Пересядем на своё? Рынок такси вновь ожидают перемены
В реестре легковых такси Петербурга зарегистрировано уже 63 тысячи автомобилей, из них около 6 тысяч были включены в список в первом квартале текущего года. И есть основания полагать, что в ближайшие недели и месяцы процесс легализации игроков на рынке таксомоторных перевозок ускорится. Причина тому принятый Госдумой и подписанный в конце мая президентом РФ закон № 481272 -8, устанавливающий требования к степени локализации автомобилей такси.
ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС
Суть этого документа такова: уже с 1 марта 2026 года попасть в официальный реестр такси могут только автомобили, «набирающие» определенное количество баллов локализации либо произведенные по специальным инвестиционным контрактам (СПИК) в 2022 – 2025 годах. С 2033‑го специнвестконтракты уже перестанут быть пропуском на рынок, останется только один критерий — локализация. Три региона получили отсрочку от вступления закона в силу — Калининградская область с Сибирью (до 1 марта 2028 года) и Дальний Восток (до 1 марта 2030‑го). Ввоз и выбор отечественных машин в этих удаленных от центра частях страны ограничены. А в некоторых восточных регионах зарубежные подержанные автомобили составляют до 100 % такси, и всем понятно, что одномоментно перейти без субсидий или иной поддержки на отечественные машины непросто.
А вот иномарки, которые работают сейчас, или те, что будут куплены и внесены в реестр такси до 1 марта 2026 года, смогут продолжать возить пассажиров до дня своего исключения из реестра (которое может произойти как по желанию собственника, так и за нарушения требований федерального закона о такси № 580‑ФЗ). А значит, все, кто планирует войти в этот бизнес или расширить его, постараются успеть до марта будущего года обзавестись новым авто той марки, которой они больше доверяют, и включить его в реестр.
Степень локализации — новая тема для такси. Но в других сферах этот инструмент активно применяется. Например, локализация обязательно учитывается при заключении госконтрактов: к участию в тендерах на госзакупки легковой автомобиль должен получить не менее определенного количества баллов. С 1 января 2023 года этот минимальный порог составляет 3,2 тысячи баллов (с 1 января 2027 года — от 3,5 тысячи, 2028‑го — от 3,7 тысячи).
Это много, говорят эксперты. Значит, кузов, двигатель, коробка передач и прочее (практически все) должны выпускаться в России. Даже широко распространенные собираемые в нашей стране китайские кроссоверы не достигают сегодня такого уровня. Да и со СПИКами не так все просто: пока в новый закон вписываются только столичный «Москвич» и Evolute, выпускающий в Липецкой области электромобили и гибриды.
В итоге, по оценкам автоэкспертов, на роль такси по новому закону проходит дюжина моделей легковушек: четыре «Лады», две — «Москвича» и шесть Evolute. И пока непонятно, как при таком предложении будут формироваться таксопарки для разных клиентских групп.
«Если тарифы «Эконом» и «Комфорт» еще как‑то закрываются российскими моделями, то что делать с «Комфорт+», «Бизнес» или «Минивэн», где требуются большие машины? — спрашивают у законодателей и автопроизводителей предприниматели. — Даже «Лада Аура» в Москве — это лишь класс «Комфорт»…
Ожидается, что перечень моделей машин, соответствующих требованиям закона, будет опубликован Минпромторгом позднее. Да и порог по баллам локализации правительство РФ установит отдельным нормативным актом.
Возможно, до 1 марта 2026 года в закон будут внесены какие‑то дополнения и коррективы. Возможно, какие‑то появятся и на этапе разработки подзаконных актов…
В конце мая в Екатеринбурге прошла конференция «Современное такси». В ней приняли участие представители бизнеса, органов власти, потребителей, профсоюзов и автопроизводителей — всего более девятисот человек. Результатом дискуссий стали предложения по различным аспектам реализации нового закона о локализации. В них подчеркивается, что нужно еще раз провести оценку фактического и регулирующего воздействия закона на транспортную мобильность и экономику такси. По мнению участников конференции, стоит еще раз рассмотреть вопрос о возможности замены запретительного механизма закона на приоритетный для российских производителей.
И этот приоритет должен основываться на справедливой дифференцированной системе и экономической выгоде для использующих отечественные автомобили (с повышенными платежами для использующих иномарки). Общественный совет по развитию такси (ОСРТ) направил свои предложения в правительство РФ и в обе палаты российского парламента.
Машины времени. На фестивале «ТранспортФест» профессионалы обсудили перспективы отраслиТакси — это не личный автомобиль. Здесь свои требования. Главные — экономичность и надежность машины, «неубиваемость» при интенсивном использовании, комфорт и безопасность. Участники рынка говорят: требуется не только расширение ассортимента моделей автомобилей, соответствующих специфическим требованиям такси, но и организация надежной сети гарантийных сервисов, стабильные поставки запчастей (эти предложения ранее были направлены ведущим российским производителям — «АвтоВАЗ», «Москвич», «Автотор», а также Минпромторгу, Совету Федерации и Государственной думе). Эксперты отмечают: необходимо создать государственную программу производства специализированных автомобилей для такси, как это практиковалось в СССР и сейчас реализуется в КНР, предлагают принять государственный стандарт для автопроизводителей.
«Простой запрет на использование нелокализованных средств производства услуги легкового такси не имеет аналогов в российской промышленной политике в других отраслях экономики, — отмечают в ОСРТ. — Он скорее увеличит теневой сектор и вызовет недовольство россиян, привыкших к определенному уровню качества и комфорта поездок».
При этом в общественном совете подчеркивают: «Российская отрасль такси понимает и принимает стратегическую необходимость использования при перевозках только отечественных автомобилей. Но для достижения этой цели национального развития необходимо использовать более тонкие законодательные инструменты, чем просто запрет на использование иномарок».
Конечно, закон о локализации направлен на поддержку отечественного автомобилестроения и настоящее (а не фиктивное, как это было раньше, после 2014 года) импортозамещение. Вот и Российская ассоциация автомобильных дилеров обратилась к правительству РФ с просьбой о поддержке отрасли, предупредив, что треть дилеров может завершить год с убытками, а это приведет к закрытию салонов и потере 150 тыс. рабочих мест, а также к снижению налоговых поступлений на триллион рублей. При этом в стране в последнее время растет автомобильный импорт. И прежде всего из КНР — в таксопарках сейчас до 50 – 70 % китайских машин.
К концу 2024 года доля новых машин в такси составила всего 11 % от общего объема продаж легковушек в России, а стоимость нового автомобиля в 2,7 раза выше средней цены машины с пробегом. И эта стоимость «выбьет» с рынка прежде всего самозанятых на личных нелокализованных автомобилях — особенно тех, кто работает неполный день. Сотрудники Аналитического центра при правительстве РФ подсчитали: полмиллиона водителей могут уйти из отрасли.
Впрочем, те же прогнозы про коллапс, разорение и уход в тень 70 % участников рынка — предпринимателей и водителей — мы уже слышали в 2023 – 2024 годах, когда поэтапно вводился трудный 580‑ФЗ о такси. На сегодняшний день в российском реестре (по всем регионам) уже 1 миллион 46 тысяч машин такси.
Вызвать авто с шашечками можно, как и раньше, по телефону, причем сразу надо поторапливаться: приложение обещает подать машину, как правило, уже через 3 – 5 минут. И расплатиться можно без заморочек, списанием с карты. Подросли только цены на поездки. После вступления в силу закона о локализации они могут еще увеличиться…
Но бизнес, думается, покряхтит — и справится. Приспособится. Как, впрочем, и мы — пассажиры.
Читайте также:
Новый «труженик» у развязки. В Петербурге начала действовать ещё одна АГНКС
В Петербурге состоялась проверка предрейсового осмотра водителей общественного транспорта
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (7940) от 03.07.2025 под заголовком «Пересядем на свое?».




Комментарии