Открывший миру Старую Ладогу. Ушел из жизни Анатолий Кирпичников

Известие о смерти Анатолия Николаевича Кирпичникова буквально ошеломило. Как будто бы приходится прощаться с целой эпохой... Коллеги отмечают: он был одним из столпов отечественной археологии. Выдающийся исследователь древнерусской истории и культуры, требовательный, но очень обаятельный учитель и наставник нескольких поколений ученых.

Открывший миру Старую Ладогу. Ушел из жизни Анатолий Кирпичников | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Его регалии можно перечислять долго: доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН, почетный гражданин Ленинградской области, действительный член Нью-Йоркской академии наук... Мало кому было известно, что Анатолий Николаевич еще и житель блокадного Ленинграда. В июле 1943-го его мама, работавшая врачом на военном заводе № 181 на Выборгской стороне, погибла при артобстреле.

– В день смерти матери для меня началась другая жизнь, окончились юность и отрочество, – вспоминал Анатолий Николаевич. – На Богословском кладбище на ее могиле стоит памятник с надписью «Она погибла, но спасла сына и его отца». Как знать, может, не дожитые мамой годы Господь передал мне?..

Поступая на истфак ЛГУ, он не знал еще, кем ему быть. Известный археолог Мария Александровна Тихонова темпераментно сказала: «Вы не спешите! Искусствоведы – болтуны. А вот мужчина-археолог – это нормально. К тому же профессия эта явно мужская».

После Университета его приютил Артиллерийский музей. И, как оказалось, это тоже был знак судьбы. Отныне ни одному исследователю невозможно пройти мимо трудов Анатолия Кирпичникова, посвященных развитию военного дела на Руси и классификации восточноевропейского оружия.

– В музее был такой эпизод, – рассказывал Анатолий Николаевич. – Я столкнулся с тем, что целиком исчезла целая область доогнестрельной истории артиллерии – камнеметы. По старинным рисункам удалось их реконструировать. И теперь в экспозиции музея есть несколько достоверно восстановленных моделей. Они были испытаны во дворе музея и точно метали в цель небольшие камни...

Как отмечает археолог Петр Сорокин, такого масштабного и глубокого археологического исследования крепостей Северо-Запада, какое было предпринято Анатолием Кирпичниковым в 1970 – 1980-е годы, не было прежде и вряд ли еще будет в будущем. Орешек, Ямгород, Ивангород, Корела, Тихвинский городок, Гдов, Новгород, Порхов, Остров, Псков... Но особое место, конечно, занимала Старая Ладога.

Благодаря его многолетним исследованиям Старая Ладога превратилась в археологическую мекку, известную во всем мире.

– Он вывел ее из плена забвения и любил ее так, как искренне любят ребенка, – говорит заведующая Староладожским музеем-заповедником Людмила Губчевская. – Радовался каждой новой находке, мог часами восторженно говорить о любимом «Рюриковом граде», первой столице Древней Руси...

Казалось, ему до всего было дело: он беспокоился о сохранении памятников всей России. Боролся за спасение старинных усадеб в Северо-Западном регионе, за придание охранного статуса оборонительным укреплениям на Карельском перешейке, сделал очень много для реставрации средневековых сооружений в Выборге.

– Анатолий Николаевич добивался полного сохранения всех найденных объектов на Охтинском мысу, считал единственным возможным вариантом создание там археологического музея. Последний раз мы говорили с ним на эту тему месяц назад, подготовили открытое письмо. Подписать его он уже не успел... – сожалеет Петр Сорокин.

Четверть века назад, будучи студентом, и мне посчастливилось работать под началом Кирпичникова на раскопках в Старой Ладоге. Тогда он казался строгим и неприступным. Потом мы познакомились заново – уже в стенах «СПб ведомостей». Анатолий Николаевич, оказавшийся очень простым в общении, часто звонил, предлагал темы, сюжеты, приглашал в поездки, от которых, конечно, грех было отказываться...

Летом прошлого года профессор Кирпичников прислал автобиографию: «Пусть у тебя будет, пригодится». А завершил он ее, подводя итог перечислению «коллег по цеху», со свойственной ему иронией: «В подражание известному поэту скажу: «Старик Кирпичников вас всех заметил и в гроб сходя благословил»... В июне нынешнего года ему исполнился девяносто один год.

Как рассказала Людмила Губчевская, в начале октября они говорили с Анатолием Николаевичем о завершении реставрации Ладожской крепости, о предстоящем 50-летии музея-заповедника:

– Мы заехали к нему домой: он жил на углу улицы Карпинского и проспекта Науки. Он передал в фонд нашего музея фарфоровый чайный набор, который ему вручили как почетному гражданину Ленинградской области. А потом мы отвезли Анатолия Николаевича на работу: ему надо было присутствовать на защите докторской диссертации. Провожая его в институт, поднимаясь вместе с ним по старым ступеням, я не знала, что это наша последняя встреча...

#археология #биография #люди

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6787) от 19.10.2020 под заголовком «Открывший миру Старую Ладогу».


Комментарии