Петербург с высоты 63 метров: как восстанавливают храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова, который издавна называют Спасом-на-Крови в память об Александре II, стал одним из символов Петербурга как памятник исторический, мемориальный и художественный. Он пережил времена расцвета сразу после завершения строительства в 1907 году, многолетнего забвения и тяжелые годы блокады Ленинграда, возрождение в конце ХХ века в составе музея «Исаакиевский собор». Сейчас в строительных лесах скрыта колокольня. О том, какие работы там идут, в репортаже корреспондентов «Санкт-Петербургских ведомостей».

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Открытый всем ветрам
Предыдущая комплексная реставрация фасадов Спаса-на-Крови завершилась в середине 1990‑х, однако в 2017 – 2020 годах потребовались новые работы на центральной главе с шатром. Затем было проведено обследование колокольни, оно показало, что ее фасады нуждаются в реставрации. Как рассказал нашей газете Петр Щедрин, технический директор реставрационной компании-подрядчика, существует несколько причин, по которым реставраторы почти не покидают Спас-на-Крови. Прежде всего это суперсложный декор фасадов с многочисленными мозаиками, одних гербов городов Российской империи — 134. Есть еще раны, оставленные вражескими обстрелами и бомбежками в годы Великой Отечественной войны. В советское время их «лечили», но была нарушена изначальная целостность кирпичей, мозаик и металла, из которого изготовлены купола и элементы декора. Сказывается, в конце концов, и капризный петербургский климат (чего стоит снежок в начале нынешнего мая!). Есть и еще одно обстоятельство, неведомое рядовым горожанам. Оно заключается в особом расположении храма на зауженном берегу канала Грибоедова, что создает завихрения воздуха и дополнительные, и без этого немалые, ветровые нагрузки.
Высота колокольни Спаса-на-Крови — 63 метра, это примерно современный 20‑этажный жилой дом. Строительные леса имеют 27 ярусов разной высоты, чтобы реставраторам было удобно работать с мозаиками, кирпичной кладкой, известняковым и металлическим декором. Прежде чем мы начинаем восхождение, Щедрин обращает внимание на мозаичное «Распятие» на западном фасаде храма у самой набережной. «Очень редкая вещь — перламутр в нимбе, — поясняет реставратор. — Вы где‑нибудь еще видели в Петербурге перламутр на улице? Этот сохранился хорошо благодаря тому, что во время изготовления «Распятия» был вклеен на мастику и прибит гвоздиками». Мелкие утраты тем не менее присутствуют, и они будут восполнены. Мозаика же хорошо сохранилась — ее реставрировали в советское время.
Что касается мрамора, из которого изготовлен крест, то он, по образному выражению Щедрина, «сильно замучен» — грязь, копоть, потеки. Сказывается и близость к воде. В некоторых местах отвалились мраморные «вставки», сделанные в 1986 году во время предыдущей реставрации мраморного орнамента «Распятия».
Отдельный сюжет — козырек над всей композицией. Он будет разобран, поскольку каркас требует усиления. Любопытно, что первоначально «окрытие» козырька было выполнено из золотой смальты в виде «чешуи». Но из‑за протечек, которые повредили мозаику в виде звездного неба на внутренней поверхности козырька, смальту в 1970‑х годах было решено заменить на позолоченный медный лист в той же конфигурации.
Коварная коррозия
Первую остановку делаем около нижнего яруса гербов. Щедрин показывает, как гербы были окантованы «рамками», украшенными розочками разной формы из пирогранита — аналога современного клинкерного кирпича. Эти розочки специально для Спаса-на-Крови изготавливали на заводе в Боровичах. Известно, что через несколько лет после выполнения этого заказа произошел конфликт между Михаилом Голицыным, хозяином завода, и мастером Никитой Веселовым, изобретателем пирогранита. Все это привело к утрате технологии изготовления ценного материала, и сегодня помимо петербургского храма известен только один — в Боровичах, где использовался пирогранит. На фасаде Спаса-на-Крови рамки вокруг гербов выглядят как новенькие. Камень оказался чрезвычайно прочным.
Заодно Щедрин показывает мозаичный герб Великого Новгорода. Его поле было выполнено из трехслойной серебряной смальты — стекло, серебро и снова стекло, очень тонкое, так называемая кантарель. В некоторых местах видны следы предыдущих реставраций, явно без использования благородного металла. Но их заменять не будут: если вырубать «вставки», то можно повредить оригинальную мозаику.
Рядом реставраторы с помощью «бормашинок» чистят от сажи и копоти кирпичи и декор из редкого мраморизованного известняка. Это «бусины» на карнизах, балясины и другие элементы, обрамляющие две мозаики — «Дева Мария» и «Апостол Иоанн Богослов» по обеим сторонам большого окна на западном фасаде колокольни.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Толщина загрязнения может достигать 3 мм. Сначала делались промывки, а после механических расчисток реставраторы применят лазерный луч для финишной очистки от загрязнений. Щедрин объясняет, в чем коварность коррозии стальных креплений декора — она может разрывать не только этот декор, но и кирпичную облицовку стен. Поэтому некоторые кирпичи пришлось вынуть для удаления ржавчины, позже их вернут на место. Сейчас идет расчистка металла. Подобная операция будет проведена и с металлическим оконным заполнением. Предварительно все стекла — они поздние, советского времени — будут вынуты, на них видны потеки. Возможно, стекла промывали плавиковой кислотой, которая хорошо удаляет разные виды загрязнений, но и повреждает поверхность стекла.
Двигаемся еще на один ярус выше. Наш провожатый показывает фрагмент кровли из разноцветной глазурованной черепицы. Во времена строительства Спаса-на-Крови черепица уже не использовалась как материал для кровель, в данном случае она лишь декоративный элемент и изначально была положена на цементный раствор. Здесь будет использован холодный метод реставрации глазури — мастиковка трещин и герметизация швов.
Смальта разноцветная и подкрашенная
Добираемся до небольших «тепляков», внутри которых работают художники-реставраторы мозаики. Юрий Игнатьев занимается восполнением утрат на мозаике «Деисус», изображающей Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. Она была исполнена по эскизу художника Василия Беляева и расположена на северном фасаде колокольни. По словам реставратора-мозаичиста с десятилетним стажем, в его работе самое важное — понимание цвета и умение глазом подобрать «модуль» кусочка смальты, который точно ляжет в рисунок мозаики. В «Деисуе» были использованы 120 разных оттенков смальт, при реставрации — примерно столько же.

Переходим по лесам к южному фасаду колокольни. Там реставраторы работают с мозаикой «Богоматерь с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми Иоакимом и Анной», созданной по эскизу Николая Бруни. Щедрин поясняет, что список дефектов мозаик может содержать до двадцати позиций. На фасаде они разрушаются, в частности, от коррозии металлических стержней, которые служили железобетонной основой при создании мозаики. Технология их изготовления была такая: на зеркальный рисунок укладывалась смальта, а затем она заливалась бетоном, в который укладывались эти самые прутки. И в таком виде мозаика крепилась на фасад. Со временем металл корродирует и нарушает целостность мозаики, она начинает отслаиваться от цемента. «Простучав мозаику, могу определить, где образовались пустоты, — делится опытом Щедрин. — Если металл сильно корродировал, то такие фрагменты стержней удаляют: бетон имеет достаточную прочность, чтобы удержать мозаичное изображение».

Разговор заходит о подготовке художников-реставраторов мозаики. Щедрин говорит, что это абсолютной штучная история. В художественных вузах и академиях обучают как создавать новые мозаики, но не готовят реставраторов исторических произведений искусства. И если даже человек приобрел необходимые навыки у старших коллег, ему зачастую не хватает терпения и усидчивости. В случае Спаса-на-Крови актуальна еще и выносливость, ведь работать приходится, в основном стоя на лесах, иногда даже летом — в ватниках.
Прежде чем продолжить подъем, технический директор обращает наше внимание на герб Вологды. По канону, его поле должно иметь красный цвет, но, по всей видимости, не хватило нужной смальты и уложили кусочки белого цвета, покрасив их красной краской. Природу, однако, не обманешь: краска постоянно слезала и в разные годы во время предыдущих реставраций смальту обновляли. Спрашиваю Щедрина: «Будете делать поле из красной смальты?». Он отвечает отрицательно, это уже история, которую надо сохранять. Гербы будут заново подкрашены, всего таких на колокольне 17 штук.
Обходная галерея Парланда
Добираемся до верхнего карниза, что под самой звонницей. Щедрин показывает его кровлю. Медные листы с нее сейчас сняты, предстоит замена стальной обрешетки. Нас подводят к столу, где разложены элементы известнякового декора, украшавшего колонны звонницы. Он «задохнулся» под эпоксидной корочкой, которой его обмазали при восполнении утрат во время предыдущих реставраций. Тогда казалось, что эпоксидная смола — спасение, были даже выпущены рекомендации того, как ее применять в реставрации фасадов. Увы, эпоксидка оказалась недолговечной — желтеет, зеленеет, да еще и портит камень. Теперь реставраторы будут использовать вставки из того же известняка.
В звоннице хорошо сохранились клепаные конструкции, на них крепились колокола. Их сняли и отправили на переплавку в 1931 году, вскоре после закрытия храма. Кстати, хорошо сохранилась металлическая винтовая лестница, по которой поднимались звонари. Судя по наваренной надписи «1961» на лестничном лючке, именно в том году лестницу реставрировали.

Это было важно, потому что пол звонницы находится на одном уровне с основной кровлей храма. От звонницы по небольшой вертикальной лестнице можно попасть на открытую металлическую галерею, обходящую по кругу главный купол храма. От него четыре трапа ведут к четырем боковым куполам. Если внимательно присмотреться с земли, то видны галерея и трапы, эта конструкция была придумана архитектором Альфредом Парландом, автором проекта храма.

Что касается возвращения Спасу-на-Крови колокольного звона, то для этого потребуются скрупулезные расчеты всех нагрузок на конструкции и фундамент здания. Храм, как известно, частично стоит на воде.
Петербург с высоты 63 метров
До верхней отметки колокольни уже совсем близко. На одном из верхних ярусов рассматриваем надпись, которая опоясывает барабан купола. Она вырезана из камня и размещена на поле из золотой смальты. Это слова Пятой молитвы святого Василия Великого: «Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша…». По словам Щедрина, надпись находится в хорошем состоянии, еще прошлой осенью ее укрепили и почистили, остались небольшие домастиковки.
Выше реставраторы с помощью электрических корщеток чистят медный купол, потом он будет заново позолочен. Мы не стали отвлекать мастеров от их работы и последовали на самый верх. Щедрин предупредил, что ажурный крест, венчающий колокольню, реставрируется в условиях мастерских. На месте будут реставрировать «яблоко», которое находится у подножия креста. Вид из окна с высоты 63 метров на прекрасный Петербург стоил крутого подъема.

Как сообщил Геннадий Полунин, заместитель директора музея «Исаакиевский собор» по реставрации и капитальному ремонту, работы на колокольне Спаса-на-Крови должны завершиться в декабре будущего года. А потом наступит очередь четырех малых глав. «Спас-на-Крови не просто памятник, а одна из главных архитектурных и духовных жемчужин Санкт-Петербурга. Наша ключевая задача — бережная реставрация, чтобы этот уникальный памятник культурного наследия оставался таким, каким его задумал архитектор Парланд, и мог быть передан будущим поколениям во всем своем величии и красоте», — делится планами Полунин.
Читайте также:
Шестая главка к пятиглавому. У каждого колокола Князь-Владимирского собора своя история
Колокола, било и куранты: у любимого горожанами Спасо-Преображенского собора сразу несколько голосов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7920) от 03.06.2025 под заголовком «Воскрешение мозаик».
Комментарии