Морозильный траулер-процессор «Капитан Геллер» спустили на воду в Петербурге

На «Северной верфи» спустили на воду морозильный траулер-процессор «Капитан Геллер», ставший первым в самой большой серии гражданских судов в новейшей истории этого завода. Шесть из десяти таких плавучих фабрик, которые, как уверяют специалисты, не имеют аналогов в отечественном судостроении, предназначены для работы в Северной Атлантике, а остальные – на Дальнем Востоке. Флагман проекта 170701 «Капитан Соколов» заказчик, мурманский холдинг «Норебо», получит в конце этого года. А в первом квартале 2022-го войдет в строй и «Капитан Геллер».

Морозильный траулер-процессор «Капитан Геллер» спустили на воду в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Три года назад, рассказывая о церемонии закладки «Капитана Геллера», наша газета сообщила, что корабелы собираются передать его заказчику в начале 2021-го. Неужели сроки работы над этими траулерами были смещены на целый год? Увы, получается так, подтвердил Сергей Сенников, заместитель генерального директора управляющей компании «Норебо», принимавший участие в спуске на воду судна.

Перипетии, связанные с пандемией, ударили и по этой высокотехнологичной серии: сроки поступления оборудования тогда сдвинулись. Что касается проекта 170701, то ключевые узлы и детали для него поставляют зарубежные контрагенты верфи. И хотя основные позиции, включая силовую установку (на этих судах применяются финские двигатели Wartsila), не пострадали, сбои в поставках дали о себе знать. К тому же это была не единственная причина задержек...

«Петербуржцы сделали все возможное, чтобы удержаться в графике, – добавил Сенников в интервью корреспонденту «СПб ведомостей», – но обстоятельства были сильнее. Пришлось корректировать сроки и согласовывать их с Минпромторгом и Росрыболовством, ведь такие суда строятся по программе инвестиционных квот».

Тем не менее поздравления корабелы принимали заслуженно. Ведь это была важная веха в более чем вековой истории верфи, которая вновь показала, что способна строить не только сложные военные корабли. Завод убедил, что ему по силам и гражданские заказы.

Как сообщил Денис Старков, глава «Рыбпроминвеста» (входит в холдинг «Норебо»), компания, получив половину таких траулеров с капитанскими именами, рассчитывает обновить свой рыболовецкий флот почти на 50%.

Считается, в основе своей это зарубежный проект, что не вполне верно. Концептуальная идея и в самом деле чужая, но проектную документацию, пояснили специалисты, петербургское КБ (подразделение исландского проектного бюро Nautic) разработало, исходя из мировой практики и пожеланий заказчика.

На отечественных рыболовецких судах капсулообразная форма корпуса, придающая большую устойчивость, была использована впервые (для северных морей характерны тяжелая ледовая обстановка и высокие волны). Но она присуща и судам другого типа, скажем, нефтеналивным, да и применяют ее не только исландцы. Во флоте «Норебо» есть морской рефрижератор турецкой постройки таких же очертаний, который принимает у траулеров улов и доставляет охлажденную рыбу на прибрежную фабрику, рассказали северяне.

За специфической формой корпуса, как нитка за иголкой, потянулись особенности его оснащения, ведь то и другое взаимосвязано. И тут уж ни о каких заимствованиях не может идти речь, говорят корабелы: мурманчане пожелали иметь «рыбаков», построенных по самому высшему классу, которые по набору новаций превосходили бы всех своих «родственников».

Да, проектировщики применили здесь много интересных решений, отметил генеральный директор «Северной верфи» Игорь Орлов. Это касается, например, повышенной энергоэффективности, когда тепло, выделяемое при работе главного двигателя (потребляющего меньше топлива), идет на обогрев кают. А электроэнергия, вырабатываемая в режиме рекуперации траловыми лебедками, используется для других нужд.

Вдобавок траулеры этого проекта получат «умные» устройства, которые сведут на нет ручной труд на судовой фабрике по переработке улова с безотходной технологией. Там предусмотрены автоматизированная система паллетирования, то есть упаковки рыбы (трески, пикши, сайры и др.) в пищевую пленку, механическое перемещение готовой продукции в морозильные камеры, способные вместить до 100 тонн в сутки, и обратно.

«Есть мнение, что донные тралы, которые будут применяться на наших судах, наносят вред морской экосистеме, но с этим утверждением можно поспорить, – продолжает Сергей Сенников. – Они не скребут дно, а «черпают» рыбу, находящуюся в придонном водном слое. Тем не менее, зная о такой репутации подобных орудий лова, мы ведем работу по их модернизации».

Конечно, говорить пока можно лишь о потенциальных возможностях флагмана и первого серийного судна. Нужно дождаться, когда они проявят свои качества в деле. Но работы над исторической для отрасли серией (такая оценка прозвучала при спуске на воду «Геллера») продолжаются, и быстрее, чем прежде, с учетом совершенствования технологических процессов на первых двух «Капитанах».

Восемь траулеров этого проекта находятся сегодня в разной степени готовности, а для девятого судостроители начали резать металл. Так что скоро вся серия будет в работе, и верфь сможет передавать холдингу такие суда через каждые полгода.

По словам Игоря Орлова, программа этого года у «Северной верфи» весьма напряженная. Кроме головного «Капитана» завод планирует сдать нынче два ярусолова проекта МТ1112XL, строящихся по заказу карельских и архангельских рыбаков, а также передать ВМФ России два военных корабля – корвет «Ретивый» и судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров».

#судостроение #корабли #Северная верфь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (6901) от 12.04.2021 под заголовком ««Капитан Геллер» пойдет за рыбой».


Комментарии