Река Новая нуждается в спасении

Летний зной для пернатых обитателей городских водоемов становится просто смертельным. Экологи бьют тревогу: безжизненных птиц в последнее время находят даже в прудах Таврического сада, не говоря уже об окраине города. Специалисты связывают это с тем, что при высоких температурных значениях активно развиваются водоросли, выделяющие токсины. Но это не единственная, а порой и не главная причина гибели уток. Ситуация с рекой Новой (приток Дудергофского канала), протекающей в южной части Cеверной столицы, тому яркий пример.

Река Новая нуждается в спасении | Иллюстрация Lightspring/shutterstock.com

Иллюстрация Lightspring/shutterstock.com

Петербуржцы, живущие в этом районе, куда только ни обращались по поводу неприятного запаха, исходящего от реки. Представители природоохранных структур приезжали, обследовали окрестности улицы Солдата Корзуна, пересекающей проспект Ветеранов, и соседних улиц, откуда поступало больше всего жалоб, и возвращались ни с чем.

Так, проверка показала, что обвинять в неочищенных стоках находящийся неподалеку совхоз «Предпортовый» нет оснований. Да и коптильный цех, принадлежащий одному из городских колледжей, оказался вне подозрений. В несанкционированных стоках природоохранная прокуратура уличила «Теплосети Санкт-Петербурга», однако выяснилось, что и они причиной дурного запаха не являются.

Но когда виновника обнаружили (аэропорт «Пулково», точнее - его управляющая компания «Воздушные ворота северной столицы»), то схватились за голову: картина открылась вопиющая.

«Компания имеет договор водопользования, - рассказывает заместитель председателя городского экологического комитета Александр Кучаев, - и Невско-Ладожское бассейновое управление установило для нее параметры сброса используемой в технических целях воды. Эта сточная жидкость через водоотводный канал поступает в реку Новую, но в неочищенном виде: по целому ряду значений, включая нефтепродукты, предельно допустимые нормативы там были в десятки, а то и сотни раз превышены».

Мало того, в реке обнаружили опасные вещества того же происхождения (этиловый спирт, ацетон, этиленгликоль, изопропиловый спирт и др.), да еще в немыслимой концентрации, сброс которых вообще запрещен. По словам Кучаева, компания предоставила данные, из которых следовало, что только в минувший холодный сезон она использовала 2,5 тыс. тонн жидкости, содержащей химические вещества, применяемые для обработки самолетов и взлетно-посадочных полос против обледенения.

Виновника привлекли к ответственности по пяти статьям Административного кодекса, суммарный штраф по которым составил 275 тыс. рублей. Но из-за юридической коллизии, характерной для этого случая (проверять состояние городской реки полномочны региональные надзорные органы, а вот данный аэропорт - только федеральные), компания пытается обжаловать это решение, продолжает чиновник.

Правда, Росприроднадзор, подключившийся к расследованию ситуации, настаивает на принудительном расторжении с компанией договора водопользования (хотя это не быстрая процедура), причем она должна будет возместить экологический ущерб, исчисляемый цифрами с шестью нулями. Материалы дела запросили и специалисты Северо-Западного следственного управления на транспорте, и не исключено, что им удастся обнаружить признаки уголовно наказуемого правонарушения.

Между тем поставить предупреждающие таблички у реки, к которой неудержимо тянет отдыхающих, никто не мешает. А саму речку нужно срочно спасать, тем более что есть и другие, хоть и менее крупные источники ее загрязнения (расположенные вдоль КАД конструкции для ливневых вод, например). Только для этого необходимо иметь научно обоснованные рекомендации, получить которые профильный комитет Смольного рассчитывает от Института озероведения Российской академии наук, завершившего первый этап обследования Новой.

«Да, она превратилась в приемник грязных сточных вод, - говорит директор института Шамиль Поздняков, - и то, что мы там наблюдаем, это ответная реакция экосистемы на антропогенное воздействие. Установившаяся в регионе жара способствовала цветению сине-зеленых водорослей, выделяющих смертельно опасные токсины. Отменить зной мы, конечно, не можем, зато в наших силах уменьшить содержание в воде азота и фосфора, то есть снизить биогенную нагрузку на водоемы».

Завершив комплекс исследований на Новой (работы эти продлятся около года), ученые скажут, как помочь реке запустить механизмы самоочищения. При условии что удастся покончить с ее старыми «болячками» - избавить от гибельных для птиц и рыб неочищенных стоков... А сине-зеленые водоросли тем временем продолжают «наступать» на городские водоемы (особенно в застойных зонах, появившихся из-за нарушения свободного водотока), где вода не отличается чистотой. В таких реках, как Охта, Красненькая, Славянка и др.

Кстати, обнаружив мертвых птиц, советуют специалисты, нужно обратиться в городскую ветеринарную службу или комитет по благоустройству, привлекающий на условиях подряда специализированную организацию, и держаться от цветущего в жару водоема подальше. И уж кормить уток хлебом, провоцируя расширение там их популяции, вовсе недопустимо. Такие таблички в городе тоже должны быть повсеместно.

Что же касается самой проблемы, то ее нужно решать комплексно, разработав соответствующий проект и привлекая наилучшие доступные технологии не только для очищения водоемов, но и для улучшения в них водообмена, считает заведующая лабораторией экологического мониторинга ИТМО Наталья Динкелакер.

#экология #реки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (6256) от 14.08.2018 под заголовком «Откуда запах прилетел».


Комментарии