Петербург и вопросы транспортной безопасности

Общественная палата Северной столицы озаботилась проблемой безопасности на транспорте и провела на эту тему «круглый стол».

Петербург и вопросы транспортной безопасности | Фото: Skitterphoto/Pixabay

Фото: Skitterphoto/Pixabay

На встречу пригласили представителей Следственного управления на транспорте СК РФ, чиновников городской администрации, а также ответственных за безопасность железнодорожников, авиаторов и водников. Проанализировав статистику и обстоятельства происшествий прошлого года, они вместе попытались понять, какие решения местной власти могут сделать систему безопасности более надежной, а жизнь горожан и гостей Северной столицы - защищенной.

Большая часть нарушений на транспорте связана с красивой петербургской темой - прогулками и отдыхом на воде. За навигацию прошлого года сотрудниками Следственного управления было проведено 353 проверки в сфере водного транспорта. В результате возбуждено 127 уголовных дел по ст. 238 УК РФ («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»), 45 дел возбуждено по факту нарушения правил перевозки пассажиров, 32 - за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии. Судами уже вынесено 20 обвинительных приговоров.

Например, осуждена по ч. 1 ст. 238 УК РФ генеральный директор ООО «Сервис плюс» в связи с многочисленными нарушениями санитарных, противопожарных норм и требований техники безопасности при эксплуатации плавучего ресторана «До зари». Подсудимой назначен крупный штраф, эксплуатация объекта запрещена.

Также пресечена незаконная деятельность двух дебаркадеров «Театро» и «Короленко», на которых были оборудованы гостиницы. В ходе проверки инспекторы обнаружили в «номерах» незакрепленные металлические печи, стоящие вплотную к деревянным стенкам, несертифицированные газовое оборудование и электропроводку, леерное ограждение по периметру дебаркадера вовсе отсутствовало. В общем, не гостиница, а ловушка. Против руководства также возбуждены уголовные дела.

- По нашим данным, похожих дебаркадеров - плавучих гостиниц и ресторанов - по городу не менее одиннадцати, - отметил и. о. руководителя Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ Виктор Белостоцкий.

Толчея на реках и каналах стала опасной. По мнению общественников, движение прогулочных судов по водным артериям северной столицы нуждается в срочном регулировании, а выход в Неву по ночам им нужно вовсе запретить.

В прошлом году 63 ребенка в Петербурге погибли от различных травм и несчастных случаев. Почти четверть трагедий относится к транспортному травматизму.

Девочка разбилась, когда делала селфи на железнодорожном мосту. Двое подростков залезли на путепровод над железной дорогой, один упал с семиметровой высоты и получил тяжелейшие травмы. Школьница на велосипеде выехала под закрытый железнодорожный шлагбаум и погибла. Другая сделала то же - искалечена...

На переходе через пути в створе Туристской улицы за один только прошлый год под колесами поездов погибли семь человек, а всего с 2013-го зафиксировано 13 несчастных случаев. Ежедневно через железную дорогу в этом месте переходят около 11 - 12 тысяч человек. Сейчас, после открытия станции метро «Беговая», людей здесь станет еще больше. Электронную петицию властям с требованием сделать «смертельный переход» безопасным на портале change.org подписали 268 тысяч человек!

Все трагедии произошли в результате пренебрежения правилами личной безопасности, уверены железнодорожники. Ведь те, кто попадает под электрички, как правило, идут в наушниках, капюшонах и не смотрят по сторонам либо надеются успеть проскочить перед приближающимся поездом. Световая и звуковая сигнализация на этом переходе была и прежде, но, когда трагедии пошли серией, количество знаков безопасности увеличили. А в январе 2018-го здесь сделали еще и напольную световую сигнализацию (как раз для тех, кто в наушниках и капюшонах). Нынче несчастий на этом переходе, слава богу, не было, но люди ждут от организаторов движения кардинального решения - сооружения удобного подземного перехода или автоматических заграждений.

Руководству Октябрьской железной дороги рекомендовали провести мониторинг наиболее опасных пешеходных переходов, чтобы впредь работать на опережение. Там отвечают: и мониторинг ведется, и переходами занимаемся - с 2010 года уже 33 из них оборудованы световой и звуковой сигнализацией. А несчастья с людьми происходят чаще при несанкционированном пересечении рельсов, нередко - неподалеку от обустроенного перехода...

Что же делать? Представители ОЖД выдвигают разные идеи, в том числе - кардинально повысить штрафы для нарушителей. Например, со 100 рублей до 100 тысяч. Решительно штрафовать и по телевидению рассказывать - может, тогда другие под поезд не полезут. Взять тот же трейн-серфинг, или, по-русски, зацепинг. Пока штраф был маленький (100 - 500 руб.), одних и тех же зацеперов-рецидивистов задерживали по пять - десять раз. Но вот в прошлом году изменился закон, и теперь действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст 267.1), наказываются штрафом от 150 тыс. до 300 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до двух лет. А это уже, согласитесь, серьезно...

На Октябрьской железной дороге, со своей стороны, тоже ищут новые решения. Выпустили брошюру о правилах поведения детей на объектах транспорта, раздают их подросткам на вокзалах. Члены Общественной палаты предложили также размещать оперативную информацию о транспортном травматизме на городских сайтах с высокой посещаемостью.

Если забить в поисковике запрос «прогулки на вертолете», можно наткнуться на что-нибудь вроде: «Приглашаем в полет над Петербургом, но не в качестве пассажира, а за штурвалом». Борьба с такого рода услугами пока не слишком эффективна.

Состояние законности (или, скорее, беспорядка) в малой авиации лучше всего иллюстрируют недавние уголовные дела. Например, в отношении учредителя фирмы и пилота Ан-2, которые без сертификата летной годности и на явно неисправном самолете катали парашютистов-любителей в Ленинградской области. Опасная услуга оказывалась более 60 раз с риском для жизни в общей сложности 1,1 тыс. человек.

Или - приговор по резонансному уголовному делу в отношении генерального директора учебного центра, напродававшего липовых удостоверений пилотов без какого-либо обучения и сдачи экзаменов на 5 миллионов рублей и получившего в итоге за это пять лет заключения. Росавиацией аннулированы 163 незаконных свидетельства.

Контроль за авиацией общего назначения крайне затруднен, признают правоохранители, поскольку места базирования авиации общего назначения располагаются в основном на земле территориальной полиции, а не на территории обслуживания специализированной транспортной полиции. А участковому инспектору до самолетов, как можно догадаться, и дела нет. Проблема требует срочного разрешения, причем в юридической плоскости.

Как и защита важных транспортных объектов от беспилотников, посредством которых наши граждане делают красивые фото и снимают видео. Закрывая при помощи современных средств радиоподавления воздушное пространство на подступах к «Морскому фасаду», владельцы гавани рискуют ввязаться в нудный и долгий судебный спор с хозяевами гаджета о возмещении ущерба. Для того чтобы определить права и ответственность сторон в подобном споре, опять-таки недостает нормативной базы. А значит, пока приходится больше апеллировать к здравому смыслу и сознательности горожан, нежели к закону.

Впрочем, до конца чемпионата мира по футболу-2018 за побережьем Петербурга будут «присматривать» корабли Балтийского флота. Им отсутствие нормативной базы наверняка не помешает.

Материал был опубликован в газете под №103 (6212) от 13.06.2018 под заголовком «Прогулки без риска»

#транспорт #безопасность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6212) от 13.06.2018.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.

Киевское спешит к Гатчине
21 Мая 2015

Киевское спешит к Гатчине

Полным ходом идет сегодня реконструкция Киевского шоссе, в результате которой дорога должна стать шире и безопаснее. Пока же ремонт провоцирует пробки...

Чем дышат Коломяги
10 Декабря 2014

Чем дышат Коломяги

Два асфальтобетонных завода (АБЗ), мебельное производство и другие не озонирующие атмосферу предприятия  расположились в Коломягах посреди жилых кварталов.