Петербургские промышленные предприятия активно ищут работников
Несмотря на рост занятости в таких модных ныне отраслях, как информационные технологии, телекоммуникации, медицина и т. д., петербургская промышленность не собирается сдавать позиции одного из самых надежных и крупных работодателей. Как бы там ни было, но специальности слесаря, токаря или электрика продолжают исправно кормить их обладателей.
Обладатели производственных профессий в настоящее время практически не испытывают проблем с трудоустройством и могут выбирать лучшие места./Фото Игоря ОНУЧИНА/ТАСС
«Промышленники» в цене
Подтверждают это и статистические данные. Так, по итогам второго квартала 2022 года эксперты популярного рекрутингового агентства отмечают: за минувшие полгода российские работодатели только на этом ресурсе разместили более 220 тыс. вакансий, связанных с промышленной сферой. Это на 30 % больше, чем за аналогичный период прошлого года: в целом по стране на это направление приходится 12 % всего их объема.
Если говорить о регионах Северо-Запада, здесь ситуация схожая. По оценке того же источника, на наш округ приходится более 35 тыс. промышленных вакансий — на 19 % больше прошлогодних показателей. При этом львиная доля свободных рабочих мест приходится на Петербург (66 % от всего объема), а за ним следуют Ленинградская (11 %) и Мурманская области (5 %). Однако и в других регионах округа спрос на промышленных работников довольно высок — они требуются сотнями.
О высоком спросе на промперсонал свидетельствуют и данные Службы занятости города на Неве. Согласно им, из почти 37,4 тыс. имевшихся на начало июля в Петербурге вакансий почти две трети приходятся на специалистов для реального сектора экономики — в основном они требуются на многочисленных производственных предприятиях.
Как считает независимый рекрутер Светлана Клейменова, найти работу в сфере производства сейчас действительно несложно. «По различным оценкам, на каждую вакансию в отрасли претендуют в среднем не более 2 – 3 соискателей, что примерно вдвое ниже рыночной нормы, — отмечает она. — В некоторых отраслях и сегментах сложилась ситуация, характеризующаяся явным дефицитом кадров».
Основным тормозом этой ситуации являются не деньги, а невысокий престиж работы в промышленности: многие потенциальные кандидаты попросту не хотят идти трудиться на завод. И хотя производственные предприятия в основном давно уже перестали быть похожими на свое советское прошлое, осадочек остался. Ведь в сознании большинства соискателей быть программистом, финансистом или госслужащим сейчас круто, а вот пойти работать на промышленное предприятие — как свернуть не на ту дорогу. Хотя на самом деле это далеко не так, поскольку производство гарантирует стабильность, возможность быстрого карьерного роста и наличие целого ряда льгот, о которых в офисах почти не вспоминают, но психологический барьер порой одолеть очень трудно.
Кто нужен
Список наиболее дефицитных специальностей, обладатели которых чаще всего необходимы на заводах и фабриках, меняется не быстро: как правило, речь идет о металлообработчиках, среднем руководящем персонале и штучных профессионалах в определенных областях знаний.
Кого, к примеру, ждут на таком предприятии, как «Силовые машины»? На профильном интернет-портале предприятия — 445 (!) вакансий. Вальцовщик и токарь. Электромонтер и мастер. Газорезчик и стропальщик. Обмотчик и машинист тепловоза… А еще десятки свободных мест для разного рода инженеров, конструкторов, начальников отделов, участков и пр. Только работай! Кроме неплохих денег некоторым специалистам (например, токарям) обещают даже компенсацию затрат при переезде…
В длинном списке рабочих вакансий «Адмиралтейских верфей» — десятки профессий. Изолировщики и маляры. Машинисты крана и наладчики. Сварщики и сборщики-достройщики. Слесари и трубопроводчики… Полно и вакансий для ИТР — нужны десятки инженеров, технологов, мастеров и т. д.
Аналогичная картина на Кировском заводе и на Балтийском заводе. На «Звезде» и «Пластполимере». И еще в десятках компаний, производящих промышленную продукцию: редко где рабочие, ИТР или специалисты по IT, экономике и т. д. не требуются вовсе. По оценке hh.ru, к примеру, среди ИТР сильнее всего спрос вырос на метрологов (+50 % к уровню первого квартала 2022 года), начальников цехов (+34 %), энергетиков (+29 %), технологов (+23 %) и специалистов по охране труда и промышленной безопасности (+20 %).
Что касается секторов промышленности, здесь востребованность персонала возросла примерно одинаково. Так, в тяжелом машиностроении, на производстве оборудования, в металлургии, приборостроении и пр. общая потребность в кадрах за последние полгода возросла на величину от шести до десяти процентов.
И в столицах, и в провинции
Для спроса на специалистов в сфере промышленности характерно то, что востребованы они повсеместно. Причем нередко в провинции им платят даже больше, чем в столицах, — там у них меньше конкурентов.
О ком идет речь? Например, о металлообработчиках, под которыми подразумевают не только металлургов, но и всех, кто с металлом работает. Спрос на таких специалистов высок: с начала года в России в отрасли открыто около 110 тыс. вакансий, из которых значимая часть (6,5 тыс., 5,8 % от всех) — в Петербурге.
Кого чаще всего ищут работодатели? В первую очередь токарей и фрезеровщиков — на эти профессии приходится 8 % всех вакансий. Кроме того, отрасли нужны менеджеры по продажам и слесари (7 %), инженеры-конструкторы (5 %), сварщики (4 %), а также технологи и операторы станков с ЧПУ (по 3 %). Характерно, что в металлообработке довольно низок спрос на новичков: больше половины работодателей требуют от кандидатов опыта от года, а без малого треть — работы по профилю не менее чем три года.
Но и платить обещают достойно. Причем металлообработка — одна из тех немногих отраслей экономики, в которых зарплата за последний год значительно выросла.
Так, по оценке аналитиков, средние предлагаемые зарплаты в регионах СЗФО составляют около 80,7 тыс. рублей — это на 15,7 тыс. больше, чем год назад. Интересно, что наибольший рост предлагаемых в вакансиях зарплат зафиксирован вовсе не в Петербурге: в Псковской, Новгородской, Мурманской и Ленинградской областях за год у металлообработчиков они выросли на величину от 20 до 22 тыс. рублей, тогда как в Петербурге только на 15 тыс. Да и величина их средних доходов не в пользу Северной столицы: если в городе на Неве «металлистам» сулят сейчас в среднем почти 78 тыс. рублей в месяц, то в Ленобласти обещают 82,5 тыс., в Мурманской области — 84,8 тыс., а в Новгородской и Псковской областях — около 91,5 тыс. рублей.
«За последние 5 лет количество вакансий в металлургии и металлообработке в России выросло почти в 4 раза, а предприятия отрасли действительно прикладывают все усилия к тому, чтобы создать достойные условия труда», — считает Мария Бузунова, представитель «hh.ru Северо-Запад».
Сколько платят в среднем
По итогам второго квартала 2022 года диапазон зарплат в промышленных вакансиях весьма широк — он находится в пределах от 46 до 100 тыс. рублей. Что по питерским меркам сейчас уже относительно немного: по данным комитета по занятости населения Петербурга, средняя номинальная заработная плата в городе уже превысила 82 тыс. рублей.
Правда, реально предлагаемые работодателями из сферы промышленности доходы заметно скромнее. В целом по стране, к примеру, средний заработок в таких вакансиях едва дорос до 65 тыс. рублей.
Между тем в регионах Северо-Запада (и в Петербурге, конечно) все же есть работодатели, которые готовы предложить соискателям-производственникам более высокую зарплату. Особенно в том случае, если специалист штучный: некоторым опытным токарям, фрезеровщикам или сварщикам в компаниях сразу же готовы платить больше 100 тыс. рублей в месяц. И такие соискатели чаще всего себе цену знают: зарплатные запросы части специалистов доходят до 200 тыс. рублей.
Коротко
● С конца февраля и по конец июля 2022 года спрос на инкассаторов в Петербурге и Ленобласти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 88 %. С начала года работодатели разместили почти 1 тыс. вакансий в сфере инкассации.
● В общей сложности 61 % компаний Петербурга берут на стажировку молодых специалистов, а в каждой четвертой разработаны и действуют соответствующие программы. Лишь 7 % менеджеров по персоналу сообщают, что их компания никогда не делает предложения стажерам.
● Количество вакансий, предполагающих работу исключительно в ночное время, за июнь-июль этого года в целом по стране на 71 % превысило прошлогодние показатели. В регионах Северо-Запада прирост «ночных» вакансий за год составил 23 %.
● Главные навыки, которые работодатели хотели бы видеть у молодых специалистов, — это умение работать в команде, грамотная речь, а также готовность учиться и развиваться в выбранном деле.
● В июне 2022 года розничная торговля вышла на первое место в России по количеству открытых вакансий — в отрасли имеется 14 % от общего числа рабочих мест в стране. Наиболее активный рост предложений о работе наблюдается в сфере доставки (+15 %), закупок и снабжения (+13 %) и в торговых залах (+6 %).
● Первая в России женщина сдала соответствующие экзамены и получила право на управление электровозом: ею стала Оксана Соколова, которая работает на Свердловской железной дороге. Теперь в качестве машиниста поезда дальнего следования она будет водить составы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (7230) от 11.08.2022 под заголовком «В погоне за фрезеровщиком».
Комментарии