В Петербурге судостроители передали заказчикам сразу три рыболовецких судна
Подобного события не припомнят даже старые корабелы: в один день петербуржцы передали заказчикам сразу три головных суперсовременных рыболовецких судна. Это событие произошло накануне профессионального праздника рыбаков, который они отметили 10 июля. В церемонии поднятия государственного флага России на траулерах «Капитан Вдовиченко», «Капитан Соколов» и на ярусолове «Гандвик-1», построенных на двух петербургских верфях, принял участие по видеомосту президент РФ Владимир Путин.
ФОТО Unsplash
Передача заказчику головного судна — всегда праздник, в который судостроители, завершив многолетнее дело, принимают поздравления. А тут две верфи, скоординировав свои действия (обе входят в Объединенную судостроительную корпорацию), разом поставили точку в длинной многотрудной истории строительства первенцев трех новых серий.
Эти новинки обязаны своим появлением государственной программе инвестквот, благодаря которой отечественные верфи обновляют рыбопромысловый флот нашей страны. Выступая по видео-конференц-связи перед сотрудниками «Адмиралтейских верфей» и «Северной верфи», это подчеркнул глава государства, поздравив корабелов с почином.
«Рыбохозяйственный комплекс, относящийся к важнейшим, ключевым отраслям, вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие многих регионов России и обеспечение ее продовольственной безопасности, — сказал президент РФ. — Уверен, что российская рыбная индустрия при всех внешних вызовах будет и дальше стабильно развиваться, наращивать свою конкурентоспособность».
Строительство таких современных, хорошо оснащенных, отвечающих высоким экологическим требованиям судов Владимир Путин назвал одним из стратегических приоритетов России.
Между тем петербуржцам удалось достроить первенцев новых проектов во многом вопреки обстоятельствам. Они сделали это, преодолевая последствия пандемии, а затем и возросшее санкционное давление.
Напомним: большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), первый из которых уже получили северяне, строятся для Русской рыбопромышленной компании. По условиям контракта с этим холдингом (объем инвестиций — порядка 65 млрд рублей), подписанного в октябре 2017 года, «Адмиралтейские верфи» должны построить для него десять таких супертраулеров. Шесть из них уже в работе, а четыре в опционе.
Сотрудники этой старейшей российской верфи закладывают БМРТ парами, по два судна в год с интервалом в три месяца. И головной траулер позволяет представить всю грандиозность такого замысла.
Это судно-великан (подобные строят сегодня немногие верфи России, включая Выборгский судозавод) длиной 108 метров, вместимость грузовых трюмов которого составляет 5,5 тыс. кубов. Траулеры проекта СТ-192 будут рыбачить в Беринговом и Охотском морях, добывая пелагическими тралами сельдь и минтай и перерабатывая улов прямо в море. Каждый такой мощный БМРТ способен перерабатывать ежесуточно и хранить в замороженном виде до 80 тонн рыбного филе, столько же фарша сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки…
Впрочем, головной морозильный траулер-процессор проекта 170701 «Капитан Соколов», созданный на «Северной верфи», мало в чем ему уступает. Северяне (предприятия, входящие в холдинг «Норебо») получат тоже десять таких судов, главная особенность которых — небывалая для отечественного флота капсулообразная форма корпуса.
С другим новейшим «Капитаном» этот траулер длиной 81,8 метра роднят не только немалые размеры и производительность. Обоим судам ледового класса предстоит вести промысел в далеких северных водах. А для их экипажей, которые будут долго, по три-четыре месяца, находиться в море, предусмотрены комфортные бытовые и производственные условия. На это тоже обратил внимание глава государства во время церемонии поднятия флага.
И первый ярусолов-процессор проекта МТ1112XL «Гандвик-1», построенный на «Северной верфи» (для компании «Вирма», входящей в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум), тоже по‑своему интересен.
Его капитан Павел Шульгин, подключившись к видеомосту, пригласил президента РФ взойти в Мурманске на борт этого судна и посмотреть в море, как оно действует.
«Это первое в России судно ярусного типа, — пояснил капитан, — выборка орудий лова ведется здесь через вертикальную шахту, а днище до главной палубы обеспечивает наименьшую потерю рыбы при работе с ярусом».
Работать на нем будет безопасно в любых сложных погодных условиях — не то что на обычных ярусных судах, где моряки выбирают снасти с крючками на открытых палубах с правого борта. При этом «Гандвик-1» с рыбофабрикой на борту обеспечит щадящий с экологической точки зрения режим рыболовства, поскольку отвечает всем международным нормам и имеет неограниченный район плавания.
«Вы что, на крючки ловите, что ли?» — уточнил президент. «Да, — подтвердил капитан: — на судне имеется 60 стационарных магазинов (позиций), на каждом — ярус длиной 1,8 км, а на нем — порядка 12,4 тысячи крючков».
МЕЖДУ ТЕМ
В настоящее время на «Адмиралтейских верфях» строятся еще несколько БМРТ проекта СТ-192. На втором судне, спущенном на воду в конце прошлого года, идут швартовные испытания. На третьем тоже наступил этот этап, а на четвертом продолжаются достроечные работы. Кроме того, «Северная верфь», сдав в эксплуатацию «Капитана Соколова», ведет строительство еще пяти таких «Капитанов». А серия судов проекта МТ1112XL предусматривает сооружение трех ярусоловов-процессоров. Два из них предназначены для карельских рыбаков (компания «Вирма»), а третий — для компании «Глобус» (Союз рыболовецких колхозов Архангельской области).
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7207) от 11.07.2022 под заголовком «С почином, корабелы!».
Комментарии