Тайну третьей точки опоры «Медного всадника» раскрыли петербургские реставраторы

Об этом они рассказали на конференции «Первый скульптурный монумент Петербурга», которая была посвящена 350‑летию со дня рождения Петра I и состоялась в Музее городской скульптуры. В ней приняли участие сотрудники музеев города и геологи.

Тайну третьей точки опоры «Медного всадника» раскрыли петербургские реставраторы | ФОТО Ксении ЯКУБОВСКОЙ

ФОТО Ксении ЯКУБОВСКОЙ

Реставрация «Медного всадника» завершилась в начале 2022 года. В основном работы касались устранения коррозии металла, из которого отлита скульптура, выравнивания и укрепления отмостки, расположенной вокруг памятника, а также герметизации швов на гранитном постаменте, который принято называть «Гром-камень». Как заметил геолог Михаил Иванов, постамент состоит из четырех частей, притертых друг к другу руками каменотесов, с учетом рисунка камня и направления движения всадника. Он добавил, что никакая молния не может расколоть гранит, поэтому гром тут ни при чем. Недавно с помощью изотопного анализа геологи установили возраст камня — 1,5 млрд лет.

Специалисты воспользовались возможностью впервые за последние 45 лет тщательно, с лесов обследовать скульптуру, созданную в 1770‑х годах Этьеном Морисом Фальконе. С помощью эндоскопии и других неразрушающих методов было сделано открытие, которое свидетельствует: Фальконе был не только талантливым художником, но и блестящим инженером. О том, что у «Медного всадника» три точки опоры, давно известно: две стальные конструкции спрятаны в задних ногах коня, третья — в змее, попираемой всадником. Но архивные документы не содержат информации, как эта опора устроена.

Глеб Чусовитин и Илья Мифтахов, реставраторы, проводившие исследования, рассказали на конференции о «тайне Фальконе». В хвосте лошади и прилегающем к нему туловище змеи находится вертикальный каркас из кованой стали. Он опирается на стальной закладной элемент, который расположен горизонтально внутри постамента. Его заложили туда заранее, чтобы при установке статуи соединить каркас и закладку. Аналогия с вилкой и розеткой приблизительна, но отражает суть идеи Фальконе. Дальнейшее было делом техники: пустотелый хвост змеи был надет на ее туловище, спрятав третью точку опоры.

В ходе работ скульптор-реставратор Павел Игнатьев заметил тщательно зачеканенный лючок в хвосте коня. Отверстие было сделано при отливке статуи для удаления формовочной массы.

Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры, сообщила, что образ Петра I, созданный Фальконе, не был понят всеми современниками — многим показался странным жест правой руки. Императору пристало держать в ней скипетр — символ власти. Скульптор выбрал широко раздвинутые пальцы — жест одновременно указующий и утверждающий. Медвежья шкура под седоком символизирует стремление Петра к реформам, победе над средневековой отсталостью. Кстати, архивные материалы свидетельствуют: Фальконе запрашивал натуральные шкуры еще при подготовке к работе над моделью памятника. Значит, этот образ был задуман изначально.

Что касается легенды о том, что голову Петра I лепила Мария Колло — ученица Фальконе, то музейщики считают этот старый миф следствием другой легенды о романтических отношениях скульп­тора и ученицы. Его мастерство было заметно выше.


#Медный всадник #скульптура #скульптор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7308) от 29.11.2022 под заголовком «Загадка Фальконе разгадана».


Комментарии