Пахарь морей. В Петербурге спустили на воду тральщик «Петр Ильичев»
Не то дождь, не то снег мерно осыпал корабль, стоявший у кромки Невы. Но вот небеса посветлели. Погода переменилась, будто одумавшись: в самом деле, зачем портить людям праздник? Уж кто-кто, а корабелы Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ), спускавшие на воду суперсовременный тральщик проекта 12700 «Петр Ильичев» к нужному сроку, его заслужили. А в конце года, даже раньше утвержденного графика, собираются передать этот заказ тихоокеанцам, отметил главком ВМФ РФ адмирал Николай Евменов, присутствовавший на этом мероприятии.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Пахари моря» – так уважительно называют военные моряки такие корабли. Что верно, то верно: умение этих трудяг, которые без устали тралят акваторию, чтобы находить и уничтожать вражеские мины, спасло много жизней. При этом сами «пахари» служили для них хорошей мишенью, рискуя, если не повезет, уйти на дно.
А теперь представьте: тральщик вместо металла, притягивающего смертоносные мины, «облачился» в стеклопластик и стал для них неуязвим. Да еще получил много чутких приборов, которые обнаруживают взрывные устройства на безопасном для корабля расстоянии (хоть на дне морском, хоть в мутных глубинах) и расправляются с ними в два счета. Вдобавок обзавелся не только новым оборудованием, но и мощным оружием, точнее, многими видами вооружения, а также прибавил в размерах – вырос до 62 метров в длину.
Хотя это не все преимущества многофункциональных кораблей противоминной обороны проекта «Александрит» (12700), который разработали петербуржцы из ЦМКБ «Алмаз». И флагман серии «Александр Обухов», несущий боевое дежурство в Балтийском море почти пять лет, успел проявить за эти годы свои лучшие качества.
Так, он нашел и обезвредил множество мин у острова Гогланд и в других местах, где в годы Второй мировой шли бои. Да и советскую подлодку, считавшуюся без вести пропавшей, обнаружил на Балтике тоже он.
«В Финском заливе, где «Обухов» несет службу, гидрологические условия сложные, – говорит Александр Калинин, главный конструктор проекта, приехавший на спуск «Ильичева». – Там есть мелководные участки, на дне много посторонних объектов – ложных целей, другими словами, и вода очень мутная. Тем не менее со своими задачами корабль неплохо справляется».
Дело в том, что тральщики проекта 12700 оснащены гидроакустическими станциями, которые «видят» под водой в радиусе примерно до километра и на глубине до нескольких сотен метров. Это сканеры, показывающие на экране монитора картину подводного мира в нужном секторе. Правда, полной ясности, что обнаружено, мина или нет, они порой не дают. И тогда моряки задействуют телеуправляемый аппарат с камерой, который получает питание с корабля, а значит, может оставаться под водой сколько угодно. Вот он и рассеивает сомнения, позволяя командиру принять единственно верное решение...
Делать из композитных материалов боевые корабли таких типоразмеров водоизмещением почти тысяча тонн никто в мире больше не может, а корабелы СНСЗ эту технологию освоили. Причем каждый следующий «Александрит», получая новое оборудование, становится в чем-то лучше предшественника. И группа алмазовцев, постоянно работающая на этой верфи, не остается без дела ни дня. Ведь все элементы корабля связаны один с другим, поясняет Калинин, и малейшая корректировка одной системы влечет изменения в других.
Экипажу таких высокотехнологичных кораблей, где полно электроники, нужно немало потрудиться (сначала на тренажерах в обучающем василеостровском центре ВМФ, а затем в море на испытаниях заказа), чтобы уверенно чувствовать себя там на борту. Недаром разработчики называют «Александриты» кораблями поколения «четыре плюс», то есть более чем современными.
В то же время каждый из этих боевых единиц получает имя Героя Советского Союза. Как и последний, шестой, тральщик серии, спущенный на воду: корабль назвали в честь моряка Петра Ильичева, который был посмертно удостоен этого звания, совершив подвиг в 1945 году во время Советско-японской войны. На Тихоокеанский флот, где он служил, и отправится этот корабль после того, как на нем взовьется Андреевский флаг...
Такие корабли оптимальны с точки зрения соотношения цены и качества, отметил главком ВМФ Николай Евменов. Они показали свои отменные мореходные качества, управлять ими легче за счет эффективных автоматизированных систем, к тому же они имеют большой модернизационный запас. А потому было принято решение, завершив эту серию из восьми единиц, модифицировать проект и «удлинить» ее.
По словам Александра Шляхтенко, возглавляющего коллектив «Алмаза», появятся новые роботизированные комплексы, глубоководные аппараты и прочие системы поиска и уничтожения мин, включая безэкипажные катера отечественного производства. И само собой – более сложное вооружение.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (6916) от 04.05.2021 под заголовком «Пахарь морей».
Комментарии