Памятник императору Павлу I в Павловске открылся после реставрации

К солидной дате требуется весомый подарок. 245‑летие Павловска — именно такое событие. К нему на площади перед Большим дворцом официально открылся после реставрации памятник императору Павлу I. И это не единственная круглая дата. Монумент появился здесь ровно 150 лет назад. И с тех пор ни разу это место не покидал, несмотря на все превратности истории, бушевавшей вокруг него.

Памятник императору Павлу I в Павловске открылся после реставрации | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В декабре 1777 года великий князь Павел Петрович в честь рождения сына Александра получил от Екатерины II в подарок охотничьи угодья «с окрестными деревнями и ­крестьянами». С этого времени и начинается отсчет истории Павловска. Как рассказала на короткой зимней церемонии Вера Дементьева, директор ГМЗ «Павловск», «мы находимся в историческом, смысловом, композиционном центре Павловска. Это его главная площадь. А если точно следовать букве закона, то эта площадь является градообразующим объектом. В ее центре находится памятник Павлу I, который обращен в сторону парка».

В последнее время посетители музея и парка обращались в дирекцию с письмами: «Почините императору сапог и мундир». И действительно, еще недавно состояние монумента вызывало опасения. На мундире зияли дыры, глубокая трещина разрывала правый сапог, и появлялось беспокойство по поводу устойчивости скульптуры. Тем более что не было информации о конструкции памятника.

Модный материал XIX века — шпиатр (сплав на основе цинка), из которого отлит памятник, позволяет точно воспроизвести все пластические нюансы, задуманные автором на модели. В случае Павла I — портретное сходство, узор муаровой орденской ленты, декор шляпы… Шпиатр хорош для станковых произведений, но, как показала практика, не подходит для большой скульптуры, предназначенной для установки на улице.

Прежде в Петербурге, по словам Дементьевой, существовал всего один пример реставрации шпиат­ровой уличной скульптуры: это барельеф «Власть, покровительствующая искусству», который расположен на фронтоне здания Нового Эрмитажа. «Но памятник Павлу I простоял полтора столетия, пережил войны и революции. Мы посчитали своим долгом сохранить его для последующих поколений именно в оригинальном материале», — подчеркнула Вера Дементьева.

Напомним, памятник Павлу I является музейным экспонатом ГМЗ «Павловск». Средства на его реставрацию, около 8 млн рублей, выделило Министерство культуры.

Максим Дегтярев, художник- реставратор, пояснил для «Санкт-Петербургских ведомостей», что работы заняли около четырех месяцев и полностью завершились еще до начала холодов. Они велись на месте, скульптура «не сходила» с пьедестала. Количество реставрационных операций исчисляется сотнями. Сначала было установлено, как устроены две точки опоры памятника. Один стержень начинается в голове и через тулово, левую ногу и пьедестал доходит до поверхности земли. Другой заметно меньше: он начинается от правого колена и уходит в пьедестал. Эти два стержня, а также каркас внутри фигуры, держащий памятник, сделаны из кованого чугуна и стали и хорошо сохранились. Потребовалась только антикоррозийная обработка.

Что касается самой скульптуры, то после очистки от загрязнений и старой окраски, удаления заплаток, оставшихся от предыдущих реставраций, были сделаны реставрационные вставки в материале, близком к оригинальному, пропаяны швы. Для устранения мелких повреждений мастера применяли технологию холодного газодинамического напыления, которая улучшает прочность скульптуры и внешний вид памятника. После этого скульптуру окрасили в цвет темного графита, выбранный по рекомендации ­реставрационного совета при ГМЗ «Павловск».

Самое время было спросить Дегтярева про состав шпиатра. Известно, что в разных скульптурах он отличается. Реставратор терпеливо объяснил, что для памятника Павлу I — это цинк плюс добавка олова, от десятых долей процента до 3 – 4 %. Толщина шпиатра колеблется от 5 мм до 8 мм. Полнотелыми являются шпага и ордена.

«Скульптура отливалась по час­тям — ботфорты, колени, тулово, руки, голова. Они стыковались по месту «на сухую», затем прочеканивались. Прежде чем надеть верхнюю часть фигуры, внутрь для устойчивости, примерно до пояса, был залит известковый раствор. Мы заменили его деструктированные фрагменты на клеевой состав, который «омонолитил» скульптуру», — пояснил художник-реставратор.

С пьедесталом было проще. Он представляет собой кирпичную кладку, обшитую пластинами из шпиатра.

Каркас, держащий пластины, был заменен около 20 лет назад во время предыдущей реставрации памятника. Исследование этого года показало, что каркас находится в хорошем состоянии. Проведена только новая антикоррозионная обработка. Сама кирпичная кладка потребовала вычинки и инъектирования связующими составами. На центральной пластине укреплен геральдический двуглавый орел и надпись буквами из бронзы: «Императору Павлу I, основателю Павловска, 1872 год». Их почистили и заново позолотили.

Обычно золочением реставрация и заканчивается. Но памятник Павлу I потребовал исключения из правил. Подрядчик по собственной инициативе воссоздал невысокую чугунную оградку монумента, которая хорошо видна на старых открытках и фотографиях.

Здесь уместно вспомнить историю появления памятника Павлу I. В 1872 году великий князь Константин Николаевич, тогдашний владелец Павловска, открыл в части Большого дворца публичный культурный центр, состоявший из картинной галереи и музея древностей. Прототипом был выбран императорский музей в Новом Эрмитаже. Так с «помощью» шпиатра получилась неожиданная перекличка времен.

Чтобы украсить вход в новое учреждение, его инициатор заказал копию с бронзового монумента Павлу I работы скульптора Ивана Витали. Оригинал находится перед Большим дворцом в Гатчине и был установлен в 1851 году к пятидесятилетию со дня смерти императора. В свою очередь скульптура Витали восходит к каноническому живописному портрету кисти Степана Щукина. Павел I изображен в мундире полковника Преображенского полка, созданного Петром I. Портрет написан в 1797 году и был одобрен самим императором.

Сейчас под снегом скрыта клумба, расположенная вокруг памятника. Она выполнена в форме мальтийского креста: Павел I был магистром Мальтийского ордена. Весной там зацветут белые тюльпаны. Во славу истории, традиций, музейщиков и реставраторов.


#реставрация #памятник #Павловск #Павел I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (7318) от 14.12.2022 под заголовком «Павлу подправили тулово».


Комментарии