От рупора до «онлайн-информирования»: как в Петербурге работает система оповещения

Эта историческая фотография каждому из нас, наверное, знакома с детства: ленинградцы, стоящие на Невском проспекте перед черным рупором-громкоговорителем, слушают тревожное сообщение: «Сегодня, 22 июня, в четыре часа утра…». Потом из этих рупоров будут раздаваться сигналы воздушной тревоги, благодаря которым многие тысячи людей сумеют сохранить здоровье и жизнь. Система оповещения появилась еще до войны и не отключалась в блокадном городе ни на один день. Существует она и сегодня — разумеется, на современной технической и организационной основе.

От рупора до «онлайн-информирования»: как в Петербурге работает система оповещения | ФОТО предоставлено пресс-службой Городского мониторингового центра СПб

ФОТО предоставлено пресс-службой Городского мониторингового центра СПб

Сигнал подает электроника

Собственно, смысл ее работы остается прежним: четкое, понятное и своевременное информирование граждан о какой‑либо угрозе. Надо ли говорить, что среди перечня таковых военные угрозы сегодня далеко не на первом мес­те (хотя, учитывая нынешнюю обстановку, совсем сбрасывать их со счетов, конечно, нельзя). Наиболее вероятными причинами, которые могут вызвать необходимость подачи тревожных сигналов, могут быть природные или техногенные катастрофы. ­Разумеется, происходят они нечасто, но, как говорят умные люди, одного случая на жизнь может оказаться достаточно. И потому этот «бронепоезд на запасном пути» должен находиться в полной боевой готовности ежеминутно.

Требования, предъявляемые к системе, тоже понятны: сигнал должен быть доведен до максимально возможной части населения. При этом необходимо обеспечить надежность, близкую к стопроцентной, независимо ни от каких чрезвычайных обстоятельств. Теперь представьте себе сложность задачи: многомиллионный город, огромное количество зданий, в том числе многоэтажных, сотни учреждений и промышленных предприятий, тысячи транспортных средств, включая метро. И все находящиеся там люди (желательно — одновременно!) должны не только узнать о грозящей опасности, но и получить четкую информацию о необходимых действиях. Как это все обеспечить?

Региональная система оповещения населения (РСОН) Петербурга выстроена жестко, на основе ряда федеральных и региональных законов, а также множества внутренних регламентов, определяющих буквально каждый шаг. Строгость оправданна: цена сбоя — жизни людей. Не случайно когда‑то эта система была в ведении МВД. Сейчас она — в структуре Городского мониторингового центра, который в свою очередь является подразделением комитета по информатизации и связи администрации Петербурга.

Решение о необходимости подачи сигнала тревоги принимает лично губернатор города. Про­анализировав поступившую к нему информацию, он дает команду старшему оперативному дежурному Центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу. А тот уже «включает» пункты управления (ПУ РСОН). Таких пунктов два — один «горячий», другой такой же, дублирующий, на случай выхода из строя первого. Не позже чем через 5 минут после поступ­ления коман­ды оттуда должен быть передан сигнал на оконечные устройства оповещения.

Еще недавно, в доцифровую эпоху, этот сигнал подавался голосом. Сейчас — специальным кодом по защищенным каналам связи. Ситуация принципиально иная: раньше оператор ПУ отправлял сигнал практически «в пустоту» — проверить, дошел ли он по назначению, никакой возможности не было. Теперь умная электроника постоянно контролирует исправность оконечных устройств. Перед оператором — электронная карта города, на которой он видит каждое из них. Зеленым светом горят исправные, красным — вышедшие из строя.

Интернет — помощник сирены

Сами оконечные устройства тоже сильно изменились: вместо традиционных рупоров стоят специальные аппаратные комплексы, состоящие из мощных усилителей и динамиков, а также источников бесперебойного питания. Последние гарантируют работу при обрыве сети электропитания — один час в режиме оповещения и шесть часов в режиме ожидания.

Все это, разумеется, предназначено для эксплуатации в широком диапазоне температур и практически при любой влажности, обеспечивая слышимость в радиусе одного километра. Основные компоненты системы производятся на предприятиях Петербурга и Ленинградской области. Более современных комплексов, уверяет начальник управления эксплуатации и развития системы оповещения Эдуард Хавренко, в России нет.

Устройства оповещения с более высоким качеством звучания расположены в местах массового скопления людей — на Дворцовой и Адмиралтейской набережных, Стрелке Васильевского острова, откуда по праздничным дням или при разводке мостов раздается музыка. В дни чемпионата мира по футболу в 2018 году такими комплексами была оборудована «Газпром-арена». Разумеется, в случае ЧС все это будет работать в режиме подачи необходимых сигналов.

«Уличная информация», однако, это сегодня далеко не все. Задействована также старая добрая радиотрансляционная сеть (сейчас она называется РСВО — Российская сеть радиовещания и оповещения). Молодое поколение ее, правда, уже не очень любит и часто отключает — по данным самой сети, ее услугами в городе пользуются всего около 800 тысяч абонентов. Однако, как ни странно, в новостройках стали появляться аналогичные структуры, и к системе РСОН они тоже подключены.

Разумеется, исправно несет свою службу и знакомая всем телебашня на Петроградской стороне. Оттуда сигналы тревоги поступят в наши телевизоры (в том числе по кабельным каналам) и FM-приемники. Три года назад также стало применяться SMS-информирование. Каждого из нас, как мы уже неоднократно видели, МЧС по этому каналу предупреждает, к примеру, о погодных катаклизмах. Правда, здесь уже готовность не 5 минут, а несколько больше, потому что операторам сотовой связи нужно поставить конкретную задачу: какой именно регион оповещать. Оперативный дежурный ЦУКС доводит до них эту информацию в ручном режиме, что, конечно же, требует определенного времени.

Эпоха Интернета предполагает и различные формы онлайн-информирования. В числе получателей тревожного сигнала — около 1770 государственных сайтов Петербурга и подведомственных учреждений. Туда в автоматизированном режиме подается бегущая строка. Есть возможность даже прослушать это сообщение. И по этому «ноу-хау» Северная столица тоже единоличный лидер в России.

В ближайшее время для передачи оперативной информации РСОН предполагается также введение в действие специального канала «Оповещение населения Санкт-Петербурга» в национальном мессенджере МАХ. Там же будут дублироваться и сообщения об опасностях, связанных с неблагоприятными погодными явлениями, угрозы воздушной опасности, которые в настоящее время передаются через мобильное приложение «МЧС России».

Предупредить, чтобы спасти

Комплексная проверка готовности систем оповещения, в соответствии с постановлением правительства РФ, по всей стране проводится два раза в год — в первую среду марта и в первую среду октября. Чтобы раздающийся отовсюду звук сирен никого не напугал, об этом граждан многократно извещают заранее. Две с половиной минуты по всем каналам идут предупреждающие сигналы. В реальной ситуации после этого обязательно идет речевое оповещение, разъясняющее ситуацию и указывающее необходимый порядок действий.

В Петербурге, — утверждает Хавренко, — такая информация доходит до 85 % населения, хотя по нормам МЧС достаточно 75 %. За последние десять лет уровень охвата нам удалось удвоить, а к 2030 году он должен достигнуть 90 %. Столь высокий показатель обеспечивается, кроме всего прочего, действующими с 2014 года региональными строительными регламентами: ни один вновь построенный или капитально отремонтированный объект, хоть жилой, хоть коммерческий, не будет принят без подключения к системе оповещения. Разумеется, на каждом здании устанавливать мощные звуковоспроизводящие устройства смысла нет. Но их расположение выбирается «по науке» — с учетом этажности, плотности застройки и прочих факторов, влияющих на надежность охвата. Застройщик устанавливает эти устройства за свой счет, а потом, если объект жилой, передает на баланс города, а если коммерческий — его хозяину. Разумеется, в обоих случаях мы контролируем ситуацию на всех этапах, в том числе в процессе дальнейшей эксплуатации оборудования.

Представить себе масштаб этого огромного хозяйства сложно. Численность обслуживающих его сотрудников по понятным причинам не раскрывается. Но все они — люди высочайшей квалификации, с огромным опытом работы, прошедшие очень строгий отбор. Строгость вполне оправданна: в их руках, без преувеличения, судьба пятимиллионного мегаполиса.

За техническое состояние оконечных устройств оповещения отвечают прошедшие конкурс лицензированные коммерческие структуры. Техника, понятное дело, требует постоянного ухода — стоит она на крышах и чердаках, подвергается воздействию переменчивого климата, а то и птиц и, увы, нередко людей-вандалов. В случае обнаружения какой‑то неисправности специальные бригады выезжают в тот же день, а для рег­ламентной проверки — в каждый адрес регулярно по графику. Сирены проверяются ежемесячно, остальное оборудование — раз в два месяца.

Случаи реального применения системы оповещения, к счастью, пока редки. Задействовали ее, к примеру, в период пандемии. Сирену, правда, не включали, только сообщения о каких‑либо ограничениях. Конечно, регулярно их прослушивать нравилось далеко не всем, но такова была суровая необходимость. Хотелось бы, ­чтобы этот «бронепоезд» так на запасном пути и оставался. Но… жизнь есть жизнь, и любое ЧП мы должны встречать во всеоружии.

Читайте также:

Держитесь, мошенники! Мобильные операторы скоро смогут идентифицировать пользователей

Цифровой суверенитет. Глава Роскомнадзора рассказал об актуальных угрозах в цифровой среде, работе по защите персональных данных и эффективных методах борьбы с мошенниками


#РСОН #система оповещения #рупор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (8037) от 18.11.2025 под заголовком «Пять минут на оповещение».


Комментарии