Петербург полностью перейдет на газовые автобусы к 2024 году

Программа реформирования городского пассажирского транспорта предполагает уже к 2024 г. перевести все автобусы на экологичные виды топлива – прежде всего имеется в виду природный газ. Вот только планы эти выглядят утопичными. Это как если бы спортсмена-юниора обязали добыть олимпийскую медаль.

Петербург полностью перейдет на газовые автобусы к 2024 году | ФОТО пресс-службы Смольного

ФОТО пресс-службы Смольного

До Италии далеко

Пока особыми достижениями в газотопливной сфере наш город похвастать не может, да и в газовой вроде бы России этот рынок растет пока слишком медленно. Об этом шла речь в том числе на X Петербургском международном газовом форуме – ПМГФ-2021.

Уж кто-кто, а газовики с учетом нынешней экономической ситуации могут себе позволить развернуться во всю ширь. Деловые и выставочные мероприятия ПМГФ-2021 прошли чуть ли не во всех павильонах огромного «Экспофорума». Компрессоры, промышленные роботы, «умная» автоматика – чего только под сводами этого здания не было. Только вот линейка работающих на газомоторном топливе машин разнообразнее не стала, да и участников рынка не прибавилось – свои метановые и СПГ-модели демонстрируют одни и те же компании.

А что же статистика? За последние пять лет число газозаправочных станций в России выросло на 230 и достигло 528. Пятилетку назад объем продаж ГМТ составлял 559 млн кубометров в год, теперь перевалил за миллиард. А газовых автобусов, легковушек и грузовиков, позволяющих снизить вредные выбросы в окружающую среду, на просторах нашей страны к концу 2020-го насчитывалось 226,6 тыс. единиц.

Эти цифры иногда приводят с победным видом: мол, знай наших. Только вот гордиться тут особенно нечем. Если учесть, что рынок брал «разбег» с невероятно низкого старта, результаты могли быть гораздо выше. Для сравнения: покупающая наш газ Италия имеет сегодня более 1,2 тыс. объектов газозаправочной инфраструктуры – в два раза больше, чем огромная Россия. А парк газовых машин в нашей стране составляет лишь 2% от общего количества автотранспорта, причем половина этого автопарка – газпромовская техника.

Почему развитие идет так медленно? Основными причинами обычно называют высокие капитальные затраты на «газификацию» транспорта и относительно большой срок окупаемости – до 10 – 12 лет. Даже притом что до недавнего времени газ стоил гораздо дешевле бензина и солярки.

Но главное то, что в России по-прежнему не хватает газозаправочных станций. Получается замкнутый круг: водители не переходят на экологичное топливо из-за отсутствия инфраструктуры, а строить эту самую инфраструктуру невыгодно из-за недостаточного количества газовых авто. Очевидно, без регулирующей роли государства проблему не решить.

Самокритика властей

Между тем на панельной дискуссии, посвященной использованию «голубого топлива» в качестве моторного, прозвучали упреки в адрес федеральной власти. Для успешного продвижения этой программы, было сказано, в России нет единого координирующего центра, нормативно-правовая база не отвечает современным вызовам, а субсидирование распространяется только на 28 регионов страны.

И ладно бы на все это сетовал бизнес – упреки звучали от не последних лиц в стране. Например, от спецпредставителя президента РФ по взаимодействию с Форумом стран – экспортеров газа Виктора Зубкова – он же председатель совета директоров ПАО «Газпром», возглавлявший некогда российское правительство. А Игорь Левитин, помощник главы государства и секретарь Госсовета РФ, его поддержал.

Однако с этими тезисами не согласился министр энергетики РФ Николай Шульгинов. По его словам, Минэнерго фактически стало оператором программы по развитию рынка ГМТ, переводя ее в формат федерального проекта. За последние два года за счет господдержки в России было построено 125 газозаправочных комплексов, под газомоторное топливо только в 2020-м переоборудовано более 10 тыс. единиц техники, а число газовых заправок должно вырасти до 730 (отставание от графика их строительства, правда, признал и министр).

Если эта программа наберет обороты, то к 2024 г. в России вырастут и газозаправочная сеть, и годовой объем потребления ГМТ, и газомоторный парк: соответственно, до 1273 станций, 2,7 млрд кубов и 596 тыс. единиц транспорта. Правда, в победоносное шествие ГМТ трудно поверить, ведь во многих регионах скорость развития инфраструктуры близка к нулю.

Такую работу в регионах отслеживает одна из газпромовских «дочек». По итогам прошлого года в ее рейтинге Петербург занял шестую строчку, что вроде бы неплохо. Особенно если сравнивать с регионами, замыкающими эту таблицу (Карелия, Псковская область и Хабаровский край), которые на конец 2020-го имели по одной газозаправочной станции. Но стоит ли Петербургу с его потенциалом меряться силами с аутсайдерами? Вопрос риторический.

Рывок отложили на будущее

Между тем через наш город проходят транспортные магистрали, связывающие северо-запад России и страны Восточной Европы. Казалось бы, одно это, не говоря о наличии крупных производств, должно обеспечивать стабильный спрос на ГМТ. А что мы имеем? По состоянию на конец 2020-го в Петербурге действовало девять метановых заправок (сейчас – десять), тогда как Татарстан и Ростовская область имели втрое больше.

Количеством газовых машин тоже гордиться сложно. По улицам Петербурга курсируют около 600 таких автобусов, а весь газовый транспорт насчитывает 5,4 тыс. единиц. Между тем Башкирия имеет 8,1 тыс. таких машин, у нижегородцев их 7,4 тыс., а у ростовчан еще вдвое больше.

Получается, все последние годы город на Неве, будучи одним из пилотных регионов по ускоренному формированию рынка ГМТ, топтался на месте. И это несмотря на то что земельные участки под строительство газовых станций Смольный предоставляет без торгов, их сооружение и переоборудование машин под ГМТ субсидируются из госказны, а с этого года владельцы ГМТ-транспорта в нашем городе еще и на пять лет освобождены от уплаты транспортного налога. В текущем году благодаря господдержке (21 млн рублей) удалось переоборудовать 875 транспортных средств.

В этих условиях городская власть надеется, что рывок последует в ближайшем будущем. В марте 2021 г. Смольный подписал соответствующее соглашение с газодобывающей корпорацией, Минпромторгом РФ, отвечающим за субсидии, и одним из производителей газомоторных машин. Обозначенные там цели прямо-таки завораживают.

К 2024 г. сеть станций, заправляющих метаном машины, должна вырасти в Петербурге до 25. Предполагается, что обслуживать они будут не отдельные пассажирские автобусы, как ныне, а все до единого, а также коммунальную спецтехнику. Достижение этих параметров предусматривает и концепция транспортной реформы, стартующей летом 2022-го. На решение таких задач за три года (2020 – 2023 гг.) из двух кошельков – федерального и регионального – намечено выделить 430 млн рублей.

Судя по выступлению на форуме губернатора Ленобласти, эта программа получит мощный толчок и в соседнем регионе (16-е место в рейтинге), где на владельцев газозаправок и ГМТ-транспорта распространяются налоговые льготы. Планируется, что к концу 2023 г. в 47-м регионе будет действовать не семь газозаправочных станций, как сегодня, а 22, и доля газового транспорта, задействованного в пассажирских перевозках и используемого в органах власти, вырастет до 50%.

Что ж, остается и нам надеяться на светлое будущее – от перехода на более экологичное топливо должны выиграть легкие всех горожан. Правда, еще больше они могут выиграть от перехода на электрический транспорт. Только вот перспективы его развития в нашем регионе пока еще более туманны, чем рынка газомоторного топлива.

#газ #газовое топливо #автобусы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7032) от 18.10.2021 под заголовком «Газ снимают с тормоза».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.