Строго по правилам. В России разработают ГОСТ для электросамокатов

Сезон электросамокатов набирает обороты. Он обещает быть еще более напряженным, чем прошлый. Подтверждения тому мы находим в том числе и в сводках происшествий. 9 мая: лечение потребовалось второкласснику после совместной с отцом поездки на электросамокате в Киришах. После падения у ребенка — закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение мозга. 11 мая: 11‑летний мальчик сбит 25‑летним электросамокатчиком на Петроградской стороне, школьника увезла скорая. 15 мая: семилетний малыш на роликах попал под электросамокат у «Газпром-арены». За рулем средства индивидуальной мобильности был также несовершеннолетний — десятиклассник из другого региона. Старший отделался ушибами, у младшего — серьезные травмы внутренних органов.

Строго по правилам. В России разработают ГОСТ для электросамокатов | ФОТО Дмитрий СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрий СОКОЛОВА

Всего одна неделя — и уже три несчастья. Что будет дальше?

Этим вопросом задаются не только пешеходы и автомобилисты, то есть те, кто опасается быть сбитым средствами индивидуальной мобильности (СИМ) на тротуарах или, напротив, — сбить СИМ, неожиданно возникший на пешеходном переходе или проезжей части, но и кикшеринговые компании, вложившие в подготовку к новому сезону сотни миллионов рублей.

Они, надо признать, с прошлого года сами пытаются урегулировать бизнес, сделать его безопаснее и прийти к компромиссу с влас­тями на местном уровне, заключая прямые соглашения: в Москве со столичной мэрией, в Петербурге — со Смольным. Им пришлось пойти по этому пути, поскольку федерального правового регулирования индивидуальной «электромобильности» до сих пор нет.

Внести ее в свод Правил дорожного движения пытаются уже несколько лет — тогда можно будет закрепить требования к «водителям» этих средств передвижения, к местам их использования, скорости и ответственности при ДТП. Минтранс и ГИБДД подготовили проект поправок к ПДД, выделяющих электросамокаты, моноколеса, гироскутеры в особую категорию средств индивидуальной мобильности. Проект с прошлого года находится без движения в правительстве. «Уличные гаджеты» (даже те, что способны передвигаться со скоростью 50 – 100 км/час) пока не признаны законом моторизованными транспортными средствами. А значит, требования к ним — как к пешеходам. И ДТП уже не ДТП, а столкновение пешеходов, даже если в результате есть травмированные или погибшие.

Случаи, когда ГИБДД и суд принимают иную точку зрения (например, отбирают водительские права у нетрезвого пользователя скоростного электросамоката), пока единичные. Сложилась практика: ГИБДД признает пользователей электросамокатов мощностью до 250 кВт (развиваемая скорость до 25 км/час) пешеходами, СИМ мощностью 0,25 – 4 кВт (скорость до 50 км/ч) приравнивают к мопеду, а те, что мощнее 4 кВт (свыше 50 км/час), — к мотоциклу. Отсюда все соответствующие каждому способу передвижения, требования: возраст водителя наличие шлема, прав категории М или А и т. д.).

Напомним, первые шеринговые СИМ появились в Северной столице летом 2019 года — тогда в город зашли сервисы toGo и Whoosh с несколькими сотнями машин каждый. В 2021‑м в Петербурге и Ленинградской облас­ти работало уже с десяток прокатных компаний с общим парком от 10 до 12,5 тысячи электросамокатов в пик сезона (причем 11 тысяч приходилось на тройку лидеров — Whoosh, Molnia и Urent).

Нынешней весной в нашем городе заработали семь компаний: Whoosh, Molnia, Busy Fly, Mangoo, Urent, «По пути», а также новый серьезный игрок на местном поле — «Яндекс Go», который в апреле привез в наш город около 5 тысяч самокатов и рассчитывает занять в будущем чуть не треть рынка. Остальные компании по части парка тоже не скромничают: Whoosh наращивает число электросамокатов в Петербурге с прошлогодних 6 тысяч до 9 – 10, Urent — с 5 тысяч до 7… По ожиданиям ряда экспертов, нынче на улицы Северной столицы выкатится как минимум вдвое больше единиц СИМ, чем годом ранее, то есть 20 – 25 тысяч. При этом спрос нынешней весной, по оценкам самих предпринимателей, вырос не столь значительно — на 20 – 25 % по сравнению с весной 2021‑го.

Но это не предел, ведь лето еще не началось и туристов пока немного…

Договоры с городом о соблюдении некоторых правил игры и добровольных самоограничениях в интересах безопасности и мира между пешеходами, водителями и пользователями электрических СИМ нынче подписали все семь кикшеринговых сервисов. В них оговариваются число предлагаемых каждой компанией в аренду самокатов, а главное — ограничения скорости движения и правила парковки.

Предусмотрены зоны, где проезд на электросамокате вовсе запрещен (например, по Дворцовой, Сенатской и Исаакиевской площадям, Невскому проспекту, Малой Морской и Большой Конюшенной улицам, Адмиралтейской набережной и др.), а также «медленные» зоны, где ограничена скорость движения на СИМ. В парках и людных местах самокаты автоматически будут снижать скорость до 15, 10 или даже «пешеходных» 6 км/час. Как пояснили в комитете по транспорту Петербурга, скоростные ограничения коснулись прежде всего мест повышенного пешеходного трафика (например, пл. Восстания, Пушкинская и Садовая улицы и др.), а также парков и скверов без выделенных велодорожек. На остальной территории города разрешено движение на скорости до 20 км/час.

Соглашением вводится запрет на парковку СИМ ближе 15 ­метров от остановок общественного транспорта и вестибюлей метро, их также нельзя оставлять на газонах, территориях зеленых насаждений и в других местах, где они могут помешать пешеходам и машинам.

Такое соглашение не пустые обязательства. Прелесть шеринговых СИМ в том, что соблюдение оговоренных правил гарантируется самим сервисом и устройством электросамокатов. В парках и людных местах они автоматически плавно снижают скорость, а там, где им ехать запрещено, машина вовсе автоматически отключает ее — пользователю придется пройти эту зону пешком, проверено на себе. А клиенты, оставившие самокат в неположенном месте, то есть вне виртуальной стоянки, получат штраф от 500 рублей и блокировку в сервисе проката.

Можно было бы успокоиться и поверить в светлое упорядоченное будущее нового средства передвижения в нашем городе, если бы не годовая статистика ДТП со средствами индивидуальной мобильности, опубликованная недавно Научным центром безопасности дорожного движения МВД.

Тут есть над чем подумать.

Всего в прошлом году в РФ произошло 672 аварии (+67,5% к 2020‑му) с 20 погибшими и 704 травмированными. ­Участниками 51% ДТП были СИМ ­мощностью 0,25 – 4 кВт, 11% — мощнее 4 кВт. В 5% ДТП пользователи СИМ оказались пьяными…

Но самое, пожалуй, главное: самокаты кикшеринговых сервисов участвовали всего в 10% этих ДТП, остальные 90% аварийных СИМ были частными. При этом продажи электросамокатов в России за прошлый год выросли почти втрое, а «розница» оказалась вдвое более «массовой», чем закупки кикшеринговых компаний.

И вот главная новость прошедшей недели, которая пришла из пресс-службы Минпромторга: ГОСТ с базовыми требованиями к безопасности и максимальной скорости движения электрических СИМ (появилась аббревиатура ЭСИМ) будет разработан нынче. При этом ведомство станет добиваться, чтобы «все ввозимые в Россию электросамокаты, моноколеса и гироскутеры имели предустановленный производителем ограничитель скорости 25 километров в час, функцию автоматического замедления в парках, а также систему спутникового слежения». То есть чтобы у «устройств из магазинов» было все то, что уже используют в своей практике операторы кикшеринга.

Эксперты, ознакомившиеся с проектом документа, заволновались: ГОСТ выдвигает ЭСИМ условия в ряде случаев более строгие, чем к автомобилям и мотоциклам (например, по защите от влаги и контролю температуры датчиками). Есть требования для диаметра и ширины шин, площади противоскользящей поверхности на самокатах, по наличию фар, задних фонарей и световозвращателей. При неисправности в системе питания ­электросамокаты, по ­ГОСТу, должны будут замедляться до полной остановки. А двигатель должен включаться только ­после «двух независимых и разнородных действий преднамеренного характера», то есть помимо нажатия ручки газа придется активировать еще какую‑то кнопку. В случае если водитель по ошибке нажал тормоз и акселератор одновременно, ЭСИМ предписано тормозить…

Больше всего споров вызовут, надо полагать, скоростные ограничения для ЭСИМ. Позицию любителей «покатушек» на скорости 50 – 100 км/час в расчет брать не будем. Но есть и другая, о которой стоит подумать: по данным одного из сервисов, 75 – 85% всех поездок совершаются по транспортному, а не развлекательному сценарию — люди добираются на СИМ до остановок и метро. При снижении скорости ниже 20 км/час самокат, во‑первых, начнет проигрывать машине (отчего изначальный смысл кикшеринга как экологичной и удобной замены автомобилей теряется), а во‑вторых, станет дороже для клиентов — они‑то оплачивают сервису время аренды, а не преодоленные километры.

Сбор замечаний к проекту стандарта для ЭСИМ продолжится до конца июня, сообщили в Минпромторге.

Кстати, по словам одного из экспертов рабочей группы при правительстве РФ, при падении с электросамоката на скорости 40 км/час человек ударится об асфальт с той же силой, как если бы он упал с  ­7‑метровой высоты. Если скорость ­60 км/час — он получит такие же травмы, как если бы упал с четвертого этажа.

О нарушениях правил пользования электросамокатами, включая парковку в неположенных местах, можно сообщить на «горячую линию» по телефону +7 (812) 240‑75‑85.

#электросамокаты #пешеходы #транспорт #ПДД

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7172) от 20.05.2022 под заголовком «СИМ-СИМ, закройся?».


Комментарии