2Vtzqv4Hz9U

Острые углы генплана. У горожан и застройщиков свое видение Петербурга

Месяц, как прошли общественные обсуждения проекта генерального плана Петербурга. Предложения собраны, разработчики документа готовят рекомендации для комиссии по генплану — включать или не включать поправки горожан в проект, который позже поступит на рассмотрение в Законодательное собрание. Наметилось несколько сюжетов, по которым ожидаются серьезные дискуссии.

Острые углы генплана. У горожан и застройщиков свое видение Петербурга | ФОТО Валентины ПЕВЦОВОЙ/ТАСС

ФОТО Валентины ПЕВЦОВОЙ/ТАСС

Среди горячих точек — Сестрорецкий намыв, показанный в проекте генплана. Идее намыть и застроить около 300 га водной поверхности Финского залива напротив Сестрорецка более десяти лет. Горожане и экологи обычно опасаются подобного рода мегапроектов, были протесты и на сей раз, тема, однако, со временем заглохла — возможно, вмешались экономические причины. Но, как выяснилось, при нынешнем дефиците свободной городской земли намыв по‑прежнему волнует умы девелоперов. Граждане в свою очередь снова против и требуют закрыть эту тему навсегда.

Немало было одно время разговоров и вокруг трассы М7, которая должна была связать Арсенальную набережную и Выборгское шоссе и пройти через Удельный парк. В проекте «главной городской книги» трасса показана, и ее будущее может стать предметом обсуждения на комиссии по генплану. Тем более что петербургские власти хотя и заявили, что никакого проектирования М7 не ведется, на практике не против возвращения «коридора» в парке, вырезанного для этой автомобильной дороги среди зеленых насаждений общего пользования.

Еще один важный вопрос — появится ли наконец в Петербурге Орловский тоннель под Невой, который свяжет Смольную и Свердловскую набережные. Аргументы за и против этого дорогостоящего и сложного технологически строительства были высказаны еще 15 лет назад. Одни специалисты говорили, что город остро нуждается в еще одной транспортной артерии, связывающий невские берега. Другие настаивали на том, что тоннель создаст дополнительный трафик в уже перегруженном автомобилями историческом центре. На данный момент вопрос о строительстве тоннеля пока не решен.

Трассировка автомобильной дороги от Петербурга до города-спутника Южный через поселок Александровская вызвала десятки возражений местных жителей, о чем наша газета сообщала еще в ходе подачи предложений в проект генплана. Граждане предложили альтернативный вариант прокладки дороги. Скоро мы узнаем, приняли ли его разработчики проекта генплана.

Чиновники также предложили предусмотреть в генплане строительство спортивного комплекса для лыжных гонок и биатлона на территории заказника «Щучье озеро». После вмешательства городской прокуратуры, указавшей на незаконность сооружения подобных объектов на особо охраняемых природных территориях, расходы на проектирование комплекса исключили из адресно-инвестиционной программы на 2022 – 2024 годы. Но поправка в генплан будет обсуждаться упомянутой комиссией.

Кроме того, экспертное сообщество обратило внимание на сохранение в проекте генплана нескольких мест (в частности, в Калининском, Приморском и Петродворцовом районах) для строительства мусоросортировочных станций. Они были предусмотрены в территориальной схеме обращения с отходами, которая действовала до лета 2022 года. Сейчас в новой схеме планируется только строительство двух мусороперерабатывающих заводов на Волхонском шоссе и на месте бывшей свалки в Новоселках в Выборгском районе. Впрочем, горожане, не забывшие «ароматы» от свалки, опасаются нового предприятия.

В ходе обсуждения проекта генплана Петербурга сознательные граждане говорили о том, что нельзя перекладывать на соседнюю Ленинградскую область все проблемы переработки 2,3 млн тонн ТКО (твердых коммунальных отходов), ежегодно производимых мегаполисом. Так что Северной столице придется искать места и для мусоросортировочных станций.

Много эмоций вызвало также намерение городских властей построить 89 новых станций метро. Аналитики говорили о том, что надо проложить 140 км подземной железной дороги, а один километр при нынешних ценах обходится в 10 млрд рублей. И откуда взять такие средства? На это Юрий Бакей, директор НИПЦ генплана Петербурга — основного разработчика проекта, — образно заметил, что «к такому документу не прикладывается бюджетная ведомость». В данном контексте основная задача генплана — зарезервировать территории для будущего успешного строительства метрополитена.

Важным для развития Петербурга является и преобразование так называемого серого пояса — территории промышленной застройки XIX – XX веков. Девелоперский бизнес предложил внести в проект генплана изменения, позволяющие застроить, в основном жильем, территории, принадлежащие ЛОМО, и остров Грязный, промзоны, расположенные вдоль улиц Салова, Самойловой, Софийской и так далее. С одной стороны, красиво выглядит идея превратить непрезентабельные участки, находящиеся близко к городскому центру, в благоустроенные жилые кварталы. Но, с другой стороны, не будем забывать о необходимости сохранять рабочие места. Эта тема подробно обсуждалась еще в 2016 году во время организованного КГА международного архитектурно-градостроительного конкурса «Серый пояс. Преобразование». Кроме того, сплошная застройка жильем породит массу транспортных проблем.

В каждом случае пожелания бизнеса будут обсуждаться отдельно. Впрочем, изменения в генплан — только первый шаг к преобразованию серого пояса. На днях один известный петербургский архитектор, услышав от меня эти два слова, скептически заметил: «Преобразование возможно, если не будет таких ситуаций, когда необходимость сохранения одного исторического «сарая» останавливает весь процесс девелопмента».

Наконец, знаковым может стать вопрос о строительстве 170‑метровой колокольни Смольного собора. Такое предложение внесено на общественном обсуждении генплана Петербурга. Как заметил Алексей Лепорк, искусствовед и культуролог, желание реализовать неосуществленный проект Растрелли — из совершенно детского: хочется и все. «Зачем придумывать за Растрелли, нет ведь его окончательного проекта. А может, и не случайно его нет. Может, Растрелли и сам понимал, что его колокольня не шедевр в отличие от феноменально прекрасного собора. Так зачем создавать фантазию по суммарным следам проектов Растрелли отнюдь не высшего уровня?» — задает вопрос культуролог.

#генплан #предложения #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (7254) от 14.09.2022 под заголовком «Острые углы генплана».


Комментарии