Петербург посетил самый необычный представитель ледокольного флота России
Желтая громадина, стоявшая у набережной Лейтенанта Шмидта во время минувшего Фестиваля ледоколов, видна была издалека. Но не только исполинскими размерами притягивало взоры это судно (его длина 141 метр, ширина - без малого 32 метра), названное по имени известного полярника капитана Михаила Сорокина. Один из самых необычных представителей ледокольного флота России, на борту которого побывали в дни фестиваля немало петербуржцев, обращал на себя внимание и совершенно не классической конфигурацией корпуса.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Возраст этого дизель-электрического линейного ледокола, носовую часть которого украшает герб Советского Союза, можно сказать, написан на его лбу. Но назвать ветераном знаменитого покорителя арктических морей не повернется язык. «Капитан Сорокин», построенный в 1977 году по заказу СССР на одной из финских верфей (он стал головным в серии из четырех ледоколов), полон сил и неутомимо трудится в студеных водах по сей день. Да к тому же начинен автоматикой и хитроумными приборами, как любой современный ледокол.
Убедиться в этом предоставилась возможность журналистам, совершившим «путешествие» по всему судну (проводить массовые экскурсии внутри него считается небезопасно) - от капитанской рубки до машинного отделения.
Дмитрий Щербаков, принимавший гостей, стал командовать ледоколом три года назад. До этого отработал там две навигации старшим помощником капитана, а еще раньше, окончив Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (ныне Макаровка), водил по Балтике сухогрузы. Причем нередко во льдах, следуя за «Сорокиным», и даже не думал, что когда-то и сам будет им управлять.
На первых порах ледокол, который был приписан к Мурманскому морскому пароходству, имел вполне привычные очертания. Через год после того, как над его кормой взметнулся государственный флаг, он заставил заговорить о себе, совершив первую в истории проводку судов из Мурманска в порт Дудинка, расположенный на правом берегу Енисея. Тем самым «Сорокин» положил начало круглогодичной навигации по Северному морскому пути с заходом в устья арктических рек...
Обычно ледокол, навалившись на ледяную толщу, ломает ее своим весом, - и этот действовал так же. Прокладывая судам путь в морях или на речном мелководье, он оставлял за собой не очень широкую, примерно 26 метров, полосу чистой воды.
После модернизации, выполненной в германском городе Эмдене на закате советской эпохи, в 1990 - 1991 гг., ледокол получил широкую носовую часть с бортовыми римерами (выступами). Он потерял в маневренности, зато смог прорезать, как мечами, прочный, свыше метра, ледяной «щит», отводя осколки по сторонам и обеспечивая канал шириной 32 метра, который оставался свободным для судоходства достаточно долго.
«Ледорубы» такого устройства имеют ныне кроме него еще два-три судна в России, не больше. «Капитан Сорокин» оснащен, кроме того, специальной системой пневмообмыва, которая повышает ледопроходимость и не дает облипать снегом и раскрошенным льдом корпусу, разделенному на восемь водонепроницаемых отсеков.
«В девяностые годы грузопоток по Севморпути резко снизился, а в Финском заливе, где появились новые грузовые порты, стал расти. В Арктике тогда уже вовсю ходили атомные ледоколы, способные плавать в автономном режиме, не получая топливо, по нескольку месяцев, - рассказывает Щербаков. - Поэтому «Сорокина» перевели в Петербург: он вошел в состав Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта и стал работать в Финском заливе, обслуживая порты «Высоцк», «Приморск» и «Усть-Луга».
Зимняя навигация этого года была для него не слишком тяжелой. К работе он приступил в феврале, когда на Балтике образовалось ледяное поле. И за два месяца, до конца марта, провел в общей сложности 158 судов, прорубая во льду путь для небольших караванов. Проводить спасательные операции (это еще одна важная его функция) доводится ему, к счастью, нечасто, раз в несколько лет. Но вот брать на буксир суденышки с грузом, помогая быстрее добраться до цели, приходится постоянно, изо дня в день.
«Иной раз ведем их за собой, а видимость почти нулевая, - продолжает капитан, - и нужно идти в морозной мгле, целиком полагаясь на приборы. Судоводители испытывают некоторое беспокойство, но доверяют профессионализму нашего экипажа и самому ледоколу, а это ко многому обязывает».
Владимир Косырев, главный механик «Сорокина», показывает гостям центральный пульт управления, куда стекается вся информация от многочисленных датчиков, «умных» систем, основных узлов и механизмов. А спустившись в машинное отделение, знакомимся с силовой установкой могучего, водоизмещением 17,2 тыс. тонн, судна. Она состоит из шести двигателей мощностью 4,1 тыс. лошадиных сил каждый и шести генераторов, а те связаны с тремя гребными винтами и вырабатывают электроэнергию, которой хватило бы на многолюдный поселок. Благодаря таким «мускулам» ледокол может не только легко расправляться с крепким ледяным припаем, но и набирать приличную для такой махины, под 18 узлов, скорость на чистой воде.
В его носовой части имеются трюмы и краны для погрузо-разгрузочных операций, на корме находится вертолетная площадка. А значит, он может принимать, если потребуется, воздушное судно. На одном из этапов переоснащения «Сорокин» обрел также комплекс современного навигационного оборудования и электронно-картографическую информационную систему, позволившую получать данные о ледовой обстановке в море - космические снимки высокого разрешения.
Словом, по части наворотов это судно, которому исполнилось 42 года, пожалуй, не уступает более молодым ледоколам, а некоторым «собратьям» даст фору. И, как говорят специалисты, может работать без дальнейшей модернизации еще не меньше десяти лет. Хоть в морях Крайнего Севера (недаром на его борту изображен символ этих краев, пробирающийся через льды белый медведь), хоть на Балтике.
По словам капитана, после Фестиваля ледоколов «Сорокин» отправляется в Большой порт Санкт-Петербурга, а потом пойдет на Канонерский судоремонтный завод для небольшого планового ремонта.
Читайте также о том, что на атомоход «Сибирь» загрузили часть паротурбинной установки.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (6434) от 07.05.2019 под заголовком «Щит и меч «Капитана»».
Комментарии