Первый вантовый. Мост Александра Невского сегодня отмечает юбилей

Это один из самых молодых разводных мостов Петербурга, ему всего‑то 60 лет. А если брать невские переправы, то самый молодой. После него в нашем городе построили только один разводной — Кантемировский, но он не через Неву, а Большую Невку. При проектировании мост значился как Староневский. Но открывали его 5 ноября 1965 года уже под нынешним названием — мост Александра Невского. При этом строился он как первый в Советском Союзе вантовый мост.

Первый вантовый. Мост Александра Невского сегодня отмечает юбилей | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Петербург известен как город мостов. Более того, с прошлого года это звание закреплено законодательно. Городской парламент принял, а губернатор подписал закон о новой праздничной для Северной столицы дате — День работника мостостроения. Специалисты отрасли праздник отмечают 4 декабря, памятная дата приурочена к дню открытия первой постоянной переправы через Неву — Благовещенского моста. Кстати, в нынешнем году у него тоже юбилей, да еще какой — 175 лет со дня постройки.

Мост Александра Невского гораздо моложе. Может быть, этим он даже интереснее для жителей города. Многие представители старшего поколения могут вспомнить, как он строился и как его открывали. Причем вспомнить точно есть что. Особенно тем горожанам, кто на этой переправе работал и работает, конечно же, юбилей моста для них праздник.

Мосту шесть десятилетий, и почти столько же, более 50 лет, здесь непрерывно трудится механик Анатолий Кузнецов. Из года в год в период навигации в том числе и его усилиями разводной пролет моста Александра Невского поднимает свои крылья. Более того, в бригаде механиков уже формируется трудовая династия Кузнецовых.

Не только я, у нас весь коллектив подобрался такой, все работают по много лет. Уверен, как и я, до пятидесяти лет тоже доработают. За примерами далеко ходить не надо: мой сын трудится здесь уже 20 лет. У нас, механиков, такой склад ума, наверное. Да и работа нескучная — занимаемся интересным делом, — поделился своими мыслями перед юбилеем переправы Анатолий Сергеевич.

У моста-юбиляра есть свои рекорды. Он самый высокий из разводных переправ Петербурга. Высота разводного пролета — 11 мет­ров, ширина — 50 метров. Другой рекорд — мост Александра Нев­ского самый длинный из развод­ных переправ в черте Северной столицы. Его протяженность — 629 метров, а вместе с береговыми сооружениями — 907,7 м.

Проект был подготовлен специалистами института «Ленгипро­трансмост». Строительство началось в 1960 году. Пролетные строения собирали на берегу и перевозили к месту монтажа с помощью плавучей конструкции, состоящей из плашкоутов, оборудованных системой балансировки, лебедками, якорями. При перевозке блоков пролетного строения массой до 4800 тонн каждая плавучая опора состояла из 90 понтонов. Зимой 1962/63 годов из‑за подвижки льда сорвало плавучую площадку из 20 понтонов и грузовой кран. Вместе с людьми их понесло вниз по течению. Верхняя часть крана ударилась о Большеохтинский мост, проломив перила. Люди были спасены подоспевшей командой из пожарной части.

Мост Александра Невского3_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Открытие моста, как было принято в советские годы, приурочили к приближающемуся празднику — Дню революции, 7 ноября. За два дня до даты по переправе запустили автомобильное и трамвайное движение. Однако перед этим мост надо было испытать на прочность. Как правило, делается это пропуском груженых самосвалов. По мосту же Александра Невского прошла колонна тяжелых танков, через два дня они приняли участие в параде на Дворцовой площади.

По тем временам проектирование и сооружение такого объекта стало новым словом в мостостроении. Впервые в СССР при создании переправы решили использовать ванты — стальные тросы. Они были скрыты конструкцией в отличие от современных проектов, когда ванты выносятся наружу, примером тому наш Большой Обуховский вантовый мост, построенный в начале 2000‑х.

Тросы моста Александра Нев­ского имели диаметр 70 мм и были выполнены из легированной стали. Натяжение вант регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха — в холодную погоду натяжение ослабляют, в жару подтягивают с помощью специальных лебедок.

Мост Невского2_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Обустройство вант — большая и тонкая работа. Но где тонко, там и рвется. Во влажной среде ванты начали быстро ржаветь, и уже через два года эксплуатации часть из них лопнули. За счет ремонтов переправу удавалось поддерживать в рабочем состоянии. И все же в 1982 году из‑за износа конструкции рухнул в воду один из противовесов моста весом 700 тонн. Движение транспорта пришлось закрыть, наладив паромное сообщение.

Переправу отремонтировали, заменив противовес, и вновь открыли для движения. Однако ключевые конструктивные дефекты устранены не были, и в 2000 году мост закрыли на капитальный ремонт. Реконструкция проводилась с 10 декабря 2000 года по апрель 2001‑го. В ходе работ стационарные пролетные строения были усилены дополнительными канатами. И снова о вантах: в конструкциях моста были заменены 12 километ­ров стальных тросов.

После капитального ремонта мост вот уже почти четверть века в строю. По отзывам специалистов, сооружение выглядит гармоничным, пропорциональным, конструкции не кажутся тяжелыми. Мост вписался в городскую среду, не возвышается над исторической застройкой на левом берегу Невы. Кстати, считается, что он построен на границе исторического центра города. В 2003 году к юбилею Петербурга была выполнена подсветка моста, она состояла из 500 светильников и 8 прожекторов. В марте 2014‑го подключили новую, мощную подсветку моста Александра Невского.

При строительстве переправы были сделаны транспортные развязки на обоих берегах Невы. Однако нагрузка на мост и прилегающие к нему территории растет. Уже в этом веке в течение нескольких лет вели реконструкцию трамвайных и автомобильных маршрутов на левом берегу — с пробивкой тоннеля на Синопской набережной. Теперь настала очередь для переустройства правобережной части. На днях Дирекция транспортного строительства объявила конкурс на проектирование правобережного съезда с мос­та Александра Невского. Здесь также появится транспортный тоннель. В техническом задании обозначены ключевые объекты: Малоохтинская набережная протяженностью 340 метров, Малоохтинский проспект — 533 метра, транспортный тоннель с рампами — 623 метра, а также подземный переход для пешеходов.

В принципе концепция предполагает повторение схемы, реализованной на Синопской набережной, где транспортные потоки разделяются. И это заметно улучшит дорожную ситуацию на правом берегу у съезда с переправы — и для автомобилистов, и для пешеходов. Как видим, история моста-­юбиляра пополняется новыми интересными событиями.

Читайте также:

Дойдут до середины: Цимбалинский путепровод подрастёт ещё на 50 метров

Царскосельский в очереди: мост через Обводный канал ждёт реконструкции


#мост Александра Невского #юбилей #инфраструктура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (8028) от 05.11.2025 под заголовком «Первый вантовый».


Комментарии