«Отмойте наши денежки»

Африканец был красив – высокий, широкоплечий, дорого и со вкусом одетый. К тому же буквально излучал приветливость и обаяние. Неудивительно, что Елене Сергеевне он понравился. Почему гордый сын пустынь и джунглей положил глаз на вполне обычную женщину, можно только догадываться. Не исключено, что из-за ее должности – работала Елена Сергеевна в обменном пункте валюты. Так или иначе, возникли доверительные отношения. Следствием чего стало поступившее от африканца – уроженца Камеруна Тонга Хиллари Кума – деловое предложение.

«Отмойте наши денежки» | Фото: Pixabay / Frantisek_Krejci

Фото: Pixabay / Frantisek_Krejci

Он якобы привез из Африки 50 тысяч долларов наличными. Но, чтобы не связываться с таможенными декларациями, замаскировал их под нарезанную бумагу. Замаскировал очень просто: вымазал черной краской, которая смывается специальным раствором. В подтверждение своих слов Тонга продемонстрировал Елене Сергеевне бумажный прямоугольник темного цвета, на котором смутно проступали очертания стодолларовой купюры. А предложение его заключалось в том, что он соглашался уступить Елене Сергеевне все 50 тысяч плюс бутылочку отмывающего раствора всего за 14 тысяч «зеленых». Только чистых. 

Бдительная женщина заподозрила неладное и обратилась в управление специальной службы милиции, занимающееся «иностранной» преступностью. Следующая встреча проходила уже под наблюдением сотрудников 6-го отдела УССМ. Разговор, результатом которого стало «согласие» Елены Сергеевны, был записан на пленку. Осталось обговорить лишь условия передачи денег. Для этой процедуры оперативники подобрали специальную квартиру, оборудованную скрытой аудио- и видеозаписью. Предложение Елены Сергеевны встретиться в тихом месте, где никто не будет мешать, африканца вполне устроило. Встречу назначили на 21 января.

В назначенный день и час Тонга явился по указанному адресу с полиэтиленовым пакетом в руках. Из пакета он вынул несколько пачек бумажных прямоугольников черно-серого цвета наподобие того, что демонстрировал несколько дней назад, и пол-литровую бутылку из-под пепси-колы с «чудодейственным» раствором. Елена Сергеевна в свою очередь предъявила африканцу принесенные ею 14 тысяч долларов (номера которых, разумеется, были заранее переписаны).

Настал ответственный момент. Тонга должен был продемонстрировать процесс отмывания денег. Для показа он взял три бумажки, пояснив, что все пачки сразу открывать не следует — купюры портятся на свету. Погасив освещение, он попросил Елену Сергеевну сходить на кухню за полотенцем. Как только она вышла из комнаты, африканец вынул из кармана три стодолларовые купюры, слегка вымазанные краской, которые возвратившейся через минуту женщине и предъявил. «Вот видите, настоящие триста долларов. Если есть сомнения, можете пойти в обменный пункт и проверить. Если нужно отмыть больше купюр, положите их на сковородку, залейте раствором и поставьте на два часа в холодильник». Сомнений у Елены Сергеевны не было. Изобразив восторг от выгодной сделки, она отдала «благодетелю» принесенные деньги. Он в свою очередь поблагодарил ее, засунул перетянутые резинкой пачки в носок. Попрощался и... на лестничной клетке попал в крепкие руки оперативников.

В квартиру Тонга вернулся уже в их сопровождении. В присутствии понятых «под протокол» были изъяты полученные им деньги, оставленные Елене Сергеевне «полуфабрикаты», бутылка с «чудодейственным» раствором (по предварительным данным, просто водой, чуть разбавленной йодом) и сковородка с замоченными в ней бумажками. В совокупности с прекрасно получившимися аудио- и видеозаписями все это представляло идеальную доказательную базу для задержания по подозрению в мошенничестве в крупных размерах.

Разумеется, заинтересовались сыщики и личностью задержанного. Родился в 1978 году, в 1996-м приехал в Санкт-Петербург, поступил в СЗПИ, но вскоре бросил и перешел на «нелегальное положение». По словам Тонга (а по-русски он говорил почти без акцента), был он натуральным бомжом — крыши над головой не имел, ночевал по вокзалам. Внешний вид его, однако, заставлял в этих словах сомневаться. Хорошие костюм и рубашка, кожаная куртка, дорогой портфель, золотой перстень, сотовый телефон... Кстати, пока он с оперативниками находился в квартире, «трубка» звонила раз десять —кто-то явно торопился узнать, как прошла сделка. Все звонки были с одного и того же телефона. Установить его местонахождение труда не составило — находился он в Колпине, в комнате общежития. Но женщина, проживавшая там, от каких- либо связей с африканцем категорически отказалась.

Потом африканец заявил, что проживал в Песочном у другой женщины, от которой даже якобы имеет ребенка. Нашли и ее — действительно,оказалось, что она была его бывшей сожительницей, но уже с полгода как они расстались...

 Вины своей на предварительных беседах с оперативниками Тонга не отрицал. Поведал, что трюку с «отмыванием денег» научил его три года назад в Москве какой-то армянин. Признавался, что с тех пор он с успехом таким образом зарабатывает себе на жизнь. Однако категорически утверждал, что действует один, без сообщников. Впрочем, когда пришла пора ответить на те же самые вопросы уже на допросе у следователя, Тонга воспользовался 51-й статьей российской Конституции, позволяющей ему не давать показаний против самого себя, и замолчал.

А оперативникам есть над чем задуматься. Ведь подобный эпизод в их практике уже второй. Не далее как в мае прошлого года афера с «отмыванием баксов» была прокручена с дагестанскими коммерсантами с Апраксина двора. В один прекрасный день к ним обратились четверо граждан Нигерии, один из которых представился наследным принцем. Нигерийцы якобы хотели заняться бизнесом в России — здесь меньше налоги, проще обходить законы. Предложили новым друзьям организовать совместное предприятие, а в качестве своего вклада в него — миллион долларов, который они нелегально умудрились ввезти в Россию. Доллары, правда, для маскировки покрыты специальным порошком, но технология его «отмывки» отработана...

Технология была точь-в-точь такой, какую предлагал Тонга. Сторговались задешево: за право «отмывки» с дагестанцев взяли всего 15 тысяч «зеленых». Радостные коммерсанты (которые, как потом признавались, хотели банально «кинуть» своих благодетелей, попросту прикарманив весь миллион) получили в обмен на настоящие «зеленые» железный ящик с нарезанной бумагой. Отмывали ее целый месяц, но... деньги так и не появились. Позвонили нигерийцам (те «доверчиво» оставили им свой телефон), они посочувствовали: «Да, видно, раствор некачественный. Но вот мы привезли совсем свежий. Он точно отмоет. Бутылка — всего 45 тысяч баксов...» И продемонстрировали жидкость голубого цвета.

На этот раз дагестанцы решили не рисковать. И обратились в милицию. Рассказ неудавшихся «миллионеров» вызвал у оперативников УССМ взрыв хохота. Тем не менее они провели все необходимые мероприятия и при передаче денег в квартире дагестанцев задержали четырех граждан Нигерии. Изъяли также ящик с «грязными долларами» и канистру с «чудо-раствором», оказавшимся обыкновенной подкрашенной водой. Вскоре выяснилось, что двое из задержанных — «не при делах»: просто якобы пришли в гости вместе с друзьями. Двое других были арестованы по подозрению в мошенничестве.

Одного, впрочем, через некоторое время пришлось отпустить за недоказанностью. Другого освободил «гуманный» суд, изменивший ему меру пресечения. Разумеется, африканец тут же скрылся. Найти его проблематично: как и многие его соплеменники, он проживает в городе нелегально. Сделать с этим, как выясняется, ничего невозможно — хотя вступивший в силу с 1 июля прошлого года «Закон о гражданстве» предполагает депортацию таких людей, механизм ее до сих пор так и не выработан, и прецедентов реального выдворения «нелегала» (по крайней мере в нашем городе) пока нет. Милиция, встречая этих шикарно одетых, с мобильниками и золотыми перстнями «бомжей», накладывает на них чисто символический штраф за нарушение паспортновизового режима и отпускает на все четыре стороны.

Между тем есть все основания полагать, что красивую жизнь себе эти «нелегалы» обеспечивают далеко не законными путями. Оперативники уверены, к примеру, что оба эпизода с «отмыванием денег» связаны с деятельностью одной и той же организованной преступной группы. Мало того, что технология обмана совпадала до деталей, так еще и один из отпущенных в первый раз на свободу нигерийцев был замечен службой наружного наблюдения рядом с домом, где проходило второе задержание. Вряд ли такое появление было случайным...

Не исключено также, что среди наших соотечественников есть еще немало жертв африканцев, предлагающих свои доллары для «отмыва». Возможно, люди не решаются заявлять об этом в милицию, так как боятся обвинений в незаконных действиях с валютой. Между тем опасаться им нечего — поскольку «отмывали» они не настоящие деньги, а лишь испачканную краской бумагу, речь может идти не о валютных операциях, а о мошенничестве, в котором они сыграли роль потерпевших. Тех, кто может что-либо сказать по этому поводу и оказать реальную помощь в разоблачении мошенников, просятпозвонить по круглосуточному телефону дежурной части УССМ 278-30-14.

#деньги #преступление #мошенничество

Комментарии