Петербург посетил самый необычный представитель ледокольного флота России

Желтая громадина, стоявшая у набережной Лейтенанта Шмидта во время минувшего Фестиваля ледоколов, видна была издалека. Но не только исполинскими размерами притягивало взоры это судно (его длина 141 метр, ширина - без малого 32 метра), названное по имени известного полярника капитана Михаила Сорокина. Один из самых необычных представителей ледокольного флота России, на борту которого побывали в дни фестиваля немало петербуржцев, обращал на себя внимание и совершенно не классической конфигурацией корпуса.

Петербург посетил самый необычный представитель ледокольного флота России | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Возраст этого дизель-электрического линейного ледокола, носовую часть которого украшает герб Советского Союза, можно сказать, написан на его лбу. Но назвать ветераном знаменитого покорителя арктических морей не повернется язык. «Капитан Сорокин», построенный в 1977 году по заказу СССР на одной из финских верфей (он стал головным в серии из четырех ледоколов), полон сил и неутомимо трудится в студеных водах по сей день. Да к тому же начинен автоматикой и хитроумными приборами, как любой современный ледокол.

Убедиться в этом предоставилась возможность журналистам, совершившим «путешествие» по всему судну (проводить массовые экскурсии внутри него считается небезопасно) - от капитанской рубки до машинного отделения.

Дмитрий Щербаков, принимавший гостей, стал командовать ледоколом три года назад. До этого отработал там две навигации старшим помощником капитана, а еще раньше, окончив Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (ныне Макаровка), водил по Балтике сухогрузы. Причем нередко во льдах, следуя за «Сорокиным», и даже не думал, что когда-то и сам будет им управлять.

На первых порах ледокол, который был приписан к Мурманскому морскому пароходству, имел вполне привычные очертания. Через год после того, как над его кормой взметнулся государственный флаг, он заставил заговорить о себе, совершив первую в истории проводку судов из Мурманска в порт Дудинка, расположенный на правом берегу Енисея. Тем самым «Сорокин» положил начало круглогодичной навигации по Северному морскому пути с заходом в устья арктических рек...

Обычно ледокол, навалившись на ледяную толщу, ломает ее своим весом, - и этот действовал так же. Прокладывая судам путь в морях или на речном мелководье, он оставлял за собой не очень широкую, примерно 26 метров, полосу чистой воды.

После модернизации, выполненной в германском городе Эмдене на закате советской эпохи, в 1990 - 1991 гг., ледокол получил широкую носовую часть с бортовыми римерами (выступами). Он потерял в маневренности, зато смог прорезать, как мечами, прочный, свыше метра, ледяной «щит», отводя осколки по сторонам и обеспечивая канал шириной 32 метра, который оставался свободным для судоходства достаточно долго.

«Ледорубы» такого устройства имеют ныне кроме него еще два-три судна в России, не больше. «Капитан Сорокин» оснащен, кроме того, специальной системой пневмообмыва, которая повышает ледопроходимость и не дает облипать снегом и раскрошенным льдом корпусу, разделенному на восемь водонепроницаемых отсеков.

«В девяностые годы грузопоток по Севморпути резко снизился, а в Финском заливе, где появились новые грузовые порты, стал расти. В Арктике тогда уже вовсю ходили атомные ледоколы, способные плавать в автономном режиме, не получая топливо, по нескольку месяцев, - рассказывает Щербаков. - Поэтому «Сорокина» перевели в Петербург: он вошел в состав Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта и стал работать в Финском заливе, обслуживая порты «Высоцк», «Приморск» и «Усть-Луга».

Зимняя навигация этого года была для него не слишком тяжелой. К работе он приступил в феврале, когда на Балтике образовалось ледяное поле. И за два месяца, до конца марта, провел в общей сложности 158 судов, прорубая во льду путь для небольших караванов. Проводить спасательные операции (это еще одна важная его функция) доводится ему, к счастью, нечасто, раз в несколько лет. Но вот брать на буксир суденышки с грузом, помогая быстрее добраться до цели, приходится постоянно, изо дня в день.

«Иной раз ведем их за собой, а видимость почти нулевая, - продолжает капитан, - и нужно идти в морозной мгле, целиком полагаясь на приборы. Судоводители испытывают некоторое беспокойство, но доверяют профессионализму нашего экипажа и самому ледоколу, а это ко многому обязывает».

Владимир Косырев, главный механик «Сорокина», показывает гостям центральный пульт управления, куда стекается вся информация от многочисленных датчиков, «умных» систем, основных узлов и механизмов. А спустившись в машинное отделение, знакомимся с силовой установкой могучего, водоизмещением 17,2 тыс. тонн, судна. Она состоит из шести двигателей мощностью 4,1 тыс. лошадиных сил каждый и шести генераторов, а те связаны с тремя гребными винтами и вырабатывают электроэнергию, которой хватило бы на многолюдный поселок. Благодаря таким «мускулам» ледокол может не только легко расправляться с крепким ледяным припаем, но и набирать приличную для такой махины, под 18 узлов, скорость на чистой воде.

В его носовой части имеются трюмы и краны для погрузо-разгрузочных операций, на корме находится вертолетная площадка. А значит, он может принимать, если потребуется, воздушное судно. На одном из этапов переоснащения «Сорокин» обрел также комплекс современного навигационного оборудования и электронно-картографическую информационную систему, позволившую получать данные о ледовой обстановке в море - космические снимки высокого разрешения.

Словом, по части наворотов это судно, которому исполнилось 42 года, пожалуй, не уступает более молодым ледоколам, а некоторым «собратьям» даст фору. И, как говорят специалисты, может работать без дальнейшей модернизации еще не меньше десяти лет. Хоть в морях Крайнего Севера (недаром на его борту изображен символ этих краев, пробирающийся через льды белый медведь), хоть на Балтике.

По словам капитана, после Фестиваля ледоколов «Сорокин» отправляется в Большой порт Санкт-Петербурга, а потом пойдет на Канонерский судоремонтный завод для небольшого планового ремонта.

Читайте также о том, что на атомоход «Сибирь» загрузили часть паротурбинной установки.

#ледокол #Арктика #Нева #фестиваль ледоколов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6434) от 07.05.2019 под заголовком «Щит и меч «Капитана»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.