Общественный транспорт на Суворовском получил «зеленую волну»

С конца ноября «Горэлектротранс» начал тестирование новой системы по обеспечению приоритетного проезда общественного транспорта на одной из самых загруженных в часы пик городских магистралей – Суворовском проспекте.

Общественный транспорт на Суворовском получил «зеленую волну»  | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Впрочем, тестированием это пока сложно назвать – скорее, так, показательные выступления. Ведь специальное оборудование, позволяющее рогатым «сообщать» о своем приближении к перекресткам, установлено всего на двух троллейбусах 5-го маршрута, а распознающие и принимающие решение контроллеры на светофорных объектах – лишь на отрезке проспекта длиной 720 метров, между 9-й и 2-й Советскими улицами. Все остальные троллейбусы маршрутов № 5, 7, 11, 16 и 33, а также автобусы № 54 и 181 ходят здесь, как и прежде ходили, – в соответствии с рассчитанными для Суворовского проспекта транспортными моделями.

Советские улицы пересекают проспект, как частая гребенка. Светофоры и пешеходные переходы на пути автотранспорта – через каждые сто метров, а иной раз и меньше. И такие стометровки в сочетании с частыми остановками для вальяжных троллейбусов и автобусов, конечно же, отнюдь не спринтерские. Некоторые переходы на этом отрезке до недавнего времени были нерегулируемыми, что создавало удобство для пешеходов, но никак не для общественного транспорта. Троллейбусы и автобусы здесь больше тормозят, стоят или набирают ход и снова тормозят, чем едут вперед.

Местные жители знают: от 6 – 7-й или даже от 8 – 9-й Советских до площади Восстания бывает быстрее добежать ногами, чем подъехать на транспорте. И уж точно не стоит рисковать своим временем, усаживаясь в троллейбус, если на подступах к 2-й Советской наблюдается пробка. А она здесь, увы, почти всегда...

Теперь на прежде нерегулируемых перекрестках с 4-й, 6-й и 7-й Советскими улицами появились новые «умные» светофоры, а с 9-й Советской – еще и островок безопасности для пешеходов. Остальные шесть светофоров на этом участке модернизировали, дооснастив их приемо-передающими стационарными модулями с контроллерами, датчиками и видеокамерами. Светофорные объекты соединены линиями оптоволоконной связи между собой, а также с Центром управления дорожным движением, который обеспечивает координацию их работы. Получив данные от приближающегося троллейбуса, дорожный контроллер принимает решение – либо удлинить действующую светофорную фазу, либо ее сократить.

Для обеспечения прямой радиосвязи со светофорами на двух троллейбусах установлено специальное оборудование.

На борту монтируется блок передачи данных (он размещен в кабине водителя под обшивкой) и три антенны на крыше троллейбуса, – говорит начальник службы компьютерных технологий, связи и коммуникаций «Горэлектротранса» Сергей Ващенков. – Радиус действия системы – порядка 400 метров. Этого вполне достаточно, чтобы светофор, идентифицировав троллейбус, успел принять решение, и чтобы необходимые предупреждающие сигналы на перекрестках сработали в режиме «зеленой волны» для общественного транспорта. При этом отсекаются транспортные потоки, которые мешают его приоритетному движению.

Светофоры будут также регулировать точность расписания при подъезде троллейбусов к остановке.

Испытания новой технологии на двух троллейбусах – это первый тестовый запуск системы «зеленая волна» в Петербурге. Их цель – выяснить, насколько эффективной и безопасной окажется такая система для всех участников дорожного движения.

Первые результаты специалистов вдохновили:

Когда мы начали тестировать систему, время прохождения троллейбуса по Суворовскому до Староневского проспекта сократилось практически вдвое, – рассказывает заместитель директора ГЭТ по организации перевозок и управлению на транспорте Евгений Власов. – Ведь основное время троллейбус теряет на светофорах, когда горит красный свет. Светофорные циклы здесь – от 60 до 120 секунд. А если светофоры будут переключаться под его движение, время проезда сократится в два раза или даже больше.

После того как система докажет свою эффективность, технологию «зеленой волны» начнут применять на самых загруженных городских магистралях. Следующим этапом станет «озеленение» участка Староневского проспекта, что позволит «развязать» сложный узел вокруг площади Восстания. В итоге на этом этапе приоритет движения общественного транспорта будет обеспечен на Суворовском от Невского проспекта до Заячьего переулка. На втором, в 2022 году, «умные» светофоры появятся на участке Суворовского пр. от Заячьего переулка до Тульской улицы, а потом и далее, через следующий трудный «пробочный» узел, – до Большеохтинского моста. Планируется, что «зеленая волна» пройдет и по центру – через Невский проспект и на Малую Морскую...

Интеллектуальные светофоры и интеллектуальный транспорт – это перспектива для Петербурга на ближайшие годы, – считает заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков. – На этот счет разработана специальная программа в рамках развития новой транспортной модели. В перспективе весь городской транспорт будет ходить по выделенным приоритетным полосам.

#общественный транспорт #дорожное движение #проезд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7065) от 06.12.2021 под заголовком «Суворовский «озеленили»».


Комментарии