Машины времени. На фестивале «ТранспортФест» профессионалы обсудили перспективы отрасли

В минувшую субботу, пока на деловой части VI международного транспортного фестиваля «ТранспортФест» профессионалы обсуждали настоящее и будущее своей отрасли, горожане в очередной раз от души радовались подаренному им празднику — параду и выставке ретротехники. По центральным улицам Петербурга проехал в колоннах транспорт прошлого века: 56 автобусов, 6 троллейбусов, 10 трамваев, 14 мотоциклов, 25 грузовиков. В празднике приняли участие исторические автомобили из частных коллекций и музеев Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Подмосковья, Великого Новгорода, Ростова-на-Дону, Рязани, Петрозаводска, Геленджика и других городов России.

Машины времени. На фестивале «ТранспортФест» профессионалы обсудили перспективы отрасли | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Первый парад ретротранспорта прошел в нашем городе десять лет назад — 24 мая 2015‑го. Тогда в проезде колонн участвовало всего полсотни раритетов. Сегодня же это самый масштабный в России парад ретротехники: организаторы продемонстрировали горожанам 322 исторические машины. Столько же, сколько лет исполнится скоро Петербургу…

А за парадом последовала выставка ретротранспорта на Инженерной, Караванной и других улицах, на набережной Фонтанки. По сути, вся история города и страны за многие десятилетия была представлена здесь экспонатами на колесах.

Ретротранспорт на замену_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ

Редкие. Разные. И очень красивые. Вот, например, «ЗИЛовское» семейство: «ЗИЛ-118» «Юность» — рыженький, приземистый и довольно просторный микроавтобус, выглядит очень элегантно. Эффектны и большие междугородные автобусы. Еще более впечатляет голубой как мечта, огромный «ЗИЛ-49065» — вездеход-болотоход…

А вот деревянный «ЗИС-5» военной поры на фоне этого сверкающего гиганта выглядит малышом и свежей краской не блестит. Он такой, каким был на фронтах Великой Отечественной. А потому внимания к ветерану даже больше, чем к его ярким «потомкам».

На платформе советского грузовика растянут лозунг: «Даешь пятилетку за три года!». Другого такого же работягу современной молодежи видеть удивительно: на цис­терне надпись «Пиво», а сзади еще и бочка с квасом (юные совсем не так представляют перевозку и продажу этих напитков). Здесь же можно увидеть автобусы с надписью «Телевидение», медицинский — для эвакуации больных и раненых, мобильную стоматологию.

Многие модели вызывают настоящее восхищение у гостей. Например, роскошный троллейбус ­«ЗиУ-5Г»: длинный, высокий, просторный. Его номинальная вместимость — 96 пассажиров, причем 35 из них могли ехать с комфортом, сидя на пухлых сиденьях. Эти троллейбусы производились в г. Энгельсе до 1972 года.

Кстати, мягкие пружинящие диваны в ретротранспорте неизменно вызывают чистую детскую радость даже у солидных взрослых, не говоря уж о детях. Граждане разных возрастов, усевшись, начинают подпрыгивать так, что машина раскачивается, будто она на ходу.

На сиденьях не прыгайте, пожалуйста, это музейный экспонат, единственный в мире! — поминутно просит дежурная, присматривающая за самым старым троллейбусом «ЯТБ-2» 1938 года выпуска. Его капремонт был произведен в 1955‑м — думается, тогда и появились эти сиденья.

Другие кураторы экспонатов на колесах учат петербуржцев давно позабытому, отмененному в наше динамичное время правилу: входить в заднюю дверь, а выходить в переднюю. Народ, что помоложе, удивляется:

Правда, было такое правило? А мы и не знали

Рядом с троллейбусом «МТБ-82Д» (выпускался с 1948 года) — его двойник, но только без обшивки. Голая конструкция, каркас. Внут­ри скамьи, но заполнившие не­ожиданный аттракцион дети на них в основном не сидят, а исследуют внутреннее устройство, перелезают в «кабину» — она тоже открытая, и в ней можно играть без ограничений. Приподнятые над землей колеса превратились в отличный тренажер для любителей побегать белкой.

Нарядная девица с лентой через плечо (заглянула сюда прямиком с последнего звонка) цепляется каблуком за деревянные «ребра» пола старинного троллейбуса и едва не падает.

— Как вы тут на шпильках ходили, мам? Каблуки моментально переломаешь…

— А мы и не ходили, может, только бабушка твоя…

Но, посмотрев на годы выпуска, родительница выпускницы добавляет:

— Нет, и бабушки тогда еще на свете не было. А у прабабушки твоей не было никаких шпилек…

Привыкшие к низкопольности современного транспорта немолодые дамы не рискуют забираться в рет­ротрамвай:

— Ступени высокие, и держаться не за что — поручней‑то на дверях нет… Как в них раньше садились?

Машины, мотоциклы и техника покрупнее прибыли на парад в Петербург из разных мест. Забавный на вид троллейбус Skoda-14 TR приехал из Великого Новгорода. У знакомого старшим поколениям желтого такси с шашечками и зеленым огоньком (просторная и шикарная «Волга» «ГАЗ-24») на опущенном козырьке надпись: «В парк — м. «Щербаковская». Значит, этот раритет приехал к нам из Москвы…

Кучно встали милицейские ­уазики и мотоциклы с колясками. Те, что постарше, — темные красно-синие, более поздние ярче — желто-синие. Гаишник на мотоцик­ле в соответствующей времени форме, прежде чем тронуться с места, поправляет белые краги на рукавах, несколько раз взрыкивает мотором, повергая окруживших его пацанят в восторг.

Для детей вообще было раздолье: их пускали в кабины современных трамваев, разрешая объявлять остановки, нажимать на разные кнопки и звонить в звонки. Они могли поиграть в водителя грузовика или подъемника, могли полазить по платформам спецтехники и потрогать все своими руками. Такой шанс вдоволь наиграться «в машинки» у петербургских детей выпадает нечасто. А именно — раз в году, в конце мая.

Читайте также:

В Петербурге состоялась проверка предрейсового осмотра водителей общественного транспорта

По пути реформы: как в Северной столице обновляется общественный транспорт


#ретроавтомобили #фестиваль #автобусы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7914) от 26.05.2025 под заголовком «Машины времени».


Комментарии