Строго по правилам. В России разработают ГОСТ для электросамокатов

Сезон электросамокатов набирает обороты. Он обещает быть еще более напряженным, чем прошлый. Подтверждения тому мы находим в том числе и в сводках происшествий. 9 мая: лечение потребовалось второкласснику после совместной с отцом поездки на электросамокате в Киришах. После падения у ребенка — закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение мозга. 11 мая: 11‑летний мальчик сбит 25‑летним электросамокатчиком на Петроградской стороне, школьника увезла скорая. 15 мая: семилетний малыш на роликах попал под электросамокат у «Газпром-арены». За рулем средства индивидуальной мобильности был также несовершеннолетний — десятиклассник из другого региона. Старший отделался ушибами, у младшего — серьезные травмы внутренних органов.

Строго по правилам. В России разработают ГОСТ для электросамокатов | ФОТО Дмитрий СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрий СОКОЛОВА

Всего одна неделя — и уже три несчастья. Что будет дальше?

Этим вопросом задаются не только пешеходы и автомобилисты, то есть те, кто опасается быть сбитым средствами индивидуальной мобильности (СИМ) на тротуарах или, напротив, — сбить СИМ, неожиданно возникший на пешеходном переходе или проезжей части, но и кикшеринговые компании, вложившие в подготовку к новому сезону сотни миллионов рублей.

Они, надо признать, с прошлого года сами пытаются урегулировать бизнес, сделать его безопаснее и прийти к компромиссу с влас­тями на местном уровне, заключая прямые соглашения: в Москве со столичной мэрией, в Петербурге — со Смольным. Им пришлось пойти по этому пути, поскольку федерального правового регулирования индивидуальной «электромобильности» до сих пор нет.

Внести ее в свод Правил дорожного движения пытаются уже несколько лет — тогда можно будет закрепить требования к «водителям» этих средств передвижения, к местам их использования, скорости и ответственности при ДТП. Минтранс и ГИБДД подготовили проект поправок к ПДД, выделяющих электросамокаты, моноколеса, гироскутеры в особую категорию средств индивидуальной мобильности. Проект с прошлого года находится без движения в правительстве. «Уличные гаджеты» (даже те, что способны передвигаться со скоростью 50 – 100 км/час) пока не признаны законом моторизованными транспортными средствами. А значит, требования к ним — как к пешеходам. И ДТП уже не ДТП, а столкновение пешеходов, даже если в результате есть травмированные или погибшие.

Случаи, когда ГИБДД и суд принимают иную точку зрения (например, отбирают водительские права у нетрезвого пользователя скоростного электросамоката), пока единичные. Сложилась практика: ГИБДД признает пользователей электросамокатов мощностью до 250 кВт (развиваемая скорость до 25 км/час) пешеходами, СИМ мощностью 0,25 – 4 кВт (скорость до 50 км/ч) приравнивают к мопеду, а те, что мощнее 4 кВт (свыше 50 км/час), — к мотоциклу. Отсюда все соответствующие каждому способу передвижения, требования: возраст водителя наличие шлема, прав категории М или А и т. д.).

Напомним, первые шеринговые СИМ появились в Северной столице летом 2019 года — тогда в город зашли сервисы toGo и Whoosh с несколькими сотнями машин каждый. В 2021‑м в Петербурге и Ленинградской облас­ти работало уже с десяток прокатных компаний с общим парком от 10 до 12,5 тысячи электросамокатов в пик сезона (причем 11 тысяч приходилось на тройку лидеров — Whoosh, Molnia и Urent).

Нынешней весной в нашем городе заработали семь компаний: Whoosh, Molnia, Busy Fly, Mangoo, Urent, «По пути», а также новый серьезный игрок на местном поле — «Яндекс Go», который в апреле привез в наш город около 5 тысяч самокатов и рассчитывает занять в будущем чуть не треть рынка. Остальные компании по части парка тоже не скромничают: Whoosh наращивает число электросамокатов в Петербурге с прошлогодних 6 тысяч до 9 – 10, Urent — с 5 тысяч до 7… По ожиданиям ряда экспертов, нынче на улицы Северной столицы выкатится как минимум вдвое больше единиц СИМ, чем годом ранее, то есть 20 – 25 тысяч. При этом спрос нынешней весной, по оценкам самих предпринимателей, вырос не столь значительно — на 20 – 25 % по сравнению с весной 2021‑го.

Но это не предел, ведь лето еще не началось и туристов пока немного…

Договоры с городом о соблюдении некоторых правил игры и добровольных самоограничениях в интересах безопасности и мира между пешеходами, водителями и пользователями электрических СИМ нынче подписали все семь кикшеринговых сервисов. В них оговариваются число предлагаемых каждой компанией в аренду самокатов, а главное — ограничения скорости движения и правила парковки.

Предусмотрены зоны, где проезд на электросамокате вовсе запрещен (например, по Дворцовой, Сенатской и Исаакиевской площадям, Невскому проспекту, Малой Морской и Большой Конюшенной улицам, Адмиралтейской набережной и др.), а также «медленные» зоны, где ограничена скорость движения на СИМ. В парках и людных местах самокаты автоматически будут снижать скорость до 15, 10 или даже «пешеходных» 6 км/час. Как пояснили в комитете по транспорту Петербурга, скоростные ограничения коснулись прежде всего мест повышенного пешеходного трафика (например, пл. Восстания, Пушкинская и Садовая улицы и др.), а также парков и скверов без выделенных велодорожек. На остальной территории города разрешено движение на скорости до 20 км/час.

Соглашением вводится запрет на парковку СИМ ближе 15 ­метров от остановок общественного транспорта и вестибюлей метро, их также нельзя оставлять на газонах, территориях зеленых насаждений и в других местах, где они могут помешать пешеходам и машинам.

Такое соглашение не пустые обязательства. Прелесть шеринговых СИМ в том, что соблюдение оговоренных правил гарантируется самим сервисом и устройством электросамокатов. В парках и людных местах они автоматически плавно снижают скорость, а там, где им ехать запрещено, машина вовсе автоматически отключает ее — пользователю придется пройти эту зону пешком, проверено на себе. А клиенты, оставившие самокат в неположенном месте, то есть вне виртуальной стоянки, получат штраф от 500 рублей и блокировку в сервисе проката.

Можно было бы успокоиться и поверить в светлое упорядоченное будущее нового средства передвижения в нашем городе, если бы не годовая статистика ДТП со средствами индивидуальной мобильности, опубликованная недавно Научным центром безопасности дорожного движения МВД.

Тут есть над чем подумать.

Всего в прошлом году в РФ произошло 672 аварии (+67,5% к 2020‑му) с 20 погибшими и 704 травмированными. ­Участниками 51% ДТП были СИМ ­мощностью 0,25 – 4 кВт, 11% — мощнее 4 кВт. В 5% ДТП пользователи СИМ оказались пьяными…

Но самое, пожалуй, главное: самокаты кикшеринговых сервисов участвовали всего в 10% этих ДТП, остальные 90% аварийных СИМ были частными. При этом продажи электросамокатов в России за прошлый год выросли почти втрое, а «розница» оказалась вдвое более «массовой», чем закупки кикшеринговых компаний.

И вот главная новость прошедшей недели, которая пришла из пресс-службы Минпромторга: ГОСТ с базовыми требованиями к безопасности и максимальной скорости движения электрических СИМ (появилась аббревиатура ЭСИМ) будет разработан нынче. При этом ведомство станет добиваться, чтобы «все ввозимые в Россию электросамокаты, моноколеса и гироскутеры имели предустановленный производителем ограничитель скорости 25 километров в час, функцию автоматического замедления в парках, а также систему спутникового слежения». То есть чтобы у «устройств из магазинов» было все то, что уже используют в своей практике операторы кикшеринга.

Эксперты, ознакомившиеся с проектом документа, заволновались: ГОСТ выдвигает ЭСИМ условия в ряде случаев более строгие, чем к автомобилям и мотоциклам (например, по защите от влаги и контролю температуры датчиками). Есть требования для диаметра и ширины шин, площади противоскользящей поверхности на самокатах, по наличию фар, задних фонарей и световозвращателей. При неисправности в системе питания ­электросамокаты, по ­ГОСТу, должны будут замедляться до полной остановки. А двигатель должен включаться только ­после «двух независимых и разнородных действий преднамеренного характера», то есть помимо нажатия ручки газа придется активировать еще какую‑то кнопку. В случае если водитель по ошибке нажал тормоз и акселератор одновременно, ЭСИМ предписано тормозить…

Больше всего споров вызовут, надо полагать, скоростные ограничения для ЭСИМ. Позицию любителей «покатушек» на скорости 50 – 100 км/час в расчет брать не будем. Но есть и другая, о которой стоит подумать: по данным одного из сервисов, 75 – 85% всех поездок совершаются по транспортному, а не развлекательному сценарию — люди добираются на СИМ до остановок и метро. При снижении скорости ниже 20 км/час самокат, во‑первых, начнет проигрывать машине (отчего изначальный смысл кикшеринга как экологичной и удобной замены автомобилей теряется), а во‑вторых, станет дороже для клиентов — они‑то оплачивают сервису время аренды, а не преодоленные километры.

Сбор замечаний к проекту стандарта для ЭСИМ продолжится до конца июня, сообщили в Минпромторге.

Кстати, по словам одного из экспертов рабочей группы при правительстве РФ, при падении с электросамоката на скорости 40 км/час человек ударится об асфальт с той же силой, как если бы он упал с  ­7‑метровой высоты. Если скорость ­60 км/час — он получит такие же травмы, как если бы упал с четвертого этажа.

О нарушениях правил пользования электросамокатами, включая парковку в неположенных местах, можно сообщить на «горячую линию» по телефону +7 (812) 240‑75‑85.

#электросамокаты #пешеходы #транспорт #ПДД

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7172) от 20.05.2022 под заголовком «СИМ-СИМ, закройся?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.