От «Каретной» до «Казаковской». Для строителей петербургского метро в приоритете коричневая ветка
Стартовый отрезок новой, шестой, линии петербургского метрополитена — от «Казаковской» до «Путиловской» — медленно, но, будем надеяться верно, продвигается к открытию на нем движения. Произойдет это еще не скоро, в 2024 году, тем не менее объявлено, что строители готовятся начать сооружение верхнего вестибюля «Путиловской». Другая новость: утвержден проект планировки коричневой ветки для участка от «Каретной» до «Казаковской» и примыкающего к нему депо «Красносельское».
Этот проход приведет петербуржцев к станции метро «Каретная»./Фото Дмитрия СОКОЛОВА
Сегодня генподрядчик — «Метрострой Северной столицы» ведет работы еще на оранжевой Лахтинско-Правобережной линии метро. Также готовятся запускать проходческий щит «Надежда» на продолжение зеленой ветки — от Туристской улицы в сторону «Планерной». Однако в приоритете у метростроителей, безусловно, новая коричневая линия. По нескольким причинам. Во-первых, давно пора разгрузить один из «медвежьих углов» города — юго-запад. Здесь сконцентрированы большие жилые массивы, и тысячи жителей давно ждут обещанной им станции метро. Во-вторых, новая ветка подземки станет единственной, которая, пусть пока и небольшим полукольцом, свяжет радиальные лучи петербургской схемы метро.
— Отсутствие окружных связей — огромный недостаток городского метро, который надо обязательно исправлять. Пассажиры с окраин вынуждены ехать в центр Петербурга только для того, чтобы перейти на другую линию подземки. Либо пересаживаться на наземный транспорт. Оба варианта крайне неудобны. В Генеральном плане развития города заложено строительство кольцевой линии, но даже начало ее сооружения дело не ближайшего будущего. Коричневая ветка отчасти решает проблему окружных связей. Даже на таком коротком отрезке — от «Путиловской» до «Каретной» — она по окружности соединит между собой три линии метро, — поясняет значение для пассажиров Красносельско-Калининской линии эксперт редакции профессор Олег Белый.
Первый пусковой комплекс коричневой ветки — от станции «Казаковская» (рабочее название «Юго-Западная») до «Путиловской». Благодаря запуску движения по этому участку жители кварталов, расположенных близ пересечения магистралей имени двух маршалов — Жукова и Казакова, смогут доехать до станции «Путиловская» и влиться в пассажиропоток петербургской подземки, перейдя на первую, красную, ветку — станцию «Кировский завод». Заинтересованным горожанам, а их десятки тысяч, думается, известно, что этот первый отрезок коричневой ветки с двумя станциями город обязался открыть в 2024 году.
Более точного срока в администрации пока не называют, однако в первые дни начавшегося года объявили, что сооружение наземного вестибюля начнется в 2023‑м, значит, движение есть. Появится он на улице Васи Алексеева, примерно посредине между проспектом Стачек и улицей Маршала Говорова. Участок для вестибюля уже давным-давно окаймлен забором, так что будем ждать, когда он станет рабочей площадкой.
По проекту, часть здания, выходящая на улицу Васи Алексеева, будет представлять собой галерею с двойными колоннами-пилонами. Здание спроектировано трехэтажным, при этом один этаж будет заземлен. Что же касается подземных работ, то проходка боковых станционных тоннелей на «Путиловской» завершена. На заключительной стадии — пробивка наклонного хода: к началу года из 153 колец чугунной обделки было смонтировано 108. Эти работы завершат в 2023‑м, на этот же год, как уже сказано, запланированы монтаж основных внутренних конструкций станционного комплекса и отделочные работы в подземном вестибюле, строительство верхнего здания.
На днях на совещании городского правительства утвердили проект планировки для участка Красносельско-Калининской линии от «Казаковской» до станции «Обводный канал-2» (она же «Каретная»). На нем разместятся еще четыре станции. «Путиловскую» — пересадочную с «Кировским заводом» — мы уже упоминали, плюс «Броневая», «Заставская» (пересадочная с «Московскими воротами») и «Боровая», «Каретная» станет пересадочной на «Обводный канал» — станцию фиолетовой ветки. Общая протяженность участка — 14,2 километра. Кроме того, в проекте учтено и депо «Красносельское», которое будет связано с «Казаковской».
Так что после реализации строительства этого участка коричневой ветки на ней будет значиться уже шесть станций: «Каретная», «Боровая», «Заставская», «Броневая», «Путиловская» и «Казаковская», от которой поезда станут уходить в «Красносельское» электродепо. Без него никак — необходимо обслуживать и ремонтировать поезда.
Конечно, проект планировки хоть и существенный, но только один из этапов начального проектирования линии. По нему устанавливаются зоны размещения будущих объектов и их параметры, утверждаются границы земельных участков. Кстати, поэтому важно, что в проекте уже забито размещение не только станций, но и электродепо, которое будет строиться одновременно с прокладкой тоннелей и сооружением вестибюлей. Однако главная работа по проектированию линии еще впереди.
— Пока готовы только проекты первых двух станций коричневой ветки, других проектов, как тоннелей, так и вестибюлей, нет. И это одна из главных проблем строительства метро в нашем городе. Даже если будут выделены деньги на прокладку линий и сооружение станций, без наличия готовых проектов работы не начнутся. Это касается не только коричневой линии, но и других перспективных направлений, — напоминает исполнительный директор «Тоннельной ассоциации «Северо-Запад» Сергей Алпатов.
Между тем строительство участка шестой линии метро — от «Путиловской» до «Каретной», — по планам, должно быть завершено уже в 2029 году. Для вестибюля «Каретной» отведено место близ автобусного вокзала по адресу: Тамбовская улица, д. 8, лит. Б. Шесть лет — срок не такой уж большой, так что пора бы поторопиться с проектированием.
В другом направлении — на юго-запад от «Казаковской» — коричневая ветка должна дотянуться до Сосновой Поляны. Причем, по озвученным ранее планам Смольного, в этом направлении строительство, и прежде всего — проектирование, должно вестись тоже быстрыми темпами. Открыть станцию метро в Сосновой Поляне планируют в 2030 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (7335) от 16.01.2023 под заголовком «От «Каретной» до «Казаковской» ».
Комментарии