Отдать даром. Почему магазины не раздают продукты с истекающим сроком годности?
Недавно в магазине наблюдала такую картину. У стеллажа с хлебными изделиями работница торгового зала осматривала товар. В тележку, стоящую рядом с ней, летели батоны, нарезка и «кирпичики». С виду вполне хорошие и, возможно, еще не черствые. «Вы этот хлеб, наверное, будете списывать? — спросила подошедшая к работнице женщина. — Можно, возьму батон для старушки, у которой маленькая пенсия?» Ответ был коротким: «Нельзя». Ну почему нельзя магазину отдать хлеб человеку, который в нем действительно нуждается? Ведь его выпекли именно для еды. Почему проще выкинуть? В других странах, насколько я знаю, такая раздача в конце дня непроданных хлебных изделий давно в порядке вещей, а у нас… Екатерина МАШИНИНА
ФОТО Unsplash
ОТ РЕДАКЦИИ. Мы уже не раз говорили о том, что сегодня для торговли выкинуть куда‑нибудь втихаря продукт с истекающим сроком годности действительно дешевле, чем его раздать или утилизировать. Хлеб в мусорных контейнерах у сетевых магазинов, хлебная нарезка на помойке у дома — это все, увы, правдивые истории из наших дней, которыми наглядно делятся в Сети петербуржцы. Они и сами, бывает, выбрасывают хлеб, что их отнюдь не украшает. Но сейчас речь исключительно о торговле.
Хлеб среди мусора стал попадаться с 2017 года, когда в федеральный закон о регулировании потребительского рынка были внесены поправки. Они отобрали у ретейлеров (магазинов, торгующих в розницу) право сдавать просроченную или с истекающим сроком годности хлебную продукцию ее производителю. Утилизация стала заботой торговли. И она может оказаться убыточной, потому что, по закону, безвозмездная передача или пожертвование товара тоже считается его реализацией. И за это надо платить налог на прибыль и НДС.
Недавно налог на прибыль при благотворительной передаче товара был отменен. Сейчас в правительстве рассматривается законопроект и об отмене НДС. Понятно, что это даст возможность торговым компаниям присоединиться к фудшерингу (бесплатной раздаче еды), которым в нашем городе с 2012 года занимаются некоммерческие сообщества, объединенные в соцсетях. Пока такое пожелание высказали лишь две крупные компании и речь идет только о хлебобулочных изделиях. Механизм таков: работники магазинов будут ежедневно отбирать хлебную продукцию, срок годности которой истечет в течение одного-двух дней, и передавать ее волонтерам благотворительного фонда «Банк еды «Русь», которые оперативно распределят хлеб среди одиноких пенсионеров и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Кстати, упаковка любого хлеба, что белого, что черного, закрывается на клипсу. На ней указано, когда эта выпечка была произведена. И, значит, хлебную «просрочку» магазину не скрыть. Например, «Бородинский» или батон, по нормам, могут находиться на магазинной полке 72 часа, а пшеничный хлеб только 24. Так что каждый может определить сам — свежий хлеб или нет. И делать это на ощупь необязательно.
Мы побывали в крупном магазине, где процесс передачи хлеба уже пошел. Правда, воочию его не увидели, но хлебный стеллаж изучили. Он выгодно отличался от того, что мы привыкли наблюдать в иных объектах торговли. 70 сортов хлебных изделий, не считая десятка собственной выпечки. Не поленилась посмотреть на каждую клипсу — она соответствовала текущей дате. То, что подлежало раздаче, как нам сказали, дожидалось приезда волонтеров.
— Сейчас мы ежедневно забираем по 10 – 15 кг продукции из каждого магазина (в программе участвуют пока только два — в Московском и Фрунзенском районах). По прогнозам, объем фудшерингового хлеба в каждой торговой точке составит не менее 300 кг в месяц, — предполагают в фонде. Конечно, не много, но ведь это только начало, у которого просто не могут не появиться последователи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (7327) от 27.12.2022 под заголовком «Отдать даром».
Комментарии