Патент под вопросом: как могут повлиять на рынок труда налоговые инициативы законодателей

Нынешняя осень, вопреки обыкновению, не выдалась жаркой для миграционных центров Петербурга. В прежние годы это был, безусловно, «высокий сезон» для сотрудников, оформляющих патенты иностранцам, — работали все имеющиеся окошки, приезжие записывались на сдачу документов загодя, многим при этом приходилось пользоваться услугами ловкачей-посредников. Нынче ничего подобного — никакого ажиотажа, нервов и толкотни. Приветливые девушки-операторы даже скучают временами в ожидании следующего клиента. Так отчего же мигранты вдруг «разлюбили» Петербург?

Патент под вопросом: как могут повлиять на рынок труда налоговые инициативы законодателей | ФОТО Headway on Unsplash

ФОТО Headway on Unsplash

Притоки и оттоки иностранной рабочей силы регулирует прежде всего реальный заработок забугорного трудящегося, причем важен «вес» именно той части, которую он отправляет на родину семье. А с марта уровень доходов у мигрантов упал как минимум на треть из-за ослабления рубля. Остальное — усложнение или, напротив, либерализация миграционных правил, контроль со стороны правоохранителей, поддержка общественных организаций, наличие вакансий или конкуренция на рынке труда, отношение принимающей стороны, условия труда — все это, конечно, имеет значение, но не определяющее.

Миграционное законодательство по некоторым позициям становится мягче к мигранту, правила — проще в исполнении, механизмы — прозрачнее, а стало быть, иностранный работник лучше этим законом защищен. Демографическая ситуация в нашей стране такова, что отечественных рабочих рук не хватает примерно половине российских предприятий, и зарплаты даже у неквалифицированных кадров вроде грузчиков и доставщиков растут как на дрожжах. Информационно-консультационная и волонтерская поддержка пусть немногих, но все же эффективно работающих в Петербурге организаций не ослабевает. А вот поди ж ты — нет того большого «осеннего заезда» из бывших советских республик, какой бывал раньше…

Для всех прибывающих в Россию на заработки в рамках безвизового режима граждан Таджикистана, Узбекистана, Абхазии, Азербайджана, Молдавии и Украины получение патента остается обязательным. Причем документ этот считается действующим только при своевременном авансировании иностранцем налоговых платежей в заранее установленном размере. Не так давно на своем заседании Законодательное собрание Петербурга одобрило сразу во втором и третьем чтениях законопроект, по которому «стоимость» патента (то есть фиксированная ставка авансового налогового платежа по нему) для иностранцев в Петербурге в 2024 году, как и нынче, увеличится на 200 рублей — с 4400 до 4600 руб. в месяц. Аналогичное решение приняла и Ленинградская область. Что логично: регионы действуют в рамках единой агломерации. Ожидается, что новая ставка увеличит поступления от патентов в бюджет города до 9 млрд рублей в 2024 году (с прог­нозируемых на 2023‑й 8,4 млрд).

Существенный ли это рост? И остановится ли рост налогообложения иностранного труда на этом 200‑рублевом рубеже?

Авансовый платеж по патенту в Петербурге складывается из базовой ставки (1200 рублей), умноженной на федеральный коэффициент-дефлятор, устанавливаемый приказом Минэкономразвития России (2,270), и на региональный коэффициент, утвержденный властями субъекта (у нас — 1,615272). Так нынче и получилась эта сумма — 4400.

С учетом разницы в состоянии рынка труда, кадровых потребностях и уровне зарплат окончательная стоимость патента в регионах варьируется существенно — от 2724 рублей в Чечне до 12 255 рублей в Республике Саха — Якутия. Если внимательно ознакомиться с полным перечнем патентных платежей текущего года, станет понятно, что Петербург и Ленинградская область тут далеко не в лидерах по их величине. Помимо Чечни меньше нашего (и то ненамного) они только на Алтае, в Калмыкии, Крыму, Северной Осетии — Алании и в Тамбовской области. В Москве и Мос­ковской области платеж составляет 6600 рублей, в Краснодарском крае — 6810, Севастополе — 6783, Карелии — 8123, в Новгородской облас­ти — 8036, Тверской — 8081, Кабардино-Балкарской Республике — 8172 рубля. Восточные и северные регионы дружно держат высокую планку — от 7 до 10,9 тыс. рублей…

Несмотря на столь существенные суммы, которые каждый мигрант из безвизовой страны, работающий по патенту, направляет ежемесячно в местные бюджеты, законодатели предлагают их еще увеличить.

По данным аналитики, по итогам 2022 года количество иностранцев, прибывших в Россию на работу, достигло 3,47 млн, при этом более 90 % приехали из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. За год же количество фактов постановки на миграционный учет иностранцев с учетом продления регистраций и перерегистрации составило 11,8 млн.

До последнего времени ключевым аргументом в поддержку активного привлечения трудовых мигрантов в экономику российских регионов был тезис о том, что они являются более дешевой рабочей силой. А значит, их вклад в нее способствует снижению цен на товары и услуги для россиян, а также увеличивает доходы бизнеса. Возможно, когда‑то так и было. Но некоторые эксперты возражают: еще в 2020 году доходы трудовых миг­рантов выросли примерно в полтора раза. Средняя сумма их ежемесячных переводов в родные страны тогда составила 48 тысяч рублей, а вот медианную среднемесячную зарплату россиян в том же 2020 году Росстат оценивал в 32 422 рубля.

Вывод напрашивается сам: во многих сегментах российской экономики иностранцы, не являющиеся высококвалифицированными специалистами, зарабатывают не меньше граждан России. Стало быть, их труд отнюдь не более дешев и выгоден для российской экономики. А если учесть, что основную часть заработанного мигранты не вкладывают в нее здесь же, а переводят в свои страны, вывод можно сделать еще более удручающий: массовое использование иностранного труда способствуют ослаблению экономического потенциала России.

Исходя из этого в августе группой депутатов на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий увеличение базового размера НДФЛ-аванса для иностранных работников сразу в четыре раза — с 1200 до 4800 рублей. При этом при расчете стоимости авансовых платежей на 2024 год предлагалось убрать федеральный коэффициент-дефлятор (то есть сделать его равным 1) и учитывать только новую базовую ставку и коэффициент-дефлятор на региональном уровне.

«В целях поддержки граждан РФ на рынке труда и в сфере занятости настоящим проектом федерального закона предлагается увеличить размер фиксированных авансовых платежей, уплачиваемых иностранными гражданами при осуществлении трудовой деятельности в РФ, до 4800 руб­лей, — пояснили авторы авгус­товской поправки в ее обосновании. — Полученные дополнительно в результате принятия федерального закона средства могут быть направлены на реализацию мероприятий по снижению уровня безработицы среди граждан РФ, расширение комп­лекса мер, реализуемых в рамках социального контракта, а также на оптимизацию миграционного контроля, ввиду чего увеличение теневой миграции окажется пресечено в минимальные сроки и не станет следствием увеличения размера платежей».

А 15 ноября депутаты инициировали целый пакет проектов, которым патентная система трудоустройства иностранцев в России ликвидируется вовсе (документ, вносящий изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, размещен в базе законопроектов Госдумы), а все иностранцы переводятся в систему разрешений на работу. «Законопроектом предлагается ввести общее правило, согласно которому работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу», — говорится в документе. Исключения, по замыслу авторов инициативы, сделают для некоторых категорий иностранцев — участников госпрограммы переселения, сотрудников диппредставительств, работающих иностранных журналистов и т. д.

Логика инициаторов понятна — скоро заработают новые правила (закон «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»), по которым участвовать в экономической деятельности на территории России смогут только мигранты, зарегистрированные в реестре иностранных работников, а нанимать их смогут только предприниматели из соответствующего реестра работодателей, использующих труд иностранцев. И тогда их взаимоотношения будут как на ладони. Этот закон еще предусматривает уплату авансовых налоговых платежей в размере, установленном субъектом или субъектами, где мигранту разрешено работать. Но для участников рынка уже понятно, что в новых условиях патент, скорее всего, станет ненужным «посредником», усложняющим процесс трудоустройства и создающим лишние хлопоты обеим сторонам. Но смысл ноябрьской инициативы законодателей не только в этом.

Отмена патентов означает, что такая статья доходов субъекта, как пос­тупления от их «продажи» иностранцам, перестанет существовать, а сами мигранты начнут платить полные суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — как и все россияне. Причем, по мнению авторов поправок, суммы фактически уплачиваемого НДФЛ будут выше, чем собираемые в настоящее время по ставкам фиксированных авансовых платежей. В пояснительной записке к проекту закона приводится пример Москвы и Московской области, где патент стоит 6600 рублей и для государства он «окупается» при заработной плате мигранта выше 50 769 рублей в месяц. При этом средняя зарплата иностранцев, например в строительном секторе, составляет около 80 тысяч руб­лей. То есть фиксированный платеж по патенту заметно меньше, чем те деньги, которые бюджет мог бы получить, если бы мигрант платил НДФЛ, как все мы. «Таким образом, прямым следствием отмены патентной системы трудоустройства иностранных граждан будет выравнивание их налоговой нагрузки с гражданами России и устранение в этой части необоснованных налоговых преференций иностранным мигрантам, де-факто существующих в настоящее время», — отмечают авторы проекта.

Как повлияют первая или вторая новации, если они будут приняты, на приток рабочих, приезжающих к нам из безвизовых стран, и без того существенно уменьшившийся из‑за ослабления российской валюты? Надо думать, сократит его еще больше. По крайней мере тех, кто приезжал за высокими заработками. Оздоровит ли это российский рынок труда или, напротив, вызовет кризис на нем?

Это мы, по всей видимости, узнаем в ближайшие месяцы. В любом случае неуклонное стремление государства навести порядок в миграционной сфере очевидно…


#патент #законодательство #мигранты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7550) от 23.11.2023 под заголовком «Патент под вопросом».


Комментарии