Памятник, которого нет. Кто вспомнит о битве у Ржавой канавы?

Уважаемая редакция! Хочу привлечь внимание к важной теме – сохранению памяти о Великой Отечественной войне и о монументах, воздвигнутых в честь защитников Отечества.

Памятник, которого нет. Кто вспомнит о битве у Ржавой канавы? | ФОТО из архива редакции

ФОТО из архива редакции

Как известно, в 1965 – 1968 годах по инициативе поэта-фронтовика Михаила Дудина вокруг Ленинграда создали уникальный памятник – «Зеленый пояс Славы». На местах наиболее ожесточенных боев и подвигов в городе и области были воздвигнуты десятки мемориалов, которые, по замыслу создателей, должны были связать березовые аллеи – «зеленый пояс».

Одни монументы и сейчас заметны среди городской застройки, другие, к сожалению, забылись. Кто сейчас помнит о скромном камне «Дальнего рубежа», об оригинальной стеле «Лемболовская твердыня», о «Саде мира» на Выборгском шоссе? Если попробовать «вбить» в поисковик словосочетание «Лемболовская твердыня», всезнающий Интернет услужливо подставит слова «коттеджный поселок».

А может быть, кому-нибудь захочется увидеть мемориал «Белый Остров», который значится в списках и упомянут в некоторых публикациях о «Зеленом поясе Славы»? Подскажу: его возвели на 39-м км Приморского шоссе за Ржавой канавой.

Если кто-то хотя бы раз ездил на автобусе или машине в Солнечное и Репино, 39-й км миновать не могли – здесь разделяются дороги Нижнего, или Приморского, шоссе и Верхнего, или Зеленогорского. Однако сколько ни ищи тут этот памятник – не найдешь. От монумента не осталось ничего. Нет даже зеленого холма высотой три метра, на вершине которого он стоял. Холм срезали. На его месте в 1990-е годы установили автозаправочную станцию.

Что ж, решил я, раз наши руководители постоянно говорят о незыблемости нашей памяти о войне, значит, надо обратиться «наверх», чтобы эта несправедливость была исправлена. И вот от самых разных инстанций я получаю ответы, которые написаны практически под копирку. Суть их сводится к тому, что сегодня я имею право выступить с инициативой установки некоего «произведения», разумеется, если подкреплю ее соответствующим пакетом документов. Если судить по характеру документов, правилам их утверждения в разных инстанциях, на это потребуется не один год.

И еще: мое предложение о восстановлении утраченного мемориала, разорванного звена в цепочке «Зеленого пояса Славы», как я понял, было расценено всего лишь как частная инициатива, не заслуживающая государственного участия. Здесь я хочу напомнить: с 1990 года мемориальный комплекс «Зеленый пояс Славы» входит в число объектов всемирного наследия.

Меня задела эта история. Мои предки, надо сказать, не были под Ленинградом, не воевали на Карельском фронте, не защищали Сестрорецк. Что мне этот «Белый Остров»? А мне стыдно. Стыдно перед теми парнями, которые легли на этой развилке Нижнего и Верхнего шоссе. Как я смог бы посмотреть в глаза тем, кто здесь сражался? Ведь кто-то из защитников этого рубежа, может быть, еще жив. Что мне ему сказать? Что я каждую неделю тут на заправке кофе пью и полный бак заливаю, спасибо, дедушка? Да я ж сгорю со стыда...

НАША СПРАВКА

Сначала о тех, в честь кого здесь, на бывшем переднем крае обороны Ленинграда, был воздвигнут в 1966 году монумент «Белый Остров». В конце августа 1941 года оперативной группой Анатолия Осовского на рубеже Ржавой канавы была остановлена финская армия. Группа являлась частью 120-го истребительного батальона 23-й армии, сформированного из добровольцев – жителей Сестрорецка, Выборга, поселков Терийоки (Зеленогорск) и Райвола (Рощино). Батальон, в котором были 500 бойцов, под командованием Тихона Побивайло и комиссара Николая Дружинина, в начале сентября при поддержке морской пехоты предпринял контрнаступление. Оно закончилось успешно, но ценой больших потерь. Белоостров был освобожден, линия фронта на этом участке стабилизировалась.

Интересно, что, когда стали создавать в 1960-е годы «Зеленый пояс Славы», кстати, по «методу народной стройки», в возведении монументов «Белый Остров» и «Сестра», который находится невдалеке, на 38-м км Приморского шоссе, принимали участие бывшие защитники этого рубежа. Здесь же они отмечали и День Победы, встречались со школьниками. Однако, когда в конце 1990-х на этом участке стали строить автомобильную развязку, памятник снесли. Потом здесь появилась АЗС. Как к этому отнеслись добровольцы истребительного батальона, сейчас, пожалуй, ни у кого и не спросишь.

Кстати, раньше за памятниками мемориала «Зеленый пояс Славы», протяженность которого составляет свыше 200 км, ухаживали шефы – промышленные предприятия города, области. Позднее распоряжением правительства Петербурга № 1077-р (с изменениями от 16 июля 2015 года) «Об обеспечении сохранности памятников ансамбля «Зеленый пояс Славы» это стало обязанностью администраций районов. Есть список, в котором указано, какой район за какие памятники отвечает. За Курортным районом значится только один – «Сестра». Как нам пояснили в администрации, вопрос о восстановлении «Белого Острова» не в их компетенции.

Похоже, им на самом деле должен заняться наш читатель, раз его одного это так взволновало. Или есть иные предложения? Между прочим, неплохо бы обратить внимание и на другие памятники, входящие в мемориал: некоторые из них нуждаются в реставрации.

#Великая Отечественная война #история #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6940) от 08.06.2021 под заголовком «Памятник, которого нет».


Комментарии