Объявлены лауреаты ежегодной премии СПБГУ имени академика Бориса Пиотровского

Премия за практические достижения в области сохранения культурного наследия.

Объявлены лауреаты ежегодной премии СПБГУ имени академика Бориса Пиотровского | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Премию за 2023 год получили Наталья Перова, художник-реставратор из Музея истории религии, ассистент-стажер Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, и междисциплинарная группа в составе Марии Кузнецовой, реставратора из Академии художеств, и ученых-химиков Михаила Кинжалова и Николая Ростовского.

Работа Перовой посвящена сравнительному исследованию составов, которые используются для укрепления древесины, повреж­денной жуком-точильщиком. Это особенно важно при реставрации икон и картин на дереве. «Как правило, каждая реставрационная мастерская пользуется одним из составов просто по традиции, ― пояснила Наталья Перова. — Мы сравнили основные физико-химические параметры выбранных пропиток, изучили методики их использования и примеры практического применения. На тестовых образцах древесины выполнили ряд лабораторных исследований. Результаты этой работы позволят реставраторам подбирать оптимальный состав для каждого произведения в зависимости от характера разрушений древесины и особенностей красочного слоя».

Междисциплинарная группа получила премию за реставрацию бюс­та известного химика академика Алексея Фаворского, работавшего в Университете. Бронзовый бюст был установлен в 1951 году в здании химического факультета, сейчас он находится в Институте химии СПбГУ. «На всех фотографиях мы видим Фаворского в очках, и на бюс­те они, вероятно, тоже были, сохранились дужки, — рассказал Михаил Кинжалов. — Но скульпторы, с которыми мы консультировались, пояснили, что считается нормальным выполнить лишь дужки, поэтому, возможно, очков и не предполагалось. Мы решили это выяснить».

Информация о бюсте была скудной, на тыльной стороне находилась надпись «Отлит в мастерских Академии художеств» и подпись — Михайлов. В начале 1950‑х годов в Ленинграде работали три скульптора с такой фамилией. Счастливый случай помог установить автора. В архиве семьи Фаворских хранится фотография скульптора, работающего над моделью бюста, это был Николай Васильевич Михайлов, который ранее участвовал в воссоздании петергофского Самсона. На снимке очки хорошо видны.

Мария Кузнецова не только воссоздала утраченные очки у бронзового бюста, но и провела аналогичную работу для гипсовой модели, которая находится в Иркутском институте органической химии имени А. Е. Фаворского Сибирского отделения РАН.


#премия #конкурс #СПБГУ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7560) от 06.12.2023 под заголовком «Победа по очкам».


Комментарии