Взмахнёт крыльями. Разводной пролёт Большого Смоленского моста готовят к установке

На строительстве Большого Смоленского моста закончена подготовка к самой сложной технической операции за все время его сооружения — монтажу разводного пролета над руслом Невы. Установят пролетное строение уже в этом году, причем до ледостава. В транспортировке к середине реки конструкции общим весом порядка 800 тонн задействуют баржи, буксиры, ледокол. Взлетит пролет на основные русловые опоры переправы со сложенными крыльями — с помощью гигантских домкратов. Впервые новый мост разведет створки для пропуска судов уже весной будущего года.

Взмахнёт крыльями. Разводной пролёт Большого Смоленского моста готовят к установке | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Разводное пролетное строение сейчас стоит на стапеле здесь, на левом берегу Невы. Его сборка полностью закончена. Проложены выкатные пути от стапеля к реке — это мощные металлические прогоны, по ним к баржам съедет собранная нами конструкция сотни тонн весом, представляющая собой два жестко соединенных между собой крыла будущего мос­та. Пролет погрузим на баржи, которые будут толкать два буксира, а спереди будет помогать тянуть баржи тросами ледокол «Невская застава», — рассказал нашей газете о плане предстоящей операции начальник участка Дмитрий Васильев, руководящий строительством левобережной части Большого Смоленского моста.

Строители готовы провести буксировку пролетного строения на фарватер Невы хоть сейчас. Однако вся операция займет порядка пяти суток: доставить пролет на баржах к месту монтажа, поднять, закрепить. Поэтому проведут установку крыльев моста на их постоянное место сразу после закрытия навигации на Неве этого года, не дожидаясь ледостава, который может только усложнить условия транспортировки. Ледокол «Невская застава» будет задействован не для разбивки льда, а только как дополнительная тяговая сила.

После доставки разводного пролета на фарватер конструкцию раскрепят между опорами № 5 и 6, а затем с помощью специальных домкратных установок и высокопрочных арматурных пучков пролет поднимут вертикально с баржи на опоры. На обеих русловых опорах уже стоят по два мощных домкрата, — пояснил начальник участка, показывая на подъемные механизмы, хорошо видные даже с берега.

Мост1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

После этого у строителей будет порядка четырех месяцев, чтобы полностью подготовить и отладить разводные механизмы для подъема створок моста, они уже доставлены на опоры. Кстати, эти механизмы, как и домкратные установки, изготовлены на нашем Обуховском заводе. К навигации-2026 разводной пролет Большого Смоленского должен быть готов поднимать крылья для пропуска судов. На русловых опорах сейчас для этого собирают противовесные блоки. Они заполняются чушками из чугуна и свинца для набора массы, которая уравновесит крылья моста и обеспечит их эффективную работу — открытие створок для пропуска судов.

За исключением разводного пролета, ширина которого 60 мет­ров, остальная часть моста в металле уже практически сооружена. С левой стороны Невы эстакада доведена до пятой опоры. Сейчас активно ведутся работы по сооружению путепровода над проспектом Обуховской Обороны, который в будущем выведет поток автомобилей с моста на Большой Смоленский проспект. И в обратном направлении тоже, конечно.

Для прокладки подъездных путей будут снесены дома № 48 и 54 – 56 с четной стороны проспекта Обуховской Обороны и № 69 – 71 с нечетной.

Подготовкой домов к сносу занимаются городские власти. Видимо, это произойдет в третьем квартале будущего года. Осенью снесли небольшое здание на проспекте Обуховской Обороны, 68, которое пустовало уже несколько лет, когда‑то там размещалась ветлечебница. В этом месте будет проложен Ситцевый переулок, он был на карте города с 1894-го по 1964 год. Теперь появится вновь, по нему будет дополнительный выезд с Большого Смоленского моста и с Перевозной набережной на проспект Обуховской Обороны, — рассказал Дмит­рий Васильев.

Напомним, будущий разводной мост будет стоять на десяти опорах. Длина Большого Смоленского с подходами составит 1,6 км, а протяженность над Невой, от первой опоры на левом берегу и до десятой на правом, — 494 метра. Работы ведутся в согласованном графике с обеих берегов Невы: с правого — от Октябрьской набережной, с левого — от проспекта Обуховской Обороны.

Мост7_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Благодаря этой переправе для автомобилистов и пешеходов будут соединены берега Невы на самом протяженном участке реки без мос­тов в черте города.

С самого начала сооружения ­моста работы ведутся с опережением графика. Это отметил губернатор города Александр Беглов, проинспектировавший ход строительства в конце октября.

Первоначально по контракту мы планировали запустить мост в 2029 году. Теперь рассчитываем, что сможем открыть его на год раньше, — заявил градоначальник, подчеркнув, что Большой Смоленский станет первым разводным новым мостом через Неву за последние 40 лет и первым, построенным в XXI веке. Предыдущий разводной мост — Кантемировский — был сооружен еще в Ленинграде в 1982 году, причем не через саму Неву, а ее рукав — Большую Невку.

По расчетам, будущая переправа облегчит передвижение между двумя крупными районами города — Невским и Красногвардейским — более чем 800 тысячам человек: автомобилистам, пассажирам общественного транспорта, пешеходам. Мост будет иметь шесть полос автомобильного, две полосы трамвайного движения, тротуар и велодорожку.

В улично-дорожную сеть переправу интегрируют за счет трех крупных развязок: на проспекте Обуховской Обороны, Октябрьской набережной и на пересечении Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай и Союзным проспектом. И подъездные пути к мосту сейчас активно сооружаются. В перспективе он станет ­частью большой дуговой ­магистрали, которая пройдет от Благодатной улицы по улице Салова, Большому Смоленскому проспекту, Союзному проспекту и проспекту Энергетиков до улицы Руставели.

Получится внутреннее полукольцо, которое позволит горожанам из южных районов приезжать на север не через центр, а через дуговую магистраль, которая будет обеспечивать транзитный поток большой интенсивности, — сообщил глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Евгений Варов.

Рабочее движение по мосту планируется запустить в 2027 году. И тогда переправа соединит самые протяженные и загруженные участки набережных Невы, проходящие между Володарским мостом и мостом Александра Невского.

Читайте также:

Дойдут до середины: Цимбалинский путепровод подрастёт ещё на 50 метров

Царскосельский в очереди: мост через Обводный канал ждёт реконструкции


#строительство #Большой Смоленский мост #инфраструктура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (8027) от 01.11.2025 под заголовком «Взмахнет крыльями».


Комментарии