Опасные маневры. Когда примут поправки в ПДД для электросамокатов?

Понимаю, что тема, о которой пойдет речь, уже давно набила оскомину. Однако менее актуальной она не становится. Ведь электросамокатов на петербургских тротуарах с каждым годом становится все больше. Причем не только арендованных, но и частных.

Опасные маневры. Когда примут поправки в ПДД для электросамокатов? | На самом деле электросамокат — это не тот вид транспорта, на который «встал и поехал». Управлять им достаточно сложно. Одна безобидная ямка может закончиться для «наездника» встречей с травматологом / Фото Дмитрия СОКОЛОВА

На самом деле электросамокат — это не тот вид транспорта, на который «встал и поехал». Управлять им достаточно сложно. Одна безобидная ямка может закончиться для «наездника» встречей с травматологом / Фото Дмитрия СОКОЛОВА

На первый взгляд, от езды на двухколесном транспорте сплошные плюсы: не надо крутить педали, стоять в пробках, тратиться на бензин. Зарядил и поехал. Однако многие из тех, кто садится на электросамокат, недооценивают скорость, которую он может развивать. Некоторые модели весьма шустрые, легко могут разогнаться до 30 и выше км/ч. Неудивительно, что у горожан эти средства передвижения вызывают, мягко говоря, чувство раздражения.

Оно и понятно. Представьте, что на вас несется массивная железяка с наездником, который не особо умеет ею управлять?

К слову, не только россияне не жалуют новомодный вид транспорта. После ряда аварий на многих улицах Парижа для него было введено скоростное ограничение до 8 км/ч в местах интенсивного движения пешеходов. В Германии самокатчикам также ограничили скорость и запретили выезд на тротуары и пешеходные зоны. Но самые жесткие ограничения в Великобритании. Там на электросамокатах можно кататься только на частных территориях, а движение по велодорожкам и проезжей части разрешено лишь на прокатных устройствах, скорость которых контролируют компании, которые сдают их в аренду.

А что у нас?

Напомним, согласно специальному соглашению, подписанному в прошлом году комитетом по транспорту Петербурга и представителями сервисов аренды, электросамокатчики должны соблюдать целый ряд скоростных, возрастных и территориальных ограничений. В частности, на всей территории города им нельзя разгоняться выше 20 км/ч. На некоторых улицах скорость должна быть снижена до 15 км/ч. Также самокат нельзя сдавать в аренду несовершеннолетним и нетрезвым гражданам. На одном устройстве запрещено кататься вдвоем.

Следить за соблюдением этих правил обязаны кикшеринговые компании. И многие из них это делают. Если наездник излишне лихачит, ему автоматически снижают скорость или вовсе отключают устройство, если человек хочет заехать туда, куда запрещено.

Увы, не все разъезжают по городу на арендованных самокатах. У многих петербуржцев есть собственные железные кони. И, как свидетельствует статистика аварийности, подавляющая часть ДТП происходит именно с участием частных транспортных средств. Сколько их колесит по городу — никто не знает, такого учета не су­ществует. Скорее всего, их не меньше, чем прокатных, которых, на секундочку, от 9 до 11 тысяч.

Только в мае в Петербурге произошло несколько ДТП с участием самокатчиков. Во Фрунзенском районе города подросток на двух колесах сбил пожилую пару. Женщина попала в больницу. На Крестовском острове под колеса самоката угодил второклассник. Он был госпитализирован в тяжелом состоянии. В парке Интернационалистов мужчина на электросамокате столкнулся с ребенком на велосипеде. Школьник получил черепно-мозговую травму…

И это только самые резонансные происшествия. А сколько подобных ЧП случается ежедневно в пешеходных зонах — неведомо, такой статистики нет.

По словам начальника управления ГИБДД по Петербургу и Лен­области генерал-майора полиции Алексея Семенова, больше половины столкновений происходит из‑за того, что любители двухколесных коней нарушают Правила дорожного движения.

А что удивляться? Прав на это транспортное средство не требуется, следовательно, изучать ПДД, как это делают все кандидаты в автомобилисты, тоже не надо. Вот и пугают самокатчики своими маневрами как владельцев авто, так и пешеходов.

И самое печальное: если самокат на скорости собьет человека, произошедшее нельзя будет назвать ДТП. С точки зрения закона владелец этого двухколесного транспорта — пешеход. Получается, что, когда он на скорости даже 25 километров в час наезжает на другого пешехода, это как бы столкновение одного человека с другим.

Автомобилиста бы за подобное лишили прав, назначили крупный штраф. А с самокатчика взятки гладки. У него ни прав, ни номеров. И если владелец электросамоката скроется с места ДТП, найти его будет ох как не просто.

Не один год специалисты различных ведомств предлагали приравнять мощные электросамокаты к транспортным средствам. В частности, к мопедам. Тогда для езды на них необходимо будет получать права категории М, соблюдать Правила дорожного движения, ездить строго в шлеме и без пассажиров. И такая инициатива не лишена здравого смысла. Иногда только «кнут» способен держать излишне ретивых водителей электросамокатов в разумных рамках. Но уже долгое время все эти предложения повисают в воздухе.

И как же простым гражданам бороться с лихачами на двух колесах?

Жаловаться. В Северной столице работает специальный контактный центр по вопросам нарушений правил пользования средствами индивидуальной мобильности, включая парковку электросамокатов в неположенных местах. Оставить жалобу можно по телефону +7 (812) 240‑75‑85. Для того чтобы она была зарегистрирована, необходимо сообщить адрес, время и описать проблему.

Однако Минтранс все же не потерял надежду найти управу на лихих наездников. В частности, в новом проекте поправок в ПДД ведомство предлагает полностью запретить движение по тротуарам электросамокатам тяжелее 35 кг и не допускать за их руль людей моложе 14 лет.

Когда будут приняты поправки, сказать сложно. Ведь только на их разработку у Минтранса ушло три года. Столь продолжительные законодательные маневры, согласитесь, тоже радости не добавляют.

#электросамокаты #ПДД #поправки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7195) от 23.06.2022 под заголовком «Опасные маневры».


Комментарии