В Петербурге судостроители передали заказчикам сразу три рыболовецких судна

Подобного события не припомнят даже старые корабелы: в один день петербуржцы передали заказчикам сразу три головных суперсовременных рыболовецких судна. Это событие произошло накануне профессионального праздника рыбаков, который они отметили 10 июля. В церемонии поднятия государственного флага России на траулерах «Капитан Вдовиченко», «Капитан Соколов» и на ярусолове «Гандвик-1», построенных на двух петербургских верфях, принял участие по видеомосту президент РФ Владимир Путин.

В Петербурге судостроители передали заказчикам сразу три рыболовецких судна | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Передача заказчику головного судна — всегда праздник, в который судостроители, завершив многолетнее дело, принимают поздравления. А тут две верфи, скоординировав свои действия (обе входят в Объединенную судостроительную корпорацию), разом поставили точку в длинной многотрудной истории строительства первенцев трех новых серий.

Эти новинки обязаны своим появлением государственной ­программе инвестквот, благодаря которой отечественные верфи обновляют рыбопромысловый флот нашей страны. Выступая по ­видео-конференц-связи перед сотрудниками «Адмиралтейских верфей» и «Северной верфи», это подчеркнул глава государства, поздравив корабелов с почином.

«Рыбохозяйственный комплекс, относящийся к важнейшим, ключевым отраслям, вносит существенный вклад в социально-­экономическое развитие многих регионов России и обеспечение ее продовольственной безопасности, — сказал президент РФ. — Уверен, что российская рыбная индустрия при всех внешних вызовах будет и дальше стабильно развиваться, наращивать свою конкурентоспособность».

Строительство таких современных, хорошо оснащенных, отвечающих высоким экологическим требованиям судов Владимир Путин назвал одним из стратеги­ческих приоритетов России.

Между тем петербуржцам удалось достроить первенцев новых проектов во многом вопреки обстоятельствам. Они сделали это, преодолевая последствия пандемии, а затем и возросшее санкционное давление.

Напомним: большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), первый из которых уже получили северяне, строятся для Русской рыбопромышленной компании. По условиям контракта с этим холдингом (объем инвестиций — порядка 65 млрд рублей), подписанного в октябре 2017 года, «Адмиралтейские верфи» должны построить для него десять таких супертраулеров. Шесть из них уже в работе, а четыре в опционе.

Сотрудники этой старейшей российской верфи закладывают БМРТ парами, по два судна в год с интервалом в три месяца. И головной траулер позволяет представить всю грандиозность такого замысла.

Это судно-великан (подобные строят сегодня немногие верфи России, включая Выборгский судозавод) длиной 108 метров, вместимость грузовых трюмов которого составляет 5,5 тыс. кубов. Траулеры проекта СТ-192 будут рыбачить в Беринговом и Охотском морях, добывая пелагическими тралами сельдь и минтай и перерабатывая улов прямо в море. Каждый такой мощный БМРТ способен перерабатывать ежесуточно и хранить в замороженном виде до 80 тонн рыбного филе, столько же фарша сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки…

Впрочем, головной морозильный траулер-процессор проекта 170701 «Капитан Соколов», созданный на «Северной верфи», мало в чем ему уступает. Северяне (предприятия, входящие в холдинг «Норебо») получат тоже десять таких судов, главная особенность которых — небывалая для отечественного флота капсулообразная форма корпуса.

С другим новейшим «Капитаном» этот траулер длиной 81,8 метра роднят не только немалые размеры и производительность. Обоим судам ледового класса предстоит вести промысел в далеких северных водах. А для их экипажей, которые будут долго, по три-четыре месяца, находиться в море, предусмотрены комфортные бытовые и производственные условия. На это тоже обратил внимание глава государства во время церемонии поднятия флага.

И первый ярусолов-процессор проекта МТ1112XL «Гандвик-1», построенный на «Северной верфи» (для компании «Вирма», входящей в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум), тоже по‑своему интересен.

Его капитан Павел Шульгин, подключившись к видеомосту, пригласил президента РФ взойти в Мурманске на борт этого судна и посмотреть в море, как оно действует.

«Это первое в России судно ярусного типа, — пояснил капитан, — выборка орудий лова ведется здесь через вертикальную шахту, а днище до главной палубы обеспечивает наименьшую потерю рыбы при работе с ярусом».

Работать на нем будет безопасно в любых сложных погодных условиях — не то что на обычных ярусных судах, где моряки выбирают снасти с крючками на открытых палубах с правого борта. При этом «Гандвик-1» с рыбо­фабрикой на борту обеспечит щадящий с экологической точки зрения режим рыболовства, поскольку отвечает всем международным нормам и имеет неограниченный район плавания.

«Вы что, на крючки ловите, что ли?» — уточнил президент. «Да, — подтвердил капитан: — на судне имеется 60 стационарных магазинов (позиций), на каждом — ярус длиной 1,8 км, а на нем — порядка 12,4 тысячи крючков».

МЕЖДУ ТЕМ

В настоящее время на «Адмиралтейских верфях» строятся еще несколько БМРТ проекта СТ-192. На втором судне, спущенном на воду в конце прошлого года, идут швартовные испытания. На третьем тоже наступил этот этап, а на четвертом продолжаются достроечные работы. Кроме того, «Северная верфь», сдав в эксплуатацию «Капитана Соколова», ведет строительство еще пяти таких «Капитанов». А серия судов проекта МТ1112XL предусматривает сооружение трех ярусоловов-процессоров. Два из них предназначены для карельских рыбаков (компания «Вирма»), а третий — для компании «Глобус» (Союз рыболовецких колхозов Архангельской области).

#корабелы #судно #рыбаки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7207) от 11.07.2022 под заголовком «С почином, корабелы!».


Комментарии