресло, много дисплеев, вынесенные на подлокотник кнопки, которые водитель наиболее часто использует.

Датчики, радары и камеры обладают и другими полезными свойствами: скажем, обеспечивают водителю круговой обзор и справляются с автоматическим стрелочным переводом. Причем эти две функции позволяют обходиться в трамвайном парке или депо без водителя (вот вам и беспилотник). Перемещать таких чудо-«Богатырей» с места на место там смогут диспетчеры.

«Технологии искусственного интеллекта помогают сегодня решать одну из важнейших задач — повышают безопасность движения городского транспорта, — отмечает Денис Минкин, директор ГУП «Горэлектротранс». — Использование беспилотных технологий — это мировой тренд. Они сводят к минимуму риски аварий из‑за человеческого фактора, обеспечивают надежный контроль за движением и облегчают работу водителя, делая ее менее трудоемкой».

К тому же это российские технологии с почти полной (70 %) отечест­венной комплектацией. В частности, вычислительные блоки-«мозги» для таких трамваев, главную их составляющую, производят томичи — сотрудники сибирского подразделения компании-разработчика. И доля импортных комплектующих, говорят ее представители, в ближайшее время уменьшится.

МЕЖДУ ТЕМ

Новый подвижной состав «Горэлектротранс» презентовал петербургскому губернатору Александру Беглову на полигоне пункта технического обслуживания трамваев «Улица Шаврова». Глава города осмотрел там вологодский троллейбус «Транс-Альфа» и минский троллейбус с увеличенным автономным ходом («Белкоммунмаш»), а также проехал на обновленном трамвае «Богатырь-М», оснащенном комплексом активной помощи водителю. Такие системы впервые в России будут ­внедрены в нашем городе на серийных трамваях, прибывающих по новым контрактам в рамках программы развития «Горэлектротранса». В целом за два года (2022 – 2023 гг.) это предприятие получит 286 троллейбусов и 192 трамвая. На новых троллейбусах поставки 2022‑го также установлена система контроля бодрствования водителя, которая при необходимости отключает тяговый привод.

#общественный транспорт #умные системы #трамвай #модернизация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 130 (7213) от 19.07.2022 под заголовком ««Богатыри» заметно поумнели».


Комментарии