От рупора до «онлайн-информирования»: как в Петербурге работает система оповещения
Эта историческая фотография каждому из нас, наверное, знакома с детства: ленинградцы, стоящие на Невском проспекте перед черным рупором-громкоговорителем, слушают тревожное сообщение: «Сегодня, 22 июня, в четыре часа утра…». Потом из этих рупоров будут раздаваться сигналы воздушной тревоги, благодаря которым многие тысячи людей сумеют сохранить здоровье и жизнь. Система оповещения появилась еще до войны и не отключалась в блокадном городе ни на один день. Существует она и сегодня — разумеется, на современной технической и организационной основе.
ФОТО предоставлено пресс-службой Городского мониторингового центра СПб
Сигнал подает электроника
Собственно, смысл ее работы остается прежним: четкое, понятное и своевременное информирование граждан о какой‑либо угрозе. Надо ли говорить, что среди перечня таковых военные угрозы сегодня далеко не на первом месте (хотя, учитывая нынешнюю обстановку, совсем сбрасывать их со счетов, конечно, нельзя). Наиболее вероятными причинами, которые могут вызвать необходимость подачи тревожных сигналов, могут быть природные или техногенные катастрофы. Разумеется, происходят они нечасто, но, как говорят умные люди, одного случая на жизнь может оказаться достаточно. И потому этот «бронепоезд на запасном пути» должен находиться в полной боевой готовности ежеминутно.
Требования, предъявляемые к системе, тоже понятны: сигнал должен быть доведен до максимально возможной части населения. При этом необходимо обеспечить надежность, близкую к стопроцентной, независимо ни от каких чрезвычайных обстоятельств. Теперь представьте себе сложность задачи: многомиллионный город, огромное количество зданий, в том числе многоэтажных, сотни учреждений и промышленных предприятий, тысячи транспортных средств, включая метро. И все находящиеся там люди (желательно — одновременно!) должны не только узнать о грозящей опасности, но и получить четкую информацию о необходимых действиях. Как это все обеспечить?
Региональная система оповещения населения (РСОН) Петербурга выстроена жестко, на основе ряда федеральных и региональных законов, а также множества внутренних регламентов, определяющих буквально каждый шаг. Строгость оправданна: цена сбоя — жизни людей. Не случайно когда‑то эта система была в ведении МВД. Сейчас она — в структуре Городского мониторингового центра, который в свою очередь является подразделением комитета по информатизации и связи администрации Петербурга.
Решение о необходимости подачи сигнала тревоги принимает лично губернатор города. Проанализировав поступившую к нему информацию, он дает команду старшему оперативному дежурному Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу. А тот уже «включает» пункты управления (ПУ РСОН). Таких пунктов два — один «горячий», другой такой же, дублирующий, на случай выхода из строя первого. Не позже чем через 5 минут после поступления команды оттуда должен быть передан сигнал на оконечные устройства оповещения.
Еще недавно, в доцифровую эпоху, этот сигнал подавался голосом. Сейчас — специальным кодом по защищенным каналам связи. Ситуация принципиально иная: раньше оператор ПУ отправлял сигнал практически «в пустоту» — проверить, дошел ли он по назначению, никакой возможности не было. Теперь умная электроника постоянно контролирует исправность оконечных устройств. Перед оператором — электронная карта города, на которой он видит каждое из них. Зеленым светом горят исправные, красным — вышедшие из строя.
Интернет — помощник сирены
Сами оконечные устройства тоже сильно изменились: вместо традиционных рупоров стоят специальные аппаратные комплексы, состоящие из мощных усилителей и динамиков, а также источников бесперебойного питания. Последние гарантируют работу при обрыве сети электропитания — один час в режиме оповещения и шесть часов в режиме ожидания.
Все это, разумеется, предназначено для эксплуатации в широком диапазоне температур и практически при любой влажности, обеспечивая слышимость в радиусе одного километра. Основные компоненты системы производятся на предприятиях Петербурга и Ленинградской области. Более современных комплексов, уверяет начальник управления эксплуатации и развития системы оповещения Эдуард Хавренко, в России нет.
Устройства оповещения с более высоким качеством звучания расположены в местах массового скопления людей — на Дворцовой и Адмиралтейской набережных, Стрелке Васильевского острова, откуда по праздничным дням или при разводке мостов раздается музыка. В дни чемпионата мира по футболу в 2018 году такими комплексами была оборудована «Газпром-арена». Разумеется, в случае ЧС все это будет работать в режиме подачи необходимых сигналов.
«Уличная информация», однако, это сегодня далеко не все. Задействована также старая добрая радиотрансляционная сеть (сейчас она называется РСВО — Российская сеть радиовещания и оповещения). Молодое поколение ее, правда, уже не очень любит и часто отключает — по данным самой сети, ее услугами в городе пользуются всего около 800 тысяч абонентов. Однако, как ни странно, в новостройках стали появляться аналогичные структуры, и к системе РСОН они тоже подключены.
Разумеется, исправно несет свою службу и знакомая всем телебашня на Петроградской стороне. Оттуда сигналы тревоги поступят в наши телевизоры (в том числе по кабельным каналам) и FM-приемники. Три года назад также стало применяться SMS-информирование. Каждого из нас, как мы уже неоднократно видели, МЧС по этому каналу предупреждает, к примеру, о погодных катаклизмах. Правда, здесь уже готовность не 5 минут, а несколько больше, потому что операторам сотовой связи нужно поставить конкретную задачу: какой именно регион оповещать. Оперативный дежурный ЦУКС доводит до них эту информацию в ручном режиме, что, конечно же, требует определенного времени.
Эпоха Интернета предполагает и различные формы онлайн-информирования. В числе получателей тревожного сигнала — около 1770 государственных сайтов Петербурга и подведомственных учреждений. Туда в автоматизированном режиме подается бегущая строка. Есть возможность даже прослушать это сообщение. И по этому «ноу-хау» Северная столица тоже единоличный лидер в России.
В ближайшее время для передачи оперативной информации РСОН предполагается также введение в действие специального канала «Оповещение населения Санкт-Петербурга» в национальном мессенджере МАХ. Там же будут дублироваться и сообщения об опасностях, связанных с неблагоприятными погодными явлениями, угрозы воздушной опасности, которые в настоящее время передаются через мобильное приложение «МЧС России».
Предупредить, чтобы спасти
Комплексная проверка готовности систем оповещения, в соответствии с постановлением правительства РФ, по всей стране проводится два раза в год — в первую среду марта и в первую среду октября. Чтобы раздающийся отовсюду звук сирен никого не напугал, об этом граждан многократно извещают заранее. Две с половиной минуты по всем каналам идут предупреждающие сигналы. В реальной ситуации после этого обязательно идет речевое оповещение, разъясняющее ситуацию и указывающее необходимый порядок действий.
— В Петербурге, — утверждает Хавренко, — такая информация доходит до 85 % населения, хотя по нормам МЧС достаточно 75 %. За последние десять лет уровень охвата нам удалось удвоить, а к 2030 году он должен достигнуть 90 %. Столь высокий показатель обеспечивается, кроме всего прочего, действующими с 2014 года региональными строительными регламентами: ни один вновь построенный или капитально отремонтированный объект, хоть жилой, хоть коммерческий, не будет принят без подключения к системе оповещения. Разумеется, на каждом здании устанавливать мощные звуковоспроизводящие устройства смысла нет. Но их расположение выбирается «по науке» — с учетом этажности, плотности застройки и прочих факторов, влияющих на надежность охвата. Застройщик устанавливает эти устройства за свой счет, а потом, если объект жилой, передает на баланс города, а если коммерческий — его хозяину. Разумеется, в обоих случаях мы контролируем ситуацию на всех этапах, в том числе в процессе дальнейшей эксплуатации оборудования.
Представить себе масштаб этого огромного хозяйства сложно. Численность обслуживающих его сотрудников по понятным причинам не раскрывается. Но все они — люди высочайшей квалификации, с огромным опытом работы, прошедшие очень строгий отбор. Строгость вполне оправданна: в их руках, без преувеличения, судьба пятимиллионного мегаполиса.
За техническое состояние оконечных устройств оповещения отвечают прошедшие конкурс лицензированные коммерческие структуры. Техника, понятное дело, требует постоянного ухода — стоит она на крышах и чердаках, подвергается воздействию переменчивого климата, а то и птиц и, увы, нередко людей-вандалов. В случае обнаружения какой‑то неисправности специальные бригады выезжают в тот же день, а для регламентной проверки — в каждый адрес регулярно по графику. Сирены проверяются ежемесячно, остальное оборудование — раз в два месяца.
Случаи реального применения системы оповещения, к счастью, пока редки. Задействовали ее, к примеру, в период пандемии. Сирену, правда, не включали, только сообщения о каких‑либо ограничениях. Конечно, регулярно их прослушивать нравилось далеко не всем, но такова была суровая необходимость. Хотелось бы, чтобы этот «бронепоезд» так на запасном пути и оставался. Но… жизнь есть жизнь, и любое ЧП мы должны встречать во всеоружии.
Читайте также:
Держитесь, мошенники! Мобильные операторы скоро смогут идентифицировать пользователей
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (8037) от 18.11.2025 под заголовком «Пять минут на оповещение».





Комментарии