Петербург полностью перейдет на газовые автобусы к 2024 году
Программа реформирования городского пассажирского транспорта предполагает уже к 2024 г. перевести все автобусы на экологичные виды топлива – прежде всего имеется в виду природный газ. Вот только планы эти выглядят утопичными. Это как если бы спортсмена-юниора обязали добыть олимпийскую медаль.
ФОТО пресс-службы Смольного
До Италии далеко
Пока особыми достижениями в газотопливной сфере наш город похвастать не может, да и в газовой вроде бы России этот рынок растет пока слишком медленно. Об этом шла речь в том числе на X Петербургском международном газовом форуме – ПМГФ-2021.
Уж кто-кто, а газовики с учетом нынешней экономической ситуации могут себе позволить развернуться во всю ширь. Деловые и выставочные мероприятия ПМГФ-2021 прошли чуть ли не во всех павильонах огромного «Экспофорума». Компрессоры, промышленные роботы, «умная» автоматика – чего только под сводами этого здания не было. Только вот линейка работающих на газомоторном топливе машин разнообразнее не стала, да и участников рынка не прибавилось – свои метановые и СПГ-модели демонстрируют одни и те же компании.
А что же статистика? За последние пять лет число газозаправочных станций в России выросло на 230 и достигло 528. Пятилетку назад объем продаж ГМТ составлял 559 млн кубометров в год, теперь перевалил за миллиард. А газовых автобусов, легковушек и грузовиков, позволяющих снизить вредные выбросы в окружающую среду, на просторах нашей страны к концу 2020-го насчитывалось 226,6 тыс. единиц.
Эти цифры иногда приводят с победным видом: мол, знай наших. Только вот гордиться тут особенно нечем. Если учесть, что рынок брал «разбег» с невероятно низкого старта, результаты могли быть гораздо выше. Для сравнения: покупающая наш газ Италия имеет сегодня более 1,2 тыс. объектов газозаправочной инфраструктуры – в два раза больше, чем огромная Россия. А парк газовых машин в нашей стране составляет лишь 2% от общего количества автотранспорта, причем половина этого автопарка – газпромовская техника.
Почему развитие идет так медленно? Основными причинами обычно называют высокие капитальные затраты на «газификацию» транспорта и относительно большой срок окупаемости – до 10 – 12 лет. Даже притом что до недавнего времени газ стоил гораздо дешевле бензина и солярки.
Но главное то, что в России по-прежнему не хватает газозаправочных станций. Получается замкнутый круг: водители не переходят на экологичное топливо из-за отсутствия инфраструктуры, а строить эту самую инфраструктуру невыгодно из-за недостаточного количества газовых авто. Очевидно, без регулирующей роли государства проблему не решить.
Самокритика властей
Между тем на панельной дискуссии, посвященной использованию «голубого топлива» в качестве моторного, прозвучали упреки в адрес федеральной власти. Для успешного продвижения этой программы, было сказано, в России нет единого координирующего центра, нормативно-правовая база не отвечает современным вызовам, а субсидирование распространяется только на 28 регионов страны.
И ладно бы на все это сетовал бизнес – упреки звучали от не последних лиц в стране. Например, от спецпредставителя президента РФ по взаимодействию с Форумом стран – экспортеров газа Виктора Зубкова – он же председатель совета директоров ПАО «Газпром», возглавлявший некогда российское правительство. А Игорь Левитин, помощник главы государства и секретарь Госсовета РФ, его поддержал.
Однако с этими тезисами не согласился министр энергетики РФ Николай Шульгинов. По его словам, Минэнерго фактически стало оператором программы по развитию рынка ГМТ, переводя ее в формат федерального проекта. За последние два года за счет господдержки в России было построено 125 газозаправочных комплексов, под газомоторное топливо только в 2020-м переоборудовано более 10 тыс. единиц техники, а число газовых заправок должно вырасти до 730 (отставание от графика их строительства, правда, признал и министр).
Если эта программа наберет обороты, то к 2024 г. в России вырастут и газозаправочная сеть, и годовой объем потребления ГМТ, и газомоторный парк: соответственно, до 1273 станций, 2,7 млрд кубов и 596 тыс. единиц транспорта. Правда, в победоносное шествие ГМТ трудно поверить, ведь во многих регионах скорость развития инфраструктуры близка к нулю.
Такую работу в регионах отслеживает одна из газпромовских «дочек». По итогам прошлого года в ее рейтинге Петербург занял шестую строчку, что вроде бы неплохо. Особенно если сравнивать с регионами, замыкающими эту таблицу (Карелия, Псковская область и Хабаровский край), которые на конец 2020-го имели по одной газозаправочной станции. Но стоит ли Петербургу с его потенциалом меряться силами с аутсайдерами? Вопрос риторический.
Рывок отложили на будущее
Между тем через наш город проходят транспортные магистрали, связывающие северо-запад России и страны Восточной Европы. Казалось бы, одно это, не говоря о наличии крупных производств, должно обеспечивать стабильный спрос на ГМТ. А что мы имеем? По состоянию на конец 2020-го в Петербурге действовало девять метановых заправок (сейчас – десять), тогда как Татарстан и Ростовская область имели втрое больше.
Количеством газовых машин тоже гордиться сложно. По улицам Петербурга курсируют около 600 таких автобусов, а весь газовый транспорт насчитывает 5,4 тыс. единиц. Между тем Башкирия имеет 8,1 тыс. таких машин, у нижегородцев их 7,4 тыс., а у ростовчан еще вдвое больше.
Получается, все последние годы город на Неве, будучи одним из пилотных регионов по ускоренному формированию рынка ГМТ, топтался на месте. И это несмотря на то что земельные участки под строительство газовых станций Смольный предоставляет без торгов, их сооружение и переоборудование машин под ГМТ субсидируются из госказны, а с этого года владельцы ГМТ-транспорта в нашем городе еще и на пять лет освобождены от уплаты транспортного налога. В текущем году благодаря господдержке (21 млн рублей) удалось переоборудовать 875 транспортных средств.
В этих условиях городская власть надеется, что рывок последует в ближайшем будущем. В марте 2021 г. Смольный подписал соответствующее соглашение с газодобывающей корпорацией, Минпромторгом РФ, отвечающим за субсидии, и одним из производителей газомоторных машин. Обозначенные там цели прямо-таки завораживают.
К 2024 г. сеть станций, заправляющих метаном машины, должна вырасти в Петербурге до 25. Предполагается, что обслуживать они будут не отдельные пассажирские автобусы, как ныне, а все до единого, а также коммунальную спецтехнику. Достижение этих параметров предусматривает и концепция транспортной реформы, стартующей летом 2022-го. На решение таких задач за три года (2020 – 2023 гг.) из двух кошельков – федерального и регионального – намечено выделить 430 млн рублей.
Судя по выступлению на форуме губернатора Ленобласти, эта программа получит мощный толчок и в соседнем регионе (16-е место в рейтинге), где на владельцев газозаправок и ГМТ-транспорта распространяются налоговые льготы. Планируется, что к концу 2023 г. в 47-м регионе будет действовать не семь газозаправочных станций, как сегодня, а 22, и доля газового транспорта, задействованного в пассажирских перевозках и используемого в органах власти, вырастет до 50%.
Что ж, остается и нам надеяться на светлое будущее – от перехода на более экологичное топливо должны выиграть легкие всех горожан. Правда, еще больше они могут выиграть от перехода на электрический транспорт. Только вот перспективы его развития в нашем регионе пока еще более туманны, чем рынка газомоторного топлива.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (7032) от 18.10.2021 под заголовком «Газ снимают с тормоза».
Комментарии